Проект по физкультуре: "Философия дзюдо"
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по физкультуре на тему «Философия дзюдо» обучающаяся 9 класса расширила знания об истории создания боевого искусства ДЗЮДО, выяснила как дзюдо влияет на характер, отношение к людям и самовоспитание.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Философия дзюдо» автор сделала выводы о том, что дзюдо до настоящего времени хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести, воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.
Оглавление
Введение
Глава 1. История возникновения
Глава 2. 5 принципов и клятва дзюдоиста
2.1. Клятва дзюдоистов наших дней
Глава 3. Кодекс чести дзюдоиста
Глава 4. Философия дзюдо в дзюдоги
4.1 Традиционный способ складывания дзюдоги
Глава 5. Пояса и ранги
5.1 Ранги и цвета поясов в дзюдо:
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и прекрасным способом самореализации и воспитания.
Для меня борьба - умение постичь себя, свое тело, свои эмоции, работать и добиваться поставленной цели.
Цель: Раскрыть философский смысл дзюдо.
Объектом исследования является дзюдо, а предметом исследования: представление о философии борьбы, отношение к ней.
Задачи:
- Изучить историю создания боевого искусства ДЗЮДО
- Показать воспитательный смысл дзюдо
- Создать представление, как дзюдо влияет на характер, отношение к людям и самовоспитание.
- Провести доклад проекта в классе
Методы и приёмы: выборка, количественный анализ, сравнение, обращение к интернет источникам.
В результате работы над проектом планирую познакомиться и постичь философию дзюдо и следовать ей в будущем, придерживаясь тому стилю жизни и поведению, который присущ спортсменам, занимающимся дзюдо. С результатами работы подготовить небольшое сообщение-презентацию для одноклассников, чтобы расширить их знание об этом виде борьбы, возможно кто-то из детей так же приобщиться к философии дзюдо и начнет заниматься.
В своей работе я хочу показать, что дзюдо – это не просто борьба, это целая философия, где все подчинено правилам и законам, которые не только учат тебя побеждать в поединке, но и уверено идти по жизни, не боясь преград, уметь общаться с другими людьми, чувствовать их, уважать окружающих, быть смелым, искренним, честным.
Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося и развившегося в различных школах дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу») средневековой Японии. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.
Глава 1. История возникновения
Древняя легенда гласит, что врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Акияма Cиробэй наблюдал за сильным снегопадом. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилсь. «Поддаться, чтобы потом победить!» — воскликнул Акияма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности.
Спустя много лет, 28 октября 1860 года, в местечке Микаге, неподалеку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он — Дзигоро Кано — станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо.
С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Обладая огромной силой воли Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника.
Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить…» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.
По современным меркам, Дзигоро начал приобщаться к единоборствам достаточно поздно — ему исполнилось уже 17 лет. Вставал он очень рано. Часто с восходом солнца шел на тренировку, а затем на занятия в университет. Оттуда он опять возвращался в зал, чтобы уже самому тренировать группы начинающих.
Датой рождения дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» — «встреча»).
Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглафа, означающие «мягкий путь».
Глава 2. 5 принципов и клятва дзюдоиста
Дзигоро Кано выделял 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:
- Владей инициативой в любом начинании.
- Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
- Осмысливай полностью, действуй решительно.
- Знай меру.
- Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.
Также Дзигоро Кано разработал клятву учеников Кодокана, которые подписывали его, обмакивая кисточку в собственную кровь:
- Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
- Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо).
- Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
- Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
- Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
В современном обществе тоже есть клятва дзюдоиста, но, конечно же, она не подписывается кровью.
2.1. Клятва дзюдоистов наших дней
Встав на путь ДЗЮДО и принимая Присягу Чести, Достоинства и Мужества Торжественно клянемся:
- Заниматься Дзюдо бескорыстно, закаляя тело и воспитывая дух, стремясь к самосовершенствованию личности. Клянемся!
- Уважать и почитать своих родителей, учителей и старших, проявлять заботу о младших, быть вежливым. Клянемся!
- Следовать высшим идеалам и никогда не забывать истинную добродетель скромности и искренности. Клянемся!
- Быть внимательным, инициативным и честным, стремиться к мудрости и силе. Клянемся!
- Беречь, уважать и защищать своё имя, традиции своего общества и знамя своей страны. Клянемся!
Глава 3. Кодекс чести дзюдоиста
Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:
- вежливость
- смелость
- искренность
- честность
- скромность
- самоконтроль
- верность в дружбе
- уважение к окружающим.
В тот же день двое лучших учеников школы, Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, получили черные пояса как символ достижения первой мастерской степени.
Существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства.
Глава 4. Философия дзюдо в дзюдоги
Дзюдо – это не просто спорт, эта целая жизненная философия, познав которую перед человеком открывается путь к неизведанным мирам внутри себя и гармонии с внешним миром. В дзюдо есть свои каноны и правила. Одно из них – внешний вид единоборца. Всем известно, что одеждой дзюдоиста является кимоно и пояс. Что обозначает в японском единоборстве дзюдо кимоно и каким образом производится классификация цветных поясов?
До 1905 года все дзюдоисты занимались в традиционном японском одеянии – кимоно (куртка), дзюбон (штаны) и оби (пояс). И лишь в 1906 году основатель дзюдо Дзигоро Кано презентовал универсальный костюм для занятия дзюдо – дзюдогу.
Дзюдога(и) – это разновидность японского костюма с кимоно, предназначенная для занятий дзюдо. В этом костюме значительно удлинен рукав куртки и удлинены брючины, а также увеличена плотность пошивочной ткани.
Цвет костюма обычно белый. Также допускается синий цвет кимоно, что значительно облегчает работу судий на соревнованиях, когда оба соперника выступают в кимоно разных цветов. Синие кимоно более практичны, так как не так быстро пачкаются, белые кимоно выглядят торжественнее и наряднее, но стираются в три-четыре раза чаще своих синий собратьев.
Кимоно для занятий дзюдо дзюдоги шьётся из плотной хлопковой ткани, так как дзюдо единоборство бросковое, и костюм должен выдерживать значительные рывки, броски и другие нагрузки. Для соревнований и тренировок используются костюмы с разной плотностью ткани (на соревнования более плотная, на тренировках - менее). На соревнованиях используются еще более уплотненные кимоно (с плотностью до 1000 гр/м2 и более), что значительно затрудняет «работу» соперника на татами.
Детские кимоно, дабы облегчить тренировку и не усложнять процесс изучения дзюдо, шьются из более легкой ткани (плотность около 200 гр/м2).
Традиционно на тренировках в кимоно на ноги не одевается обувь. Спортсмены занимаются только босиком.
Каждый дзюдоист ухаживает за своим кимоно, как за частичкой самого себя, чтит традиции его хранения. Кимоно стирается не меньше раза в неделю, всегда должно быть наглажено и опрятно, сложено в определенном виде с определенным ритуалом.
4.1. Традиционный способ складывания дзюдоги
- Разложить и расправить куртку.
- Сложить брюки и положить их поверх сложенной куртки выровняв пояс брюк по уровню воротника куртки.
- Сложить штанины брюк по длине куртки.
- Сложить куртку по вертикали на линии брюк слева.
- Сложить рукав по вертикали на линии брюк справа.
- Сложить правую часть куртки аналогичным п. 4 образом.
- Сложить правый рукав куртки аналогичным п. 5 образом.
- Сложить куртку по горизонтали по двум линиям выше и ниже уровня пояса как показано на рисунке.
- Сложить пояс и положить его на середину сложенной куртки.
- Сложить куртку по горизонтали вокруг пояса.
Внешний вид ученика на тренировке – это дань канонам и традициям старинного японского единоборства, а также акт проявления уважения к своему учителю, сотоварищам и залу, в котором тренируешься.
Глава 5. Пояса и ранги
В восточном единоборстве дзюдо принята единая система ранжирования по поясам, определяющая степень мастерства спортсмена. Современна система насчитывает 10 рангов. Введена она также своим основателем Дзигоро Кано.
В начале учитель Дзигоро разделил своих учеников на две группы – аттестованные и не аттестованные на степень в дзюдо, «юданся» и «муданся» соответственно. Такая классификация была принята в 1883 году, а первые сертификаты, подтверждающие степень были выпущены 11 годами позже, в 1894 году.
С учётом того, что ранее система ранжирования единоборцев была весьма сложной (разные школы, разные классификации, сложность получения доступа к информации об ученике той или иной школы, рукописная сертификация и так далее), Дзигоро Кано придумал более удобную и эффективную систему определения мастерства владения искусством дзюдо – различие по цветам поясов, расцветок которых было 10.
5.1. Ранги и цвета поясов в дзюдо
Первая ступень – достоинство и невинность, ученик, чистый лист бумаги, готовый к открытиям, награждается белым поясом и получает 6й кю.
Вторая ступень – пояс жёлтого цвета, 5й кю мастерства.
Третья ступень – оранжевый пояс, 4й кю.
Четвертая ступень – зелёный пояс, 3й кю.
Пятая ступень – синий пояс, 2й кю.
Шестая ступень – коричневый пояс, 1й кю.
Седьмая ступень – чёрный пояс, 1-5й даны. С чёрным поясом ученик становится мастером. Но в дзюдо с чёрного пояса только начинается его путь в качестве мастера, и ему предстоит познать еще много вершин.
Восьмая ступень – красно-белый пояс, 6-8й даны. Красный и белый традиционные цвета Японии. Они обозначают Инь и Янь, гармонию двух противоположностей.
Девятая ступень – красный пояс, 9-10й даны.
Десятая ступень – считается, что дзюдоист, достигший наивысшей ступени мастерства, завершает полный круг философии дзюдо и вновь начинает познание себя с чистого листа, соответственно возвращается к белому поясу. Но, история не знает имён таких мастеров, кроме самого учителя и основоположника дзюдо Дзигоро Кано, который в конце своего жизненного пути повязал на своё кимоно пояс белого цвета.
Одна из теорий происхождения градации расцветок поясов говорит о том, что постепенно с тренировками белый пояс темнеет от пота (становится жёлтым, а потом оранжевым), после - становится зелёным от тренировок на природе, впитывая цвет травы и листьев, затем синеет, после многочисленных тренировок и спаррингов пояс окрашивается в цвет грязи, пота и крови, пока не становится полностью чёрным. А уже потом, по прошествии десятилетий, стирается полностью поверхность пояса, и вновь становится белой, когда хозяин оби (пояса) достигает конечного этапа просвещения и познаёт философию дзюдо от макушки до кончиков пальцев.
В отличии от кимоно, пояс стирать не принято! Постепенное загрязнение пояса отображает труд души и тела, проделанные на тренировках.
Пояс для дзюдоиста – катана самурая.
Фактически, тренировки ученика дзюдоиста начинаются с умения правильно завязывать свой пояс. Существуют несколько вариантов завязки, каждый спортсмен выбирает свою любимую. Но все варианты завязки пояса объединяют определенные каноны:
- узел пояса обязательно должен быть плоским;
- концы пояса должны симметрично расходиться от узла;
- концы пояса должны быть одинаковой длины (около 20 сантиметров). Сила и дух воина должны быть едины и неделимы, именно это отображает равенство концов пояса.
Заключение
Для меня дзюдо - это преодоление себя, испытание своих сил и возможностей, а также уважительное отношение к учителям, старшим и своему сопернику.
Я занимаюсь дзюдо с весны 2016 г. Первые успехи пришли очень быстро. Соперников в моей весовой и возрастной категории было немного. И я быстро начала занимать призовые места в различных соревнованиях. Тренер очень радовался моим успехам. Со временем соперников стало больше. Учебная нагрузка также возрастала. Побед меньше. Но, тем не менее: сентябрь 2022 года второе место в региональных соревнованиях. За эти 5 лет я прошла путь от первой до четвертой ступени.
Дзюдо до настоящего времени хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести, воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.
Список использованной литературы
- Горбылёв А. М. Очерк истории дзюдо. Начало пути
- Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания
- Сугавара Садамото. Новый учебник по дзюдо, объясняющий сокровенные секреты.
Приложение
Мои достижения в соревнованиях разного уровня