В процессе проведения работы над исследовательским проектом по обществознанию на тему «Образование XXI века» обучающийся 9 класса расширил знания о реформах образования в России, выяснил какие положительные и отрицательные тенденции появились после реформирования системы образования, так как образование становится основой ценностью в наступившем XXI веке.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по обществознанию на тему «Образование XXI века» автор сделал выводы о том, что реформы разработанные государством имеют больше минусов, чем плюсов. Закрыто 40 педагогических институтов. Система профтехучилищ фактически разрушена. Как пример, можно привести ЕГЭ. Этот экзамен в нашей стране был введен как эксперимент, но разве государство спросило учеников и их родителей о том, согласны ли они, чтобы над ними проводили эксперименты. А если бы кто и советовался с обучающимся населением о проведении реформ, то сейчас вряд ли бы в России осуществилась хотя бы половина проведенных реформ.
Оглавление
Введение
1. Система образования в России
1.1. Структура и уровни образования в России
1.2. Реформы образования в России
2. Последствия изменения системы образования
2.1. Положительные и отрицательные тенденции в образовании
2.2. Последствия реформирования образования в России
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
Данный проект посвящен теме "Образование ХХI века".
Актуальность данного проекта заключается в том,чтобы узнать реформы образования в России. Какие положительные и отрицательные тенденции появились после реформирования системы образования. Образование становится основой ценностью в наступившем XXI веке. В отличие от XIX и XX веков,XXI -это век гуманитарных знаний.В настоящее время, в отличие от 90-ых годов,образование стало ориентироваться на формирование знаний,умений и навыков по разным учебным предметам.
Также образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов и состояние экономики в целом.
Сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного индивида, становящегося более конкурентоспособным на трудовом рынке, но и для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. Чтобы профессия складывалась необходимо понять, что модель образования, построенная на принуждении и не просто антигуманна, она разрушительна и неэффективна.
Современное образование предполагает прежде всего знание и понимание общекультурной картины мира,освоение результатов тенденции культуры. И только благодаря этому можно найти свое предназначение и призвание.
Целью исследуемой работы являются проблемы в образовании современного общества.
Методы исследования являются: анализ, аналогия, доказательство индукция, наблюдение, научный факт, синтес и эмпирическое описание. Обьектом исследуемой работы является: система образования в РФ.
Предметом исследуемой работы является:последствия и изменения системы образования.
Задачами исследуемой работы являются:рассмотреть уровни,реформы, положительные и отрицательные тенденции образования в России.
1. Система образования в России
Система образования - это структура образовательных учреждений, существующая в масштабах страны, реализующая образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня.
Она направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности и для адекватного восприятия окружающей действительности.
1.1. Структура и уровни образования в России
Образование - это процесс и результат развития личности для получения знаний,с целью повышения культурного уровня и развития других важных личностных качеств.
Образование формируется государством,которое определяет ее структуру,принципы функционирования и направления развития.Главную роль в образовании играют принципы государственной политики, которые подчиняют себе деятельность всех образовательных учереждений и органов управления образования в стране.
Структура образования - это социальная система,которая состоит из нескольких образовательных ступеней:
- Объединение юридических лиц,работодателей и общественных объединений осуществляющих деятельность в сфере образования
- Организации осуществляющие обеспечения образовательной деятельности
- Органы контролирующие реализацию госстандартов и требований планов
- Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ,осуществляющие государственное управление в сфере образования
Также образование в РФ подразделяется на уровни:
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Профессиональное обучение
В настоящее время общее образование делится на 4 группы:
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека,в котором осуществляется воспитание,развитие и присмотр детей от 2 месяцев до 7 лет. Когда ребенок находится в дошкольном возрасте,в нем закладывается положительный жизненный опыт и основа для успешного развития.Все это создает базу будущего разностороннего развития ребенка.
Дошкольное образование включает в себя основные задачи:
- Развитие нравственных,физических и интеллектуальных качеств ребенка
- Оказание необходимой помощи родителям по вопросам о воспитании иобучении ребенка
- Охрану жизни
- Укрепление физического и психологического здоровья ребенка
Начальное общее образование - это обязательное образование направленное на развитие личности школьника,сохранение и поддержка индивидуальности и воспитание нравственных и эстетических чувств ребенка.
В начальную школу принимают детей в возрасти 6-7 лет.В этом возрасте продолжается формирование личности. Ребенка подготавливают к школе,закладывают базовые знания (писать,читать ) и развивают логическое мышление.
Основное общее образование - обязательный этап в образовательной системе.Оно подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. За этот период детей подготавливают к освоению программ старших классов и приобщают к физическому труду.В конце последнего 9-го года школьники сдают экзамены,результаты которых определяют возможность ученика получить либо полное среднее образование,либо среднее профессиональное. Дети которые не получили основное общее образование не допускаются до следующих уровней.
Среднее общее образование - осваивая эту ступень образования,дети формируются как граждане и участники социальных процессов.В них формируется социально грамотная и мобильная личность, осознающая свои гражданские права и обязанности.Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов,по результатам которых определяется возможность учеников поступить в вуз.
После окончания вуза большинство людей устраиваются на работу и не хотят продолжат образование и повышать профессионализм. Но как известно получать образование важно,как для карьеры ,так и для личного профессионального развития. Не многие люди все же получают профессиональное образование.
Профессиональное образование подразделяется на:
- среднее профессиональное образование
- высшее образование-бакалавриат
- высшее образование-магистратура,специалитет
- высшее образование-подготовка кадров высшей квалификации
Бакалавриат - это первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. 3
Магистратура - это вторая ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, предусматривает глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению.
Аспирантура - форма подготовки научных кадров, идет после бакалавриата и магистратуры, аспиранты защищают научные диссертации при высшем учебном заведении или научном учреждении. Аспирантура - послевузовское профессиональное образование, в рамках которой аспиранты ведут научную деятельность и нередко преподают. Для вступления в ряды аспирантов нужно иметь диплом магистра или специалиста. И не обязательно иметь на руках так называемый красный диплом, достаточно и синего. Также аспирантами могут стать лица, окончившие ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку (считаются одним уровнем образования), но их обучение осуществляется только за счет собственных средств этих лиц.
На сегодняшний день можно сказать,что система образования в России создает условия для непрерывного образования и предоставляет возможность одновременно осваивать несколько образовательных программ.Также образование помогает реализовать основные и дополнительные образовательные программы.В России общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.
1.2. Реформы образования в России
Реформы образования-представляют собой масштабную деятельность по изменению содержания, структуры, методов, форм образования. Эта деятельность носит государственный,межгосударственный характер. Реформы образования в России происходят на фоне резких перемен в жизни общества. Начальной точкой образование реформ можно считать XVIII век.В этот период начались первые реформы образования в истории России, переходом от религиозной школы к светской.Изменения были связаны с переустройством государственной и общественной жизни. Появились Академия наук и Московский университет, также новые типы школ: математические, государственные.
Ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования.
В январе 1803 года Александром I был утвержден первый нормативный документ созданный министерством народного просвещения "Предварительные правила народного просвещения", в основу которого легла структура образовательной системы и принципы ее функционирования. В 1804 г. были изданы уставы университетов и учебных заведений, подведомственных университетам, гимназий и уездных училищ. Уставы определили структуру учебных заведений, содержание и методы учебного процесса, преемственность учебных программ всех ступеней начальной, средней и высшей школы того времени.
В 1835 году был принят новый университетский устав, который усиливал единоличную власть ученых округов и урезал автономию университетов. Также система высшего образования расширялась. При университетах создавались педагогические институты и пансионы для подготовки в вузы, создавались специальные высшие учебные заведения, такие, как Горный институт, Земледельческая школа и Строгановское училище.
Одна из самых масштабных реформ образования, объявленная в 1984 г. Она предполагала дополнить среднее образование молодежи профессиональным, нацелить молодежь на получение рабочих профессий, перераспределив материальные ресурсы в пользу системы профессионально-технического образования за счет высшей школы.
В настоящее время согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», российское образование представляет собой непрерывную систему образования состоящая из этапов, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.Ежегодно в России количество школьников сокращается примерно на 1 млн. человек, что отражается на высших учебных заведениях тем, что наплыв абитуриентов с каждым годом существенно снижается.
В Министерстве образования и науки приводят такие цифры: если в 2005 году школьные парты покинули 1,32 млн. ребят, то в 2008 – лишь 1,05 млн. При этом, несмотря на снижение с каждым годом количества бюджетных мест (в 2008г. оно составило в среднем 5%), совокупное количество мест на первых курсах вузов было около 1 млн. Так при наборе 2008 года на ряд специальностей брали всех подавших заявления, при этом недоборы, тем не менее, остались. В последующие года эта тенденция только усиливается .Более 60% молодых людей уверенно говорят о прямой связи платежеспособности учащихся и их возможностей получить качественное образование, от которого непосредственно зависит будущая работа выпускников вузов.
Так, по данным Высшей школы экономики, с 2005 года доля работодателей, различающих бренды вузов, понимающих, что есть "хорошие" и "плохие" вузы, и определяющих в зависимости от этого более высокую заработную плату, увеличилась с 15% до 33%. В то же время сами молодые люди считают, что главная проблема высшей школы - непомерная плата за учебу и ее несоответствие качеству получаемого студентами образования.
Таким образом,несмотря на разнообразие типов учебных заведений,ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы. В XXI веке образование переходит на новые образовательные стандарты. Цифровые технологии пронизывают весь процесс обучения.
2. Последствия изменения системы образования
Образование — одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития.
2.1 Положительные и отрицательные тенденции в образовании
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Цель современного образования- это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.
Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. В конце 80-х — начале 90-х годов по стране прокатился шквал публикаций, в которых говорилось о «неэффективности» советской системы образования, где человека якобы учат «слишком многому» и делают его «неоправданно универсальным».
Миф о некачественности советской образовательной системы успешно развеивается в статьях крупнейшего современного российского обществоведа С.Г. Кара-Мурзы.6 В них, в частности, показывается, что советская школа, включая все образовательные ступени,была устроена по университетскому принципу, главный смысл которого — научить человека мыслить глобально, уметь решать разнообразные сложные задачи и ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях. Именно внедрение данного образовательного подхода в отечественную жизнедеятельность в 20-30-е годы позволило качественно шагнуть вперед во всех отраслях народного хозяйства и сделать гигантский скачок в общественном развитии.
Современная система российского образования отличается от советской , радикальными изменениями. Во-первых, произошла деилогизация, разрушившая существовавшую систему воспитания, которая базировалась на общеизвестных библейских нравственных заповедях. После изменения системы образования появились положительные и отрицательные тенденции.
Положительные тенденции в развитии системы образования:
- гуманизация образования - рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним из традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы;
- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др. );
- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;
- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов(включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.
Отрицательные тенденции в развитии системы образования:
- отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств: неспособность детей справиться с учебной программой; усложненные и перегруженные учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40-42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).
- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.Управление учебным заведением без учета мировых образовательных тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей, без опоры на орган школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.
- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30 % медалистов получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования.
- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах – менее 15 % учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики.
- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования.
Таким образом ,можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:
- развитие концепции непрерывного образования
- развитие дистанционного обучения
- процесс использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании
- превращение знаний в основной общественный капитал
2.2. Последствия реформирования образования в России
После реформирования системы образования,снизилось качество подготовки выпускников школ,в том числе и по обязательным предметам(русский язык и математика). Если сравнить качество знаний выпускников 50-х годов и современных, то тогда «на хорошо и отлично» знали обязательные предметы 70% школьников, а сегодня, по данным разных вузов, не более 20% студентов первых курсов знают обязательные предметы на "4" и "5".
В 1999 году внедрение «болонской системы» привело к слому существовавшей ранее фундаментального образования в школе и вузе. В постсоветских условиях начала внедряться матрица «второго коридора» для лишением той необходимой элитно-образовательной прослойки, которая будет способна принимать общественно важные стратегические решения.
Отечественной системы образования разделена на два этапа:
- Первый из них охватывал 1990-е гг. В этот период происходит деформация системных ценностей образовательного процесса, наблюдается постоянное недофинансирование образовательной системы, продолжающееся и ныне, подрывается уважение к учительскому и преподавательскому сообществу, снижаются морально-нравственные основы общества. Результат всего этого — уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных кадров
- Второй этап можно отнести к 2000-м гг., когда ломке стала подвергаться технология отечественного образовательного процесса. Происходило введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухступенчатой системы образования «бакалавриат — магистратура», создание балльно-рейтинговой системы как критерия оценки знаний студентов. При этом внедрение ЕГЭ сопровождалось сокращением часов по русскому языку, литературе и математике, в результате чего ученики старших классов средней школы гораздо хуже, чем прежде, знают эти и другие дисциплины — физику, химию другие естественные науки. Кроме того, чиновниками и депутатами отменен экзамен по сочинению в средней школе, следовательно, старшеклассники заметно меньше читают и менее начитанны, ухудшилась грамотность абитуриентов вузов.
Преподаватели высшей школы перегружены бюрократической работой: составлением рабочих программ, разработкой основных образовательных программ, формулированием десятков никому не понятных, а главное — не нужных компетенций. В 2001 году была разработана единая система
тестирования (ЕГЭ).10Когда внедрили ЕГЭ, уже было известно,что более 80% учителей,родителей, специалистов были против. Несмотря на негативное отношение общественности, на многочисленные протестные публикации в СМИ, чиновникам образования удалось добиться принятия закона о повсеместном внедрении ЕГЭ, негативные последствия которого уже сказываются сегодня. Основными доводами для внедрения единого госэкзамена считались следующие задачи:
- Интеграция российского образования в европейскую систему в соответствии с Болонской декларацией;
- Формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников школ;
- Борьба с коррупцией в вузах.
Около 70% россиян подчеркнули, что после внедрения системы ЕГЭ школьники совершенно потеряли интерес к обучению, а преподаватели натаскивают учеников на прохождение тестовых заданий, а не дают необходимые знания. В 2012 году была внедрена балльно-рейтинговая система, предполагающая подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов.
Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:
- Автоматический зачет предполагает выполнение большого объема работы. Для его получения необходимо набрать довольно много баллов. Это в большинстве случаев сложнее, чем собственно сдать зачет либо экзамен.
- Посещение лекций и активное участие в них оценивается очень маленьким количеством баллов. Кроме этого, об обучающемся могут и вовсе забыть. В результате за правильный ответ его показатель не увеличится. Это, в свою очередь, может поставить под сомнение объективность балльно-рейтинговой системы.
- Предусмотрен минимальный порог для допуска к зачету. Если обучающийся не достигнет его из-за несданных либо плохо написанных работ, частых пропусков лекций, то у него могут возникнуть серьезные сложности в плане дальнейшего обучения.
В 2011 году была внедрена двухступенчатая система образования «бакалавриат — магистратура».
Последствия перехода на двухуровневую систему:
Если обучение на бакалавра предполагает общую специальность, которую нужно изучать 4 года , то обучение в магистратуре продолжается еще на 2 года. Это связано с тем, что магистр – это более узкий специалист. Такая система позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые поступают в виде частного и государственного финансирования ВУЗов.
В связи с появлением данной системы, абитуриенты еще в старших классах должны определяться со своей будущей профессией. Плюсом является то, что у них нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Достаточно общих государственных экзаменов, либо же зачисление может происходить за счет результатов олимпиад. Так же данная система предполагает возможность Российских студентов продолжать обучение в странах Европы и возможность оставаться там для карьерного развития.
Преимущества и недостатки двухуровневой системы.
Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области.
Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий.
Таким образом,можно сделать вывод что реформы разработанные государством имеют больше минусов, чем плюсов.Как пример,можно привести ЕГЭ. Этот экзамен в нашей стране был введен как эксперимент, но разве государство спросило учеников и их родителей о том, согласны ли они, чтобы над ними проводили эксперименты. А если бы кто и советовался с обучающимся населением о проведении реформ, то сейчас вряд ли бы в России осуществилась хотя бы половина проведенных реформ.
Заключение
Цель и задачи,поставленные в данном проекте, выполнены. Исследованы проблемы в образовании современного общества,рассмотрены уровни и реформы образования в России, раскрыты положительные и отрицательные тенденции образования в России.
На сегодняшний день устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. Именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения, хоть большинство из студентов не имеют желания учиться.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том , что на сегодняшний день система образования в России создает условия для непрерывного образования и предоставляет возможность одновременно осваивать несколько образовательных программ. Также образование помогает реализовать основные и дополнительные образовательные программы. В России общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.
Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы. В XXI веке образование переходит на новые образовательные стандарты. Цифровые технологии пронизывают весь процесс обучения.
Также можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:
- развитие концепции непрерывного образования
- развитие дистанционного обучения
- процесс использования Интернет-технологий и других новых технологий в современном школьном образовании
- превращение знаний в основной общественный капитал
Подводя итоги анализа, следует отметить, что реформы разработанные государством имеют больше минусов, чем плюсов. Закрыто 40 педагогических институтов. Система профтехучилищ фактически разрушена. Как пример, можно привести ЕГЭ. Этот экзамен в нашей стране был введен как эксперимент, но разве государство спросило учеников и их родителей о том, согласны ли они, чтобы над ними проводили эксперименты. А если бы кто и советовался с обучающимся населением о проведении реформ, то сейчас вряд ли бы в России осуществилась хотя бы половина проведенных реформ.
Образование всегда являлось и является системообразующей и странообразующей сферой. Именно система образования в России всегда была предметом зависти для западных стран. Но в настоящее время, нынешние государственные вузы после некоторый изменений могут прекратить свое существование или трансформироваться в коммерческие “конторы по продаже вузовских дипломов”. Единая государственная система высшего образования, составляющая гордость страны, авторитетная во всем мире, может оказаться взорванной.
Список источников и литературы ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации. – М., 2010.
- Закон РФ «Об образовании», М., 2012г.
- Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2001. - № 2.
- Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования. Учебное пособие -М.:Инфра-М, 2014.-219с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
- Вифлеемский А.Б.. Экономика образования: Пособие для системы повышения квалификации работников образования: [В 2 кн.] /А.Б. Вифлеемский. - М., Народное образование, г. 2011
- Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие/ Л.А. Захарчук.- 2-ое изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.-112с.- (Профессиональное образование).
- Вифлиемский А.Б. Проблемы реформирования системы оплаты труда в образовании и экономика знаний // Экономика образования. 2004г. № 3.
- Кольцова А.А. Экономика образования: учебное пособие:[для студентов очной формы обучения] /А.А.Кольцова, Б.Я Саакян; Рос.гос.пед.ун-т им. А.И. Герцена.- Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ. 2010
- Борисова Н.Б. Российское образование в системе рыночных отношений// Труды российских ученых.-2013.-№3.с.13-19
- Щетинин, В.П. Экономика образования: Учеб. пособие для пед.вузов / В.Щетинин, Н.Хроменков, Б.Рябушкин. — М.: Роспедагенство, 1998. — 304с.
- Дороболюк Т.Б., Калачевский Б.А., Носов А.В. Менеджмент образования в приоритетах качества / Под науч. редакцией докт.техн.наук, с.н.с., проф. СибАДИ Калачевского Б.А.: Монография.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2013.-320с.
- Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев - Москва, ЭКМОС, 2000. - 407 с.
- Олесеюк Е.В., Борисов В.М., Динес В.А. Общий университетский устав 1835г. и углубление вузовской реформы
- Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.
- Лукьянчикова Т., Ямщикова Т. Подходы к реформированию и результаты модернизации высшего образования // Экономист, № 7, Июль 2016, C. 38-46
- Буртылёва М.С., Романченко Е.Ю. История развития отечественной системы образования
- Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и Российская реальность// Научно-теоретический журнал Российской академии образования.- 2010.- №6.- С. 51-58