Проект "Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 10-11 классов"

В процессе проведения работы над исследовательским проектом по физкультуре на тему «Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 10-11 классов.» обучающийся 11 класса расширил знания о подготовке в период обучения в старшей школе, определил показатели общей физической и специальной физической подготовленности учеников 10-11 классов, проанализировал деятельность учеников старших классов, а также разработал комплекс рекомендаций специальной физической подготовки школьников, учеников в 10-11 классах и определил его эффективность.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 10-11 классов.» автор сделал выводы о том, что есть основание считать перспективным научное направление, связанное с изучением специальной физической подготовки в гандболе. По мнению обучающегося, следует продолжить исследования способов повышения специальной физической подготовленности у высококвалифицированных гандболистов.
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Методы исследования
1.2. Спортивно-педагогическое тестирование
1.3. Педагогический эксперимент
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1. Результаты определения показателей физической подготовленности
2.2. Разработка комплекса упражнений, направленного на повышение специальной физической подготовленности в соревновательный период
2.3. Определение эффективности комплекса упражнений, направленного на повышение специальной физической подготовленности в высококвалифицированных гандболистов
Заключение
Введение
Актуальность. Содержанием в спортивных играх, в частности в гандболе, являются разнообразные техническо-тактические действия, предъявляющие высокие требования к двигательному аппарату и психической сфере спортсменов. Построение спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации является одной из основных в теории и технологии подготовки профессиональных команд в спортивных играх. Это подтверждает целым рядом дискуссий произведенных в последние годы. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях коммерциализации и профессионализации современного спорта, которая ярко проявляется в спортивных играх.
В соревновательной деятельности гандболиста возникает множество ситуаций, требующих быстрых и правильных решений, соответствующих складывающейся обстановке. Подобные ситуации динамичны, характер их меняется мгновенно, восприятие гандболистов в этих условиях затруднено. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применить в условиях, требующих от гандболистов точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Специфика игры предъявляет высокие требования к физическим способностям гандболистов в специфических условиях соревнований.
Исследования выявили многоуровневую зависимость от теоритических знаний к практическим рекомендациям для тренерского состава команд высокой квалификации, от технико-тактических показателей и физической подготовки спортсменов до множества социальных факторов, включающих воспитание и обучение. Поэтому установление прогностической значимости отдельных показателей должно опираться на комплексную оценку физического, технико-тактического и психофизиологического состояния различных систем организма спортсменов и их социального статуса.
Изучение теоретических основ и предпосылок, влияющих на игровые действия в гандболе, выявило ряд существенных пробелов, одним из которых является наличие явных разногласий структуры и содержания подготовки гандболистов высокой квалификации в соревновательный период, а так же общая модель построения и управления тренировочным процессом. Отсутствие конкретных методических рекомендаций отрицательно сказывается на качестве игры команд.
Проблема исследования на современном этапе развития гандбола заключается в ежегодной системе соревнований, как правило, отличающемся продолжительным календарем до девяти месяцев в году. Система определения победителя в гандболе требует демонстрации высокого уровня готовности на всем протяжении длительного соревновательного периода. Все это накладывает отпечаток на особенности построения тренировки и управления тренировочно-соревновательным процессом, в связи с этим процесс подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям требует изменения содержания тренировочного процесса.
На лицо противоречие между необходимостью подготовки квалифицированных гандболистов в соревновательном периоде и недостаточностью теоретических сведений по решению данной проблемы. Такое противоречие является отличительной особенностью научной проблемы.
Цель исследования: Совершенствование содержания специальной физической подготовки высококвалифицированных команд по гандболу в соревновательном периоде.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
- Изучить научно-методической литературы и интернет ресурсы на тему подготовки в период обучения в старшей школе.
- Определить показатели общей физической и специальной физической подготовленности учеников 10-11 классов.
- Проанализировать деятельность учеников 10-11 классов.
- Разработать комплекс рекомендаций специальной физической подготовки школьников, учеников в 10-11 классах и определить его эффективность
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Методы исследования
Анализ специальной литературы проводился с целью получения объективных данных по состоянию изучаемого вопроса в современной системе тренировки спортсменов. Основное внимание было сосредоточено на специальной литературе, которая раскрывает:
- Структуру и содержание процесса обучение на уроке физической культуры в 10-11 классах;
- Особенности процесса подготовки на уроках физической культуры в 10-11 классах;
- Значение физической подготовки и способы ее определения в гандболе;
- Средств специальной физической подготовки у гандбольных команд высокой квалификации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
- Спортивно-педагогическое
- Педагогическое наблюдение;
- Педагогический эксперимент;
- Статистическая обработка экспериментальных данных.
Были изучены учебники, учебно-методические пособия, авторефераты, научные статьи по теории и методике физической культуры, по теории и методике гандбола. Всего проанализировано 15 литературных источников.
1.2. Спортивно-педагогическое тестирование
Спортивно-педагогическое тестирование проводилось в процессе исследования по выбранной теме. В нем приняли участие учащиеся 10-11 класса которые составили экспериментальную (группа 1 группы) и контрольную (группа 2 группы). Для оценки физической учащихся использовалось 5 тестов:
- Бег 30 метров. Назначение теста: оценка быстроты ускорения и дистанционной скорости в беге на короткую дистанцию. Методика проведения теста: испытуемый выполняет бег по прямой из исходного положения – «высокий старт». Результат фиксируется в секундах (Приложение А).
- Бег 15 метров с мячом. Назначение теста: оценка контроля мяча. Методика проведения теста: испытуемый выполняет бег по пр
- Тест «Челнок» 12-8-12. Назначение теста: определить уровень координации и скоростно-силовые показатели при движении с резким изменением направления. Методика проведения теста: на площадке отмечается дистанция длиной 20 метров. Посередине проводится линия, которая обозначает место старта и финиша. Стартовая позиция участника - лицом к тренеру, обе ноги находятся за линией № 1. По сигналу участник начинает движение к линии № 2(высшая точка 9 метровой отметки) и, добежав до неё, должен коснуться линии правой рукой. Затем он выполняет разворот и бежит к линии № 1, добежав до неё, касается линии левой рукой, разворачивается и делает рывок к линии № 3, добежав до неё, касается линии правой рукой, разворачивается и делает рывок к линии № 1. Потом он выполняет разворот и бежит к линии № 2, добежав до неё, касается линии левой рукой, разворачивается и делает финишный рывок к линии № 1.Важно , что при движении от лини № 2 к линии №1 выполняется движение спиной вперед( оба раза ). Результат фиксируется в секундах (Приложение Б).
- Тест прыжок в длину с места. Назначение теста определение взрывной силы мышц ног. Методика проведения теста игрок становится двумя ногами на линии прыжка, по сигналу выполняем взмах руками вверх, далее сгибание вперед с последующим прыжком в длину. Длина прыжка измеряется до крайней ближней точки к линии прыжка. Важно при прыжке вытягивать себя вперед, при падении, падать назад или вперед, не в коем случаи назад, так как результат будет считаться по ближней точки к линии прыжка . Игрок выполняет три попытки, при учете лучшего результата. Результат фиксируется в сантиметрах.
- КСУ. Назначение теста определение взрывной скоростно-силовой выносливости мышц плечевого пояса и туловища. Методика проведения теста : выполнить максимальное количество сгибаний и разгибания рук в упоре лежа в течении 30 секунд , далее сразу принять положение для поднимания туловища и выполнить максимальное количество раз за 30 секунд.
1.3. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился на 10 учениках 10-11 классов, входящие в состав 11б класса: из них 5 учеников составили экспериментальную группу (группа 1) и 5 - контрольную группу (группа 2).
В ходе педагогического эксперимента в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по стандартной программе подготовки.
В тренировочный процесс экспериментальной группы гандболистов, был внедрён разработанный нами комплекс средств по специальной физической подготовке. Упражнения были включены в подготовительную и в основную часть занятия, так же включение упражнений увеличивало тренировку по времени. Полученные в ходе педагогического эксперимента данные могут стать основанием для дальнейшего изучения содержания средств развития специальных физических способностей гандболистов высокой квалификации.
Исследование осуществлялось на базе ГБОУ школа № 197, в котором приняли участие учащиеся 11 б класса.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1. Результаты определения показателей физической подготовленности
Успешные действия зависят от ряда факторов, в том числе от уровня общей и специальной физической подготовленности волейболистов. Наблюдается прямая зависимость между физической подготовленностью и владением техническими навыками.
Для проведения педагогического эксперимента и определения однородности групп, было проведено спортивно-педагогическое тестирование и функциональное тестирование, позволяющее оценить общую физическую подготовленность, а также специальную физическую подготовленность у учащихся 11 класса при игре в волейбол.
В спортивно-педагогическом тестировании приняли участие две группы – экспериментальная и контрольная, по 9 человек в каждой. Было проведено пять контрольных испытаний:
На основе предварительного исследования было организованно 2 группы: экспериментальная и контрольная.
Спортивно-педагогическое тестирование включало в себя 5 тестов:
- Бег 30м
- Бег с мячом 30м
- "Челнок" 9-20-9
- "Челнок" 9-20-9 с мячом
- Прыжок в длину с места
Все тесты были подобраны в соответствии с двигательными действиями, которые ученики применяют при игре.
Полученные результаты были зафиксированы в виде протокола и представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты спортивно-педагогического тестирования гандболистов команд высокой квалификации до педагогического эксперимента
Тесты | ЭГ (n=5) | КГ (n=5) |
Тест 1- Бег 30м (с) | 10 | 10 |
Тест 2- Бег 30м с мячом(с) | 11 | 11 |
Тест 3 - «Челнок»9-20-9 (с) | 40 | 40 |
Тест 4 - «Челнок»9-20-9 с мячом (с) | 43 | 43 |
Тест 5- Прыжок в длину с места (см) | 100 | 100 |
2.2. Разработка комплекса упражнений, направленного на повышение специальной физической подготовленности в соревновательный период
На всем протяжении длительного соревновательного периода у гандбольных команд высокой квалификации в современном тренировочном процессе тяжело поддерживать высокий уровень специальной физической подготовленности, так же содержание упражнения не соответствуют задаче совершенствовать физическую подготовку высококвалифицированных спортсменов. Общие изменения в ходе тренировочного процесса характеризовались качественным отбором упражнений, с акцентом на повышение специальной физической подготовленности. Каждый комплекс был разделен на три блока с целью разнообразия специальной нагрузки на различные способности.
Разработанный комплекс упражнений, направленный на повышение специальной физической подготовленности, включал три блока:
Таблице 4 – График распределения упражнений для развития специальной физической подготовленности в тренировочном процессе экспериментальной группы
Время проведения | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | ||||||||||
урок | 1 | 3 | 5 | 2 | 4 | 6 | 1 | 4 | 5 | 3 | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 |
№ блока упражнений | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 |
Комплекс средств, направленный для развития специальной физической подготовленности, который был использован в учебно-образовательном процессе экспериментальной группы, не нарушал общей структуры урока.
2.3. Определение эффективности комплекса упражнений, направленного на повышение специальной физической подготовленности в высококвалифицированных гандболистов
Для решения третьей задачи исследования нами было проведено повторное спортивно-педагогическое и психологическое тестирование после педагогического эксперимента.
В таблице 5 приведены результаты повторного спортивно-педагогического тестирования по шести тестам.
Таблица 5 – Результаты спортивно-педагогического тестирования гандболистов экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента
Тесты | ЭГ (n=9) | КГ (n=9) | P-value |
Тест 1- Бег 30м (с) | 5 | 10 | 1 |
Тест 2- Бег 30м с мячом(с) | 6 | 12 | 1 |
Тест 3 - «Челнок»9-20-9 (с) | 25 | 40 | 1 |
Тест 4 - «Челнок»9-20-9 с мячом (с) | 27 | 44 | 1 |
Тест 5- Прыжок в длину с места (см) | 135 | 100 | 1 |
Тест 6 - Тройной прыжок с места (см) | 290 | 321 | 1 |
Тест 7 - Купера (м.) | 10 | 17 | 1 |
Изменения показателей физической подготовленности внутри экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) после педагогического эксперимента указывают на то, что у экспериментальной группы произошли: поддержание физических способностей, что показывают пять тестов из семи, а так же улучшение в 3 из семи тестов, в то время как результаты контрольной группы в 6 тестах из 7 ухудшались результаты и только 2 из 7 тестов показали результат на том же уровне.
Наибольший прирост показателей наблюдается в тестах, приближенных к специальным физическим нагрузкам при игре, связанных с скоростно-силовыми возможностями, специальной выносливости у гандболистов высокой квалификации, так же показатели в течении соревновательного периода удалось оставить на уровне в начале эксперимента. Разработанный нами комплекс показал положительное влияние на физическую подготовленность и качества на которые был ориентирован.
Это доказывает эффективность и положительное влияние разработанного нами комплекса упражнений на специальную физическую подготовленность гандболистов.
Заключение
В ходе выполненного исследования были получены результаты, которые сформулированы в виде следующих выводов:
- В соревновательной деятельности высококвалифицированных гандболистов выявлено эффективности игровых действий на фоне утомления в конце игры, что отрицательно влияет на конечный результат.
- Для повышения показателей специальной физической подготовленности высококвалифицированных гандболистов разработан комплекс упражнений направленный на:
- развитие силовой выносливости для выполнения игровых действий;
- развитие скоростно-силовой выносливости для выполнения игровых действий;
- развитие силы для выполнения игровых действий;
- развитие скоростных качеств для выполнения игровых действий.
- Внедрение в тренировочный процесс соревновательного периода высококвалифицированных гандболистов экспериментальной группы разработанного комплекса упражнений позволило получить положительную динамику показателей развития специальных физических качеств, о чем свидетельствуют статистически достоверные различия. Повысились показатели функционального состояния спортсменов.
- Специальная физическая подготовка у высококвалифицированных гандболистов экспериментальной группы повысился, о чём свидетельствуют статистически достоверные различия. Количество выполняемых двигательных действий, а что самое главное, их стабильность показывает необходимую связь между специальной-физической подготовленностью и овладением технико-тактических способностями гандболистов высокой квалификации.
Результаты проведенного исследования дают основание считать перспективным научное направление, связанное с изучением специальной физической подготовки в гандболе. По нашему мнению, следует продолжить исследования способов повышения специальной физической подготовленности у высококвалифицированных гандболистов.
Таким образом, задачи исследования были решены, а цель достигнута. Гипотеза исследования была проверена и нашла подтверждение в выполненной работе.