Проект "Применение гипса для изготовления подарка своими руками"
В готовом творческом проекте по технологии "Применение гипса для изготовления подарка своими руками" автор расширила знания об истории появления гипса, изучила технологию изготовления изделий из гипса.
В процессе проведения работы над творческим проектом по технологии на тему «Применение гипса для изготовления подарка своими руками» обучающаяся 10 класса провела опрос среди сверстников с целью изучения интереса к данному виду творчества, а также применила технологию изготовления предметов интерьера из гипса в домашних условиях.
Подробнее о работе:
В ученическом творческом проекте по технологии на тему «Применение гипса для изготовления подарка своими руками» автор сделала выводы о том, что изделия из гипса, как эксклюзивная ручная работа может выполняться с учетом индивидуальных потребностей человека. Выполнение проекта способствовало развитию и совершенствованию моих возможностей в рукоделии и проектной деятельности; развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. История появления гипса.
1.2. Свойства и характеристики
1.3. Область применения (исторические прототипы и современные аналоги)
2. Практическая часть
2.1. Разработка идей, вариантов и анализ. Выбор лучшей идеи.
2.2. Анкетирование сверстников.
2.3. Инструменты и материалы.
2.4. Техника безопасности при работе с гипсом.
2.5. Технологическая карта изготовления из гипса шкатулки-подсвечника.
3. Экономическое обоснование изделия из гипса.
Заключение
Литература
Введение
В наш век информационных технологий декоративно-прикладное творчество не утратило своего значения. Предметы и украшения ручной работы в наше время стали очень модными и ценятся высоко. И в последнее время становится всё более популярной техника изготовления предметов для интерьера с использованием гипса. Этим видом творчества я занялась несколько месяцев назад. Мне понравились необычный вид и фактура, который даёт при застывании гипс, его широкие возможности для воплощения самых необычных идей.
Цель: изготовление подарка для бабушки на День Рождения из гипса.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить историю появления гипса.
- Изучить технологию изготовления изделий из гипса.
- Провести опрос среди сверстников с целью изучения интереса к данному виду творчества.
- Применить технологию изготовления предметов интерьера из гипса в домашних условиях.
Объект – гипс.
Предмет – технология предметов интерьера из гипса в домашних условиях.
Новизна и уникальность работы: разработка собственных цветовых сочетаний (или по желанию друзей) при изготовлении изделий из гипса, использование различных наполнителей (поталь, крошка).
Практическая значимость проекта: создание предметов для интерьера из гипса, использование их для себя и для подарка друзьям и родственникам.
Методы, использованные в работе над проектом: изучение литературных источников, опрос, анализ полученных результатов, эксперимент, наблюдение.
1.1 История появления гипса
Дизайн, искусство, строительство, промышленность, медицина — далеко не все сферы жизни человека, где используется гипс. История минерального камня длиннее че-ловеческой, но развитие она получила именно благодаря людям.
Доисторические времена
Гипсовая порода появилась 110-200 млн лет назад как результат испарения древне-го океана. Камень находят в недрах земли, его характеристики — зернистость, плотность, форма залежей — зависят от местоположения. Белый, светло-серый и желтоватый цвета гипсу придают примеси.
Древний мир
Человек открыл залежи гипса в глубокой древности. Первыми массовыми пользова-телями минерала считаются египтяне, которые широко использовали гипсовые материалы при строительстве пирамид. Из минерала делали блоки, растворы, предметы декора, а на гипсовую штукатурку наносили фрески.
Из Древнего Египта знания о гипсе попали на остров Крит, а оттуда — в Древнюю Грецию. Именно древние греки дали породе название гипрос — кипящий камень. Моду на строительство и декорирование гипсом подхватили и в Древнем Риме. Технология ис-пользования пришла в центральную и северную Европу с римскими завоевателями, но вместе с ними и ушли. Применение и производство гипса прекратилось в регионах север-нее Альп вплоть до 11 века.
Средние века
Новый виток история гипса получила благодаря монастырям — пустоты в зданиях заполняли гипсовым раствором вперемешку с сеном или конским волосом. В средневеко-вой Германии породу использовали для стяжки полов, кладки, изготовления декоратив-ных элементов и памятников. Модернизированные традиции античности отражаются в ренессансе, классицизме и модерне.
Европейская влажность не позволяла применять гипс для наружной отделки, однако Лондонские пожары показали, что материал защищает дерево от огня. Центром добычи и производства минерала стала Франция.
В России гипсовый камень стал популярным со строительством Санкт-Петербурга, так как лепной декор прост в обработке и дешево стоит.
В 18 веке французский химик Лавуазье представил первое научное исследование о гипсе. Тогда же минерал стали использовать как удобрение. Началось использование и в медицине: в 1855 году русский хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку, что спасло раненых участников Крымской войны от ампутаций.
Новое и новейшее время
Современная история гипса началась в 1894 году, когда американец Огаст Сэккет запатентовал «сухую штукатурку» — гипсокартон. Новый материал заменил доски и фа-неру. Развитие области применения гипса до сих пор продолжается в других сферах, и особенно широко — в строительстве.
ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» — одно из крупнейших предприятий гипсовой отрасли России. Производит высокопрочный (α-гипс) и строительный гипс (β-гипс), пазогребневые гипсовые плиты, а также сухие строительные смеси.
1.2. Свойства и характеристики
Гипс – это минерал из класса сульфатов. Он полностью экологичный, его создала сама природа. Гипс не имеет запаха, не является аллергеном и абсолютно не токсичен.
Мелкокристаллическая структура с большим количеством пор является и положительным качеством (дает легкость и устойчивость к высоким температурам), и отрицательным (не обеспечивает прочность и влагостойкость).
Оптимальная пористость изделия после отвердевания составляет 40-60%. Если она выше, изделие становится менее прочным и легко разламывается. Пористость зависит от количества воды, использованного при замешивании раствора.
Что представляет собой строительный гипс внешне? Это порошок довольно мелко-го помола, обычно белый или сероватый, иногда с желтым или розовым оттенком. Запах очень слабый, усиливается при добавлении воды.
Жидкий раствор (тесто) представляет собой серую массу со специфическим запахом. После высыхания приобретает белый или светло-серый цвет, поверхность готового изделия гладкая на ощупь.
Какие есть виды гипса:
Строительный – у него более простые характеристики невысокая цена. Его проч-ность невысока.
Формовочные гипсовые составы – они имеют более тонкий помол, чем строи-тельные. Их крепость выше, но для декора все-таки недостаточна.
Высокопрочный скульптурный гипс ГВВС-16 – именно Г16 является лидером при работе с декором. Материал имеет высокую прочность, обеспечивает техническое и эстетическое качество, а также удобство в работе.
Медицинский гипс Г18 – это более дорогой гипс. Использовать его для декора не имеет смысла.
1.3. Область применения
Декорирование при помощи лепнины известно с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте помимо резьбы по камню использовались предметы декора из натураль-ного гипса и алебастра, которые, кстати, дошли до нас в изумительном состоянии. Расцвета лепной декор достиг во времена античности. По раскопкам нам известны великолепные образцы архитектурных украшений, которые некогда создавали облик и интерьеры древних построек Греции и Рима. Именно с тех давних пор на протяжении всей истории искусств столь популярны изобразительные орнаменты, бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли — элементы, которые во все времена придавали любому архитектурному творению парадный и респектабельный вид.
В современном мире применение гипса используется так же очень широко:
- В штукатурных растворах. Сухие строительные смеси – гипсовая штукатурка, известково-гипсовая штукатурка, шпаклёвка для внутренних ремонтно-строительных ра-бот. Штукатурка и шпаклёвка из гипса отличается высокой эластичностью и степенью обрабатываемости.
- При изготовлении сухой штукатурки. Гипсокартон для отделки стен и потол-ков. Устройства перегородок. Гипсокартон для потолочных подвесных комплексов.
- Гипсобетонные панели для внутренних, межкомнатных перегородок отапли-ваемых и вентилируемых помещений.
- Лепнина для декоративной отделки и реставрации интерьеров – холлы, залы, жилых помещений.
- Теплоизоляционная обмазка магистральных трубопроводных систем тепло-централей, паропроводов тепловой парозапорной арматуры – вентили задвижки, ко-тельное оборудование.
- В формовке моделирование и конструирование в металлообработке, архи-тектуре.
2.1 Разработка идей, вариантов и анализ. Выбор лучшей идеи
При выборе моделей для проекта было рассмотрено три варианта:
Модель № 1
Модель: Гипсовые фигурки для раскрашивания
Модель №2
Модель: Набор для интерьера в любой цветовой гамме: овальный поднос, ваза, ракушка
Модель №3
Модель: Шкатулка-подсвечник + заливка свечи
Рассмотрев все варианты, для облегчения выбора, составим перечень критериев, которым должна соответствовать набор. Они предоставлены в таблице 1.
Варианты идей | Простота изготовления | Новизна | Оригинальность |
---|---|---|---|
Модель 1 | + | + | + |
Модель 2 | - | + | + |
Модель 3 | - | + |
Таблица 1
Критерии исследования
2.2. Анкетирование сверстников
Я провела опрос среди сверстниц с целью выяснить: будет ли им интересен подарок из гипса. Из 26 опрошенных все 26 человек (100%) ответили положительно. Им бы такой подарок пришелся по душе.
На вопрос, какой бы именно подарок они хотели бы получить, голоса разделились следующим образом. Наибольшее количество голосов (63% опрошенных) получил подарок в виде шкатулки-подсвечника со свечой. 34% опрошенных предпочли бы набор: поднос, вазу и ракушку. И 3% опрошенных выбрали вариант гипсовых фигурок.
Диаграмма 1. Какой подарок хотели бы получить мои сверстники
Изучив все модели, и, учитывая результаты анкетирования, мы остановили свой выбор на модели № 3. Она наиболее интересна и отлично впишется в интерьер.
2.3. Инструменты и материалы
Создание изделий из гипса - это интересный способ изготовления украшений и поделок, и выбор материалов для работы с гипсом может быть непростым.
- Гипс.
От выбора гипса зависит конечный итог работы, так как гипс — это основа, то, из чего будет сделано ваше изделие.
Гипс бывает разный.
Мы используем два вида гипса Г-16 и Скульптор. Предпочтение отдается Скульптору, так как он быстро застывает – за 30 минут. Он сразу же идет с укрепляющими добавками. У него хорошая цветопередача и нет пузырьков на изделии. Единственный минус в том, что обрабатывать лаком изделие можно только через 7 дней.
Гипс Г-16 идет без укрепляющих добавок. Поэтому для придания изделию прочности мы добавляем добавку СВВ500 – это преобразователь гипса. С добавкой проще добиться однотонного цвета и снизить количество пузырей. Зато с таким гипсом мы можем начать обработку изделия уже через 3 дня.
Помимо основного, потребуются вспомогательные материалы.
- Пигменты железоксидные (в виде порошка): Основные цвета пигментов – это красный, желтый, черный, зеленый, оранжевый. Есть сложности в работе с черным, зеленым и синим пигментом. Но и тут есть свой подход.
- Диоксид титана (в виде порошка): Это самый лучший из всех белых пигментов. В основном, чтобы добиться белого изделия используют именно его, а не просто белый пигмент. Диоксид титана нужен практически всегда. Многие любят изделия пастельных тонов. И как раз, чтобы добиться нежных оттенков, основные цвета мы разбавляем именно диоксидом титана.
- СВВ500: модифицирующая добавка для гипса Г-16.
- Колеры (жидкость): Это жидкий состав насыщенного цвета. Колеры мы используем в основном для мраморной техники. Кото-то полностью окрашивает ими изделия. Но с ними нужно быть аккуратней, так как они разъедают гипс. Поэтому лучше всего колер использовать для мраморной техники. У них большая цветовая палитра.
- Вода: гипс замешивается с водой. Лучше всего брать воду из фильтра или дистиллированную в бутылках. Из-под крана не желательно.
- Миска для перемешивания смеси: это могут быть либо одноразовые контейнеры (их можно использовать много раз), либо любая глубокая миска. Потребуется несколько штук: для гипса и для воды, так как все нужно будет взвешивать по отдельности.
- Ложка или венчик: нужны для перемешивания смеси. Нельзя использовать миски и ложки в обиходе кухни, теперь эти инструменты только для гипса.
- Укрывной материал: чтобы защитить поверхность во время работы.
- Перчатки: для защиты рук.
- Маска: для защиты органов дыхания.
- Поталь: имитация золота, бывает в листах и хлопьях. Может быть в разных цветах.
- Клей для потали и кисть.
- Весы кухонные.
- Фартук.
- Губка шлифовальная: они бывают разной жесткости. В основном используются 120, 180, 220, 320. Чем меньше число, тем грубее.
- Валик для обработки подносов.
- Кисти для нанесения лака.
- Лак для обработки.
- Грунтовка.
- Палочки для мраморной техники.
- Форма: качественные формы производят на заказ в России. Надо быть аккуратными и заказывать у проверенных поставщиков. Есть формы на Aliexpress, там можно найти различные формы по выгодным ценам, но их качество не всегда на высоком уровне. Самые популярные формы: ваза Сканди, поднос овальный, шкатулки, ракушки и другие интересные изделия.
- Акриловые краски.
2.4. Техника безопасности при работе с гипсом.
При работе с гипсом необходимо соблюдать некоторые правила работы и техники безопасности.
- Рабочее место покрыть пленкой или бумагой.
- Не вдыхать гипсовый порошок.
- Запрещается выливать жидкую формующую гипсовую массу в канализацию и в раковину.
- Не допускать попадания гипса в глаза, если гипс случайно попал в глаза, срочно промыть большим количеством воды. Так как поделки из гипса являются хрупким мате-риалом, с поделками следует обращаться аккуратно.
2.5. Технологическая карта изготовления изделий из гипса.
Технологическая карта изготовления шкатулки-подсвечника.
№ | Последовательность изготовления | Материалы, инструменты |
---|---|---|
1 | Очистить молд, подготовить стаканчик для воды и гипса. Застелить рабочее место. | Силиконовый молд, стаканчики для воды и гипса, укрывной материал |
2 | Взвесить на весах необходимое количество воды, гипса и п добавки СВВ500. У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читаем инструкцию. |
Миска для смешивания, вода, гипс, СВВ500, весы |
3 | Смешать воду и гипс, СВВ500 согласно инструкции, тщательно перемешать | Миска для смешивания, вода, гипс, СВВ500,ложка |
4 | Добавить в смесь краситель, тщательно перемешать | Смесь, краситель, ложка |
5 | Осторожно вылить смесь в очищенный молд | Смесь гипсовая, молд |
6 | Удалить с поверхности гипса пузырьки воздуха с помощью простукивания формы | Молд с гипсом |
7 | Оставить на 30-60 минут для высыхания | |
8 | После высыхания осторожно вынимаем изделие из молда и оставляем на полную просушку изделия на 3-7 дней, в зависимости от вида гипса | |
9 | При необходимости отшлифовать поверхности полученного изделия | Выполненное изделие, шлифовальная губка |
10 | После полного высыхания (3-7 дней) изделие должно быть покрыто лаком: -при использовании в интерьере, изделие покрывается лаком в 2-3 слоя, с интервалом в 30 минут; -для дальнейшей заливки свечи, изделие покрывается лаком в 7 слоев, с интервалом в 30 минут. И после это оставляем на полную просушку на 24 часа. |
|
11 | Изделие готово |
Технологическая карта заливки свечи в шкатулку-подсвечник
№ | Последовательность изготовления | Материалы, инструменты |
---|---|---|
1 | Приготовить соевый воск | Жестяной контейнер для плавления воска, укрывной материал |
2 | Взвесить на весах необходимое количество воска У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читаем инструкцию. |
Жестяной контейнер, воск, весы |
3 | Растопить воск на водяной бане на определенной температуры | Кастрюля, жестяной контейнер, воск, ложка, термощуп кулинарный |
4 | Добавить в расплавленный воск краситель и отдушку (аромат). Тщательно перемешать. | Воск, краситель, отдушка, ложка |
5 | Подготовить готовое изделие из гипса, поставить фитиль, залить воск в форму | Изделие из гипса, воск, фитиль |
6 | Оставить форму для полного застывания воска, примерно на 6 часов | |
7 | Изделие готово |
3. Экономическое обоснование изделий из гипса
Наименование материала | Условная цена за ед. | Расход | Затраты на материалы |
---|---|---|---|
Гипс Г-16 | 860 руб./40кг | 240 г | 5 руб. |
Вода | 60 руб./1 литр | 72 г | 1 руб. |
СВВ500 | 590 руб./2 кг | 7 г | 2 руб. |
Диоксид титана | 812 руб./1 кг | 10 г | 8 руб. |
Колер жидкий | 150 руб./250 гр. | 2 г | 1 руб. |
Губка-шлифовальная | 50 руб./шт. | 1 штука | 50 руб. |
Лак по камню | 810 руб./1 литр | 14 г | 11 руб. |
Салфетки влажные | 25 р/уп. | ½ упаковки | 12 руб. |
Итого | 90 руб. |
Табл.2. Расчёт стоимости изделия шкатулки-подсвечника
Наименование материала | Условная цена за ед. | Расход | Затраты на материалы |
---|---|---|---|
Соевый воск | 855 руб./1 кг | 80 г | 68 руб. |
Краситель | 73 руб./10 г | 1 гр. | 7 руб. |
Отдушка | 211 руб./10 г | 10 гр. | 22 руб. |
Фитиль | 1002 руб./100 шт. | 2 шт. | 20 руб. |
Итого | 117 руб. |
Табл.3. Расчёт стоимости заливки свечи
№ | Название изделия | Количество | Стоимость |
---|---|---|---|
1 | Шкатулка-подсвечник | 1 | 90 руб. |
2 | Свеча | 1 | 117 руб. |
3 | Упаковка для подарка | 1 | 30 руб. |
ИТОГО | 237 руб. |
Табл.4. Расчёт стоимости подарочного комплекта
Наименование материала | Условная цена за ед. |
---|---|
Укрывной материал | 50 р |
Ложка | 20 р |
Стаканы одноразовые | 100 р |
Молд шкатулка | 560 р |
Весы | 400 р |
Миска для замешивания | 320 р |
Жестяная банка | 220 р |
Табл.5. Стоимость предметов многоразового использования
Я подсчитала, сколько затрачено средств на материалы для изготовления коллекции. Общая сумма затраченных средств составляет 5498 руб. Но это стоимость без учета материалов многоразового использования (коврики, молды и т.д.). Если бы я эти материалы покупала бы сейчас, мой набор обошёлся мне гораздо бы дороже.
Изделия ручной работы стоят недёшево, но при этом я могу сделать изделие по своему желанию или желанию заказчика, используя разные цветовые сочетания, разные формы и наполнители.
Заключение
Выполнив проект, я справилась со всеми поставленными задачами:
- Изучила литературу о появлении гипса.
- Изучила технологию изготовления изделий из гипса.
- Провела опрос среди сверстников и сделала вывод, что данный вид творчества интересен моим одноклассникам, и они пожелали бы получить такой подарок на день рождения.
- Применила технологию изготовления предметов интерьера из гипса в домашних условиях: изготовила шкатулку-подсвечник и залила свечу.
- Получила эмоциональное удовольствие от работы.
Цель работы – изготовление подарка – достигнута.
В дальнейшем проект может быть расширен с использованием новых форм и конструкций изделий, различных технологий.
Изделия из гипса, как эксклюзивная ручная работа может выполняться с учетом индивидуальных потребностей человека.
Выполнение проекта способствовало развитию и совершенствованию моих возможностей в рукоделии и проектной деятельности; развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Список литературы
- Лара Хаметова: Гипс: Техника. Приемы. Изделия
- Курсы по гипсу Валентины Бурцевой