Индивидуальный проект "Занимательный Танграм"
В исследовательской работе и проекте начальной школы "Занимательный Танграм" автор расширила знания об истории возникновения игры-головоломки «Танграм», исследовала её применение в настоящее время для самостоятельной разработки заданий.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом для детей на тему «Занимательный Танграм» обучающаяся 3 класса изучила и обобщила материалы литературных источников об игре «Танграм», описала основные правила и разновидности данной игры, а также самостоятельно изготовила игру и сконструировала новые задания головоломки.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте начальной школы на тему «Занимательный Танграм» автор сделала выводы о том, что раскладывая таны на плоскости, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых – животные, бытовые предметы, возможно создание сюжетных композиций из основе нескольких «танграмов».
Оглавление
Введение
Основная часть
- Откуда игра пришла
- Основные правила и разновидности игры
- Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Об игре я узнала на уроках математики. Учитель очень часто предлагает задания с головоломкой в конце урока, когда мы справились со всеми заданиями, а так как игра нам понравилась, то мы с ребятами играем в неё и на переменах. Меня заинтересовала эта игра, и захотелось, как можно больше узнать о «Танграме». В нашем классе есть несколько вариантов игры «Танграм».
Магнитные одноцветные фигуры, которые хорошо использовать на классной доске. Разноцветные деревянные фигурки, которые можно использовать для игры на партах. Магнитные фигурки с дополнительной доской, которые можно использовать, составляя геометрические силуэты на скорость, не подсматривая у товарищей.
Актуальность: танграм – это самая популярная игра из серии игр – «геометрических конструкторов», которую используют для обучения и развлечения.
Цель моей работы: изучить историю возникновения игры-головоломки «Танграм», исследовать её применение в настоящее время для самостоятельной разработки заданий.
Объект исследования: игра-головоломка «Танграм».
Предмет исследования: обучающие задания головоломки.
Гипотеза исследования: возможно изготовить игру самостоятельно и подобрать новые задания головоломки.
Задачи:
- Изучение и обобщение материалов литературных источников об игре «Танграм»;
- Описание основных правил и разновидностей данной игры;
- Самостоятельное изготовление игры и конструирование новых заданий головоломки.
В работе нами были использованы методы анализа, наблюдения, описания и эксперимента.
Основными источниками информации о танграме стали книги Я. И. Перельмана «Весёлые задачи» и П. М. Камаева, П. П. Камаева « Семь хитроумных фигур, или Танграм».
Наше исследование - краткосрочное, проводилось в течение 2 недель в феврале 2023г.
1. Откуда игра пришла
Изучив источники информации, я получила разнящиеся утверждения о происхождении слова «танграм». В некоторых источниках говорится о том, что о возникновении слова доподлинно неизвестно. Я. И. Перельман, известный русский математик, физик отмечает, что, по преданию, придумал игру некий китаец Тан, поэтому геометрические фигуры игры так и называются «таны» или «танграмы», а сама игра «Танграм». Раньше такие фигуры вырезались из чёрного картона или выпиливались из дерева. Эта игра возникла 4000 нет назад в Китае и гораздо древнее, чем шахматы[2, 141]. Название игры в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Ведь известно, что игра состоит из квадрата, разделённого на семь частей - «танграмов». Из книги «Семь хитроумных дощечек или Танграмы» мы узнали, что игра имеет еще одно название «Чи Чиу Пэн»[1, 1].
Существуют и другие версии происхождения игры и слова. Одна из легенд рассказывает о человеке, который выронил из рук фарфоровую плитку и она разбилась. Он пытался её сложить, но каждый раз получались замысловатые фигуры. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости [эл. рес. 3]. Следующая легенда рассказывает о трёх мудрецах, которые изобрели простую игру для наследника императора Китая, в которой были заложены начала математики, основы художественного вкуса и философии.
Вывод: существуют разные версии происхождения игры, однако доподлинно известно, что данная игра - головоломка имеет древнее происхождение. В каждой из версий указывается на то, что головоломка состоит из нескольких частей и является развивающей «Семь дощечек мастерства», « Семь хитроумных дощечек», «доска Мудрости».
2. Основные правила и разновидности игры
Танграм - это геометрическая головоломка, состоящая из 7 танов
(геометрических фигур) полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, 1 малый квадрат и параллелограмм.
Первоначально эта игра использовалась для обучения, если немного изменить правила, можно использовать игру как занимательное развлечение. Из частей Танграма можно получить множество фигур.
Смысл игры заключается в том, что из танов на плоскости собирают разнообразные предметные силуэты. Многообразие и различная степень сложности игры интересна для разных возрастов и уровней подготовки играющих. Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов.
В игре «Танграм» существуют определенные правила:
- В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
- При составлении фигур нельзя накладывать один танграм на другой, хотя кончиком.
- Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Чтобы привыкнуть к обращению с танграмами, рекомендуется начинать с выкладывания квадрата. Научившись складывать квадрат, переходим к решению следующих «танграмных» задач [2, 142].
В книге «Семь хитроумных фигур, или Танграм» Камаева П. М., Камаева П.П. все задачи по составлению фигур разделены на рубрики: рыбы, обитатели моря, птицы, домашние животные, кошки, собаки, буквы, цифры и т.д. Я. Перельман в книге «Весёлые задачи» предлагает поразмыслить над китайской головоломкой в играх «Оркестр», «Игра на бильярде», «Где ошибка» и др.
Встречается множество различных задач, связанных с танграмом. Предлагаю рассмотреть следующую классификацию задач:
- Изображение силуэтов животных, людей, цифр, предметов, используя все семь танов.
- Поиск способа воспроизвести заданные силуэты.
- Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов").
- Поиск нескольких способов построения данной фигуры.
- Нахождение "невозможной" фигуры среди нескольких предложенных.
- Решение задач геометрии.
- Решение несовпадений в танграмах из семи частей.
Вначале знакомства с игрой учимся выкладывать фигуры по предложенному контурному рисунку, затем – по рисунку со сплошной заливкой и, наконец, самостоятельно решаем задачи головоломки и пробуем придумать свои варианты.
Выводы: танграм – геометрическая головоломка, составленная из 7 частей квадрата. Используется для обучения и развлечения, имеет определенные правила. Многообразна по степени сложности, подходит для всех возрастов.
3. Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки
Процесс самостоятельного изготовления игры-головоломки достаточно прост и не требует больших затрат.
Для изготовления игры «Танграм» потребуется: [фото №1, №2]
- Цветной плотный картон
- Карандаш или ручка
- Ножницы
- Линейка
- Клейкая магнитная лента
Квадрат из плотного картона 8х8 см (можно выбрать любой другой размер) разрезать на семь частей, предварительно разлиновав его так, чтобы получилось 5 равнобедренных треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм [см. приложение, рис.1].
Этапы изготовления танов:
- Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров.
- Разделим квадрат на 2 равных треугольника.
- Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников и соединим их отрезком.
- У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны. Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке. Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.
- Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.
- Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.
- Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.
С обратной стороны картонных фигурок-танов прикрепляем клейкую магнитную ленту, предварительно нарезав на небольшие прямоугольники. Игра готова! Мы советуем для составления фигур танграмов использовать металлическую доску, на которую очень хорошо крепятся таны, а главное ни один из танов не потеряется.
Наше исследование игры-головоломки на практике началось со знакомства с разными вариантами «Танграм», в нашем случае они представлены магнитными одноцветными танами, разноцветными деревянными танами и магнитными танами с задачами, для использования игры в поездке [фото №3, №4, №5].
Для того чтобы привыкнуть к обращению с танами мы научились складывать по контурному рисунку геометрические фигуры: квадрат, треугольник [фото №6, №7, №8]. Научились выкладывать разнообразные фигурки по контурному рисунку, так и по рисунку со сплошной заливкой [фото №9, №10, №11].
Самостоятельное конструирование новых фигурок головоломки начали с использования одноцветных магнитных танов на металлической доске. Мы придумали фигуру – ракета, фигуру – бегущая курочка, фигуру – заяц-сноубордист [фото №12, №13, №14].
Для создания творческой композиции нами были использованы разноцветные таны, изготовленные своими руками. Из трех разноцветных танграмов мы выложили цветок на траве и облачко [фото№15, №16].
Вывод: в рамках исследовательского проекта "Занимательный Танграм" процесс самостоятельного изготовления игры-головоломки достаточно прост. Точно следуя этапам создания головоломки, из картона и клейкой магнитной ленты можно создать разноцветные фигуры-танграмы. Для того чтобы научиться обращению с танами, нужно начинать с самых простых вариантов, следуя образцу. Самостоятельное конструирование новых фигурок следует начинать с использования одноцветных магнитных танов. Для создания творческих сюжетов возможно использование нескольких разноцветных танграмов.
Заключение
В ходе работы над исследовательским проектом для детей "Занимательный Танграм" мы познакомились с историей появления «Танграма». Выяснили, что головоломка появилась в древности, но и по сей день пользуется большой популярностью, только в нашем классе имеется несколько вариантов этой игры. Самостоятельно изготовили и сумели подобрать несколько вариантов заданий головоломки.
Пришли к выводу, что раскладывая таны на плоскости, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых – животные, бытовые предметы, возможно создание сюжетных композиций из основе нескольких «танграмов».
Так же мы познакомились с новыми математическими понятиями – часть, целое, форма, плоскость, параллелограмм, равновеликий треугольник. Игра развивает фантазию, умение составлять фигурки-таны так, чтобы получались силуэты похожие на реальные предметы. Кроме того, мы научились работать, следуя инструкции, сумели проявить свои творческие способности.
Литература
- Камаев П. М., Камаев П.П. Семь хитроумных фигур, или Танграм/АНО Институт логики, 2014 – 32 с.
- Перельман Я.И. Весёлые задачи. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 287 с.
- В мире «Танграм». Игрушка на все времена .
Приложение