Проект "Экологические привычки"
В исследовательской работе и проекте по экологии "Экологические привычки" автор проанализировала, как экологические привычки могут помочь сохранить окружающую среду и природные ресурсы.
В процессе исследовательской работы по экологии на тему «Экологические привычки» обучающаяся 9 класса проверила действие экологических привычек на практике, сделала расчеты потребления воды, электричества, пластиковых пакетов в быту с целью выявления денежных расходов, посчитала экономию бюджета и ресурсов, провела экологические акции и мероприятия в гимназии, а также показала, что экологические привычки могут помочь сократить количество отходов и принести пользу (выгоду).
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по экологии на тему «Экологические привычки» автор сделала выводы о том, что каждый человек по отдельности может сохранить не так уж и много, но большое всегда начинается с малого. Это как с уборкой: ни один человек не может убрать целый город, но если каждый уберет собственный подъезд и небольшой участок перед домом, то город станет чистым. Правильные экологические привычки, привитые с детства, должны стать естественными бытовыми привычками, которые не обременяют существование человека, а позволяют жить в гармонии с окружающей средой.
Оглавление
Введение
1. Экологический образ жизни. Современные экологические привычки
2. Личный опыт формирования повседневных привычек в моей семье
3. Опыт формирования экологического образа жизни вместе с классом
4. Формирование экопривычек у гимназистов. Результаты работы
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Думаю, каждый хотя бы раз в жизни всерьез задумывался, как сделать мир лучше. Мы все живем на одной планете и являемся “крошечной частью” единого организма. От каждого человека зависит, в каком мире мы живем сейчас и что оставим будущим поколениям. К сожалению, человек давно перестал жить в гармонии с окружающей природой. За время существования человеческой цивилизации накопилось много экологических проблем, которые требуют безотлагательного решения.
В результате сегодня планета Земля как никогда близка к экологической катастрофе. В 2021 году численность населения планеты составила 7, 8 миллиардов человек! Каждый из нас вносит в природу свой экослед и даже не подозревает, к каким ужасным последствиям приводят привычки современного общества бездумного потребления. Что может быть полезнее для человечества, чем попытка сохранить природу, экологию и так быстро заканчивающиеся ресурсы?
Актуальность: в условиях усложнения экологической ситуации на нашей планете, человеку невозможно оставаться безучастному к вопросам экологии. Каждый ответственный житель Земли должен начать с себя, с перестройки своего сознания, с формирования правильных экологических привычек, т.к. они напрямую оказывают влияние на состояние окружающей среды.
Цели:
- Проанализировать, как экологические привычки могут помочь сохранить окружающую среду и природные ресурсы.
Задачи:
- изучить литературу и материалы Интернет-ресурсов по теме;
- проверить действие экологических привычек на практике;
- сделать расчеты потребления воды, электричества, пластиковых пакетов в быту с целью выявления денежных расходов, посчитать экономию бюджета и ресурсов;
- провести экологические акции и мероприятия в гимназии;
- показать, что экологические привычки могут помочь сократить количество отходов и принести пользу (выгоду).
Методы исследования:
- научное познание (изучение дополнительной литературы);
- анализ информации;
- статистический метод.
Предмет исследования: экологические привычки гимназистов.
Место исследования: МБОУ гимназия №12, город Каменск-Шахтинский.
Сроки исследования: январь 2021- январь 2022 г.
1. Экологический образ жизни. Современные экологические привычки
В русском языке до сих пор нет такого понятия, которое выражало бы полностью англоязычное выражение «to go green» (дословно: «податься в зеленые»). Наиболее близкое выражение — «приобрести экологические привычки», но на самом деле всё гораздо глубже. To go green означает изменить мышление и образ жизни так, чтобы каждое твое действие было максимально полезно для человечества в целом.
Экологическое мышление— это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.
Экологическое мышление состоит из:
- поддержания и принятия экологических ценностей;
- понимания взаимосвязи всех процессов в природе;
- понимания, что каждый несет ответственность за будущее;
- избавления от потребительского отношения к природе.
Экологическое сознание - это обязательная предпосылка для формирования экологического мышления. Это способность человека понимать, что он является частью природы. А не выделять себя как самостоятельную систему, которая не зависит от внешнего мира.
Экологически ответственное поведение — это способность действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды.
Экологические привычки - это привычки, в сфере потребления природных ресурсов, контакта с природой, нацеленные на уменьшение вредных отходов и заботу о природе. Формирование экопривычек с раннего возраста может значительно помочь снизить экологический след каждого человека и окажет существенное влияние на решение сложных экологических проблем современности.
Ещё в 1970-х годах эколог Барри Коммонер изложил в виде простых афоризмов четыре правила экологии, которые объясняют обществу опасность легкомысленного отношения к окружающей среде.
«Все связано со всем» - так звучит первый закон экологии. Первый закон утверждает, что все компоненты природы находятся во взаимосвязи и если человечество изменяет что либо в одной части биосферы, то это непременно влияет на другие ее части, чаще всего негативно. Второй постулат гласит: «Все нужно куда-то девать». Природа способна разлагать только те вещества, которые сама синтезировала. В соответствии с первым законом, всякое загрязнение вернется к человеку обратно.
Это позволяет по-новому рассматривать проблему отходов. Создание человеком новых веществ, которые невозможно разрушить без вреда для природы, привело к проблеме накопления отходов, там, где их не должно быть. Третий принцип звучит так: «Природа знает лучше». Активное преобразование человеком природной среды, с целью «улучшения» природы, может привести к необратимым последствиям. Четвертый постулат основывается на законе рационального природопользования и гласит: «За все нужно платить». Экономия средств на защите окружающей среды оборачивается для человека осложнением здоровья, экологическими катастрофами и снижением качества условий для жизни.
Если следовать законам Б. Комонера, разумно относится к природе экономно потреблять ресурсы, то в отношениях с окружающей средой можно достичь столь необходимого баланса. Для этого необходимо чтобы общество настроилось на экологическое мышление и поведение, сформировало в социуме устойчивые повседневные экологические привычки.
2. Личный опыт формирования повседневных привычек в моей семье.
В нашей школе достаточно много внимания уделяют экологическому воспитанию. С начала 5 класса я являюсь активным членом волонтерского отряда «Экопатруль», участвую во всех акциях и мероприятиях экологической направленности. За период членства в экоотряде я много узнала об экологических проблемах и задумалась о важности формирования экологических привычек в социуме, в частности среди учащихся гимназии. Углубленно изучая тему негативного влияния бытовых отходов на экологию и живую природу, стало страшно за будущее планеты и человечества. Это подтолкнуло меня к пересмотру своих повседневных привычек.
На своем опыте я поняла, что можно реально сократить количество мусора в быту и даже немного сэкономить бюджет и ресурсы. К сожалению, мне не удалось в полной мере разделять бытовой мусор т.к. в Каменске-Шахтинском, в городе котором я живу, попросту еще не оборудованы площадки по раздельному сбору мусора, но некоторые экопривычки все, же прочно поселились в нашей семье.
Перечислю некоторые из них:
- наша семья отказалась от использования для освещения квартиры от неэффективных ламп накаливания, а также от эксплуатации хоть и менее энергозатратных, но сложных для утилизации (в нашем городе) люминесцентных ламп;
- при стирке белья, мы следим за тем, чтобы стиральная машина-автомат была полностью загружена и работала в экономичном режиме. Это помогло снизить количество стирок;
- аккуратно расходуем воду, когда заботимся о личной гигиене
- стали использовать минимальное количество посуды при еде и приготовлении пищи, а так же мыть посуду, овощи, фрукты в ёмкости, а не под постоянной струей;
- посещая магазины, я перестала приобретать пластиковые пакеты, а купленные товары стала складывать в тканевую сумку – шопер;
- мы ограничили использование на кухне агрессивных чистящих средств, заменив их, по возможности, обыкновенной пищевой содой;
- за время адаптации к новым бытовым привычкам в квартире скопилось значительное количество макулатуры и батареек, которые я вместе с родителями стала сдавать в специализированные пункты приема.
Результат, которого я с родителями достигла за год эксперимента, приятно порадовал. Замена старых ламп накаливания на светодиодные, существенно снизили количество потребляемой электроэнергии и уменьшили расходы на её оплату (Приложение 1). Разумное и экономное расходование воды в быту, уменьшили показания потребления воды и расходы денежных средств. (Приложение 2). Отказ от пластиковых пакетов в магазинах привел к заметному снижению объёмов мусора и экономии семейного бюджета (Приложение 3). Исходя из полученных мною подсчетов, можно сделать вывод, что бережный подход к потреблению ресурсов определенно приносит существенную экономию семейному бюджету, а также снижает объем негативного воздействия на природу.
3. Опыт формирования экологического образа жизни вместе с классом.
Нужно сказать, что в нашей гимназии заведены экологические привычки. С 2015 года мы собираем на утилизацию батарейки. В 2021 году волонтерский отряд «Экопатруль», активным членом которого я являюсь, провел акцию «Сдай батарейку - спаси планету!» (Приложение 3. рис.1). За время проведения этой акции трудами всей гимназии собрали 47 кг использованных батареек. Их мы отнесли в специальный пункт приема. (Приложение 4. рис.2). Кроме того, мы ежегодно участвуем в школьной акции по сбору макулатуры, предварительно накапливая ее дома.
С пятого класса в нашем коллективе появилась традиция устраивать субботники. Начиная с 2018 года, я вместе с классом регулярно убираю оголенное (октябрь, апрель) русло реки Северский Донец, очищая его от бытового мусора (Приложение 5, рис 4). Результат уборки почти всегда удручает – от 18 мешков мусора (объемом 120 л) в 2019 году , до 11 мешков в 2021(Приложение 5, рис 5). Но все, же наметилась положительная тенденция! Мы не перестаем показывать пример в заботе об окружающей среде.
С 2021 года я и мои одноклассники предложили гимназистам присоединиться к акции «Крышка – оживишка», которую в нашем городе проводит благотворительный фонд «Оживи», заботящийся о бездомных животных. (Приложение 6, рис 6, рис 7). Мы рассказали гимназистам о проблеме утилизации ТБО, в частности, пластика. За время проведения акции наш отряд «Экопатруль» не только собрал на утилизацию 75 кг пластиковых крышек (Приложение 6, рис 6) на сумму 1750 рублей, которую мы перечислили фонду для ухода за бездомными животными, но и привлекли к этой акции воспитанников реабилитационного центра и студентов местного химико-механического техникума. Эту акцию мы решили проводить на постоянной основе. За активную помощь в проведении акции «Крышка – оживишка», благотворительный фонд «Оживи» вручил нашему экологическому отряду благодарственное письмо (Приложение 7, рис 8).
В декабре 2021 года по моей инициативе вместе нашим волонтерским отрядом была проведена новая акция «Ёлки для парка ЛОГА». Я вместе с активистами отряда посещали ребят в разных классах и рассказывали о том, выбор какой новогодней ёлки нанесет меньший вред окружающей среде. Предложили после праздника принести на школьный двор натуральные ёлки для того, чтобы отвести их в парк «Лога». (Приложение 8, рис 9). Муфлоны, европейские косули, альпака и благородные олени парка полакомились еловой хвоей и корой, а еловые стволы работники парка переработали на опилки для подстила в загонах (Приложение 8, рис 10).
Немало усилий было направлено на экопросветительскую работу с гимназистами. Совместно с руководителем волонтерского отряда я подготовила и провела следующие мероприятия : «Экологические привычки» (Приложение 9), «Киловаттный рейд» (Приложение 10), «Все о новогодней ёлочке». Цель проведения этих мероприятий: пробудить интерес к вопросам экологии и сформировать у гимназистов понимание важности экологических привычек.
4. Формирование экопривычек у гимназистов. Результаты работы.
- Акция «Сдай батарейку - спаси планету!» – 48 кг батареек, которые отправились в пункт утилизации;
- Акция «Крышка – оживишка» - 75 кг пластиковых крышек были собраны и переданы на завод «Экопласт» в г. Зверево. Заработанные от утилизации крышек деньги (1750 рублей) направлены в благотворительный фонд «Оживи» на реабилитацию больных, бездомных животных.
- Акция «Сделаем русло реки чистым!» - очистили от бытового мусора пойму и русло реки Северский Донец в районе центрального городского пляжа. 11 мешков ТБО по 120 л объема.
- Акция «Ёлки для парка «ЛОГА» - 26 шт. новогодних ёлок отвезли в парк и отдали в качестве подкормки для животных парка.
- Мероприятия по пропаганде экологических привычек вызвали интерес у гимназистов.
Выводы
- изучив литературу и материалы Интернет-ресурсов по теме «Экологические привычки» я выбрала для себя приемлемые бытовые экологические привычки, которые адаптировала к повседневной жизни;
- рассчитав экономное потребление воды, электричества, пластиковых пакетов в быту, на своем примере, поняла, что экологические привычки могут не только существенно снизить экологический след каждого человека в природе, но и значительно сэкономить его бюджет;
- проведение экологических акций и мероприятий в гимназии помогает формировать правильное экологическое мышление у гимназистов;
- анализ результатов экологических акций проведенных в гимназии, показывает, что школьники с желанием принимают участие в мероприятиях экологической направленности.
Заключение
Конечно, каждый человек по отдельности может сохранить не так уж и много, но большое всегда начинается с малого. Это как с уборкой: ни один человек не может убрать целый город, но если каждый уберет собственный подъезд и небольшой участок перед домом, то город станет чистым. Правильные экологические привычки, привитые с детства, должны стать естественными бытовыми привычками, которые не обременяют существование человека, а позволяют жить в гармонии с окружающей средой.
Список литературы
- Дзятковская Е. Н. Мои экологические привычки/Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы; филиал кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ; ИСМО РАО.- Иркутск: Издательство института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014.
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996).
- Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М. 2000. 174с.
- Цветкова И.В., «Экологический светофор для младших школьников», Педагогическое общество России, Москва, 2000.
Приложение 1.
Таблица расчетов использования для освещения различных видов ламп
Расчет средней стоимости обслуживания ламп различных типов в течении 1 года.
Средний ресурс работы лампы накаливания 1000 часов , т.е. при использовании 8 часов в день 365 дней = 8 час. х 365 дней = 2920 час за год, потребуется 3 замены лампы . Стоимость ламп 30 руб. х 3 = 90 руб.
Средний ресурс работы энергосберегающей светодиодной лампы 20000 часов , т.е. при использовании 8 часов в день 365 дней = 8 час. х 365 дней = 2920 час за год, потребуется 0 замен лампы . Стоимость лампы - 150 руб.
В квартире эксплуатируется 12 светоточек.
Тариф оплаты электроэнергии – 4 руб. -1 кВт/час
Характеристики | Лампа накаливания | Светодиодная лампа |
---|---|---|
Ср. ресурс работы | 1000 часов | 30000 часов |
Количество замен за год | 3 | 0 |
Цена | 30 руб. | 150 руб. |
Мощность, кВт | 0,096 кВт | 0,012 кВт |
Кол-во светоточек в квартире | 12 шт. | 12 шт. |
Количество расходуемой энергии за год | 12 шт. х 0,096 кВт х 365 дн. х 8 час.= 3363,8 кВт | 12 шт. х 0,012 кВт х 365 дн. х 8 час.= 420,5 кВт |
Оплата электроэнергии | 3363,8 х 4 руб.= 13455,2 руб. за год | 420,5 х 4 руб. = 1682 руб. за год |
Результаты замены в квартире ламп накаливания на энергосберегающие светодиодные (12 светоточек) без потери светоотдачи.
Расчет за год :
- экономия энергии 2943 кВт;
- экономия бюджета 11.773 руб.
Приложение 2.
Таблица расчетов потребляемых коммунальных ресурсов.
Примечания к таблице: 1 м3 – 60 руб.
1 л. – 0,06 руб. - водоотведение
Неэкономное (обычное) использование воды
№ | Наименование | Разово | В месяц |
---|---|---|---|
1. | Чистка зубов (кран открыт в течении 1,5 мин.) | (в среднем 15 л. = = 0,9 руб. |
15 л. х 2 раза в день х 30 дней – 900 л. х 0,06 руб = 54 руб. В год 648 руб. |
2. | Принятие ванны (150 л. средний размер ванны) | 150 л. = 9 руб. | 9 руб. х 12 (раз в месяц, т.е. 3 раза в неделю) = 108 руб. |
3. | Принятие душа | 100 л. (за 10 мин.)= 6 руб. | 6 руб. х 30 (ежеднев. принятие) = 180 руб. В год 2160 руб. |
Расход воды 5700 л. 5,7 м3
Итого: 2916 руб.
Экономное использование воды
№ | Наименование | Разово | В месяц |
---|---|---|---|
1. | Чистка зубов (кран закрыт, вода в стакане 250 мл.) | 250 мл. (ополаскивание водой из стакана) = 0,012 руб. | 0,012 руб. х 2 (раза в день) х 30 (дней) = 0,72 руб. В год 8,64 руб. |
2. | Принятие ванны (150 л.) | - | важно сократить количество приемов ванны, заменить на принятие душа |
3. | Принятие душа сократить время до 5 мин. | 30 л. за 5 мин. (6 л./мин.) = 1,8 руб. (кран открыть на сред. мощность) | 1,8 р. х 30 (ежедневное принятие) =54 руб. В год 648 руб. |
Расход воды: 2775 л. 2,8 м3
Итого: 656,6 руб.
Приложение 3.
Расчет количества используемых пластиковых пакетов за год и траты на их приобретение.
В году 52 недели. Посещение магазина - 3 раза в неделю.
Покупка 1 пластикового пакета.
Количество использованных пакетов за год 52 х 3шт. = 156 шт.
Стоимость1 пакета - 5 рублей. 156 шт х 5р. = 780 р.
Постоянное использование сумки-шопера позволит сэкономить 780 р. за год и уменьшить количество используемых пластиковых пакетов.
Рис 1. Акция «Сдай батарейку- спаси планету». Сбор батареек на утилизацию.
Приложение 4.
Рис 2. Передача собранных на утилизацию батареек
Рис 3. Контейнер для сбора батареек в магазине пункту приема «DNS»
Приложение 5.
Рис 4. Уборка русла реки (район центрального пляжа)
Рис 5. Акция «Сделаем русло реки чистым».
Приложение 6.
Рис 6. Сортировка пластиковых крышек.
Рис 7. Акция «Крышка –оживишка». Сбор крышек.
Приложение 7.
Рис 8. Благодарственное письмо фонда «Оживи».
Приложение 8.
Рис 9. Акция «Елочка для парка «ЛОГА»
Рис 10. Подкормка муфлонов в парке
Приложение 9.
Рис 11. Мероприятие «Важные экологические привычки» в 6 «б» классе
Рис 12. Пример сортировки бытовых отходов
Приложение 10.
Рис 13. Информационный стенд «Киловаттный рейд»
Рис 14. Акция «Киловаттный рейд» в 5 «а» классе