Проект на тему: "Влияние музыки на когнитивные процессы человека"
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по биологии на тему «Влияние музыки на когнитивные процессы человека» обучающаяся 9 класса расширила знания о влияния музыки на человека и его жизнедеятельность. Обучающаяся раскрывает механизм восприятия музыкальной информации разными областями головного мозга человека.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по биологии на тему «Влияние музыки на когнитивные процессы человека» автор сделала выводы о том, что существует связанность музыки и человека на протяжении всей его жизни. Значение музыки характерно как для взрослых, так и для детей.
Доказано положительное влияние музыки на людей с болезнями, отклонениями, проблемами с нервной системой. Автор рекомендует слушать хорошую музыку, приятную мозгу и развивать свои когнитивные, физические и интеллектуальные способности.
Оглавление
Введение
- Глава 1. Проявление музыки в деятельности человека
- Глава 2. Разделение полушарий в обеспечении музыкальной деятельности
- Глава 3. Как музыка влияет на интеллект детей?
Вывод
Источники
Введение
Темой проекта является изучение влияния музыки на когнитивные процессы человека.
В проекте рассматривается влияние музыки на человека и его жизнедеятельность. Раскрывается механизм восприятия музыкальной информации разными областями головного мозга человека.
Глава 1. Проявление музыки в деятельности человека.
Оказывается, прослушивание музыки не только приятно, но и полезно.
Музыка проявляет воздействие на эмоциональное и физическое состояние человека, является частью всех культур и часто переплетается с нашей повседневной жизнью.
На протяжении столетий музыку использовали для поднятия духа людей. Музыка и её сила приводили в равновесие как душевное, так и физическое. Пифагор обнаружил, что музыка могла успокаивать человека, излечить душевные и телесные.
Прослушивание музыки ради удовольствия связано с изменениями активности участков мозга, отвечающих за эмоциональное состояние. Следовательно, музыка несомненно оказывает положительный эффект на психологическое состояние человека.
Музыка подталкивает человека на общение с окружающим миром благодаря своему влиянию на эмоциональный фон.
Было проведено множество опытов, направленных на определение терапевтического эффекта музыки при различных неврологических и психиатрических заболеваниях, как болезнь Паркинсона, деменция, инсульт, шизофрения и заболевания, связанные со понижением внимания.
У больных с болезнью Паркинсона было доказано, что музыка улучшает двигательную активность и разборчивость речи, и соответственно улучшает качество жизни. Известно, что терапия музыкой благотворно влияет на контроль поведенческих нарушений у пациентов с деменцией и способствует облегчению сильной боли у взрослых.
Глава 2. Разделение полушарий в обеспечении музыкальной деятельности.
Влияние музыки на мозг – это воздействие прежде всего на не доминантное полушарие. Таким образом, у человека, который слушает мелодии, включается полушарие, которое обычно в повседневной жизни не задействуется. Человека накрывают чувства и эмоции, которые трудно пережить еще раз.
При окончании произведения мозг вновь возвращается к обычной работе, но при этом все ощущения и воспоминания остаются. При частом прослушивании любимой и мелодичной музыки у человека в голове накапливается целый архив положительных чувств, и, естественно, это влияет на его самочувствие, на работу интеллекта.
Правое полушарие отвечает за мелодические сферы, высоты тона,
Левое – за восприятие ритма и профессиональный анализ музыки. При этом общее впечатление от музыки дает только интеграция конкретных когнитивных и эмоциональных процессов, проходящих в обоих полушариях.
Если музыка способствует работе обоих полушарий и всего мозга, то, следовательно, она может быть полезной для человека. Более образованные в музыке испытуемые, пользующиеся аналитической стратегией и умеющие обнаруживать сходства и различия звуков в аккордах, показывают большее потребление глюкозы левым полушарием. У пациентов, не имеющих музыкального образования, прослушивание музыки усиливало активацию метаболизма (по глюкозе), особенно в теменных и затылочно-височных зонах правого полушария.
Глава 3. Как музыка влияет на интеллект детей?
Головной мозг в первые пять лет жизни ребенка развивается огромными темпами, впитывая всю окружающую информацию. Занимаясь со своим ребенком, обеспечивая разнообразие стимулов, родители закладывают фундамент будущей личности.
- Музыка снижает психическое напряжение, формирует положительные эмоции, в итоге способствует укреплению психического и физического здоровья.
- Также музыка влияет и на математические способности детей. Она дает возможность развивать образное мышление, обучаться логике построения, развивать восприятие окружающего мира.
- На все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное, музыкальный звук оказывает развивающее действие.
- Регулярная музыкальная практика развивает логику и креативное мышление, активизирует полушария мозга, что приводит к ускоренной обработке информации.
- Исполнение музыкального произведения стимулирует развитие нейронных связей в участках мозга, задействованных в построении речи.
Не следует включать крохе:
- агрессивную и слишком громкую музыку – хаус, хэви-металл, рок-композиции вызовут у юных меломанов плач и истерики, а у деток постарше – агрессивность и избыточную энергию;
- песни с нецензурными словами – казалось бы, причина ясна, однако некоторые родители ставят подобные произведения, успокаивая себя тем, что маленькие дети не понимают смысл песенок. Не удивляйтесь, если после прослушивания подобных текстов у подросшего ребенка появится не очень приятная привычка;
- слишком медленные композиции – спокойная и умиротворяющая музыка хороша в меру. Не следует постоянно крутить грустные баллады, которые нагоняют тоску. Все же детям по вкусу более динамичная музыка.
Вывод
Выводом является связанность музыка и человека на протяжении всей его жизни. Значение музыки характерно как для взрослых, так и для детей.
Доказано положительное влияние музыки на людей с болезнями, отклонениями, проблемами с нервной системой.
Исследование работ многих авторов показало, что музыка влияет на отделы головного мозга, благоприятствуя развитию когнитивных способностей и улучшая психоэмоциональное состояние человека.
Слушайте хорошую музыку, приятную вам и вашему мозгу и развивайте свои когнитивные, физические и интеллектуальные способности!
Источники
- Барабаш И. А. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и типа темперамент человека / И. А. Барабаш, А. Г. Бердникова // Весенний школьный марафон: материалы 2-й Международной научно-практической конференции школьников / под ред. О. Н. Широкова [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 96–98.
- Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении умственной деятельности / Г. А. Березина // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: тезисы докладов 5-го Всесоюзного съезда психологов СССР, Москва, 27 июня – 2 июля 1977 г.: в 2 частях / гл. ред. К. М. Гуревич, О. А. Конопкин. Москва: Изд-во АПН СССР, 1977. Ч. 1. С. 4–5.
- Грюссер П. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества / П. Грюссер, А. Зепке, Т. Цинда // Красота и мозг / под ред. И. Фенчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. Москва, 1995.
- Долгушина М. Ю. Музыка как феномен художественной культуры / М. Ю. Долгушина // Аналитика культурологии. 2009. № 14. С. 242–249.
- Захарова Н. Н. Функциональные изменения ЦНС при восприятии музыки / Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т. 32, вып. 5.
- Кайгородова Н. З. ЭЭГ-корреляты особенностей реагирования на музыку разных стилей в контексте индивидуальных особенностей личности / Н. З. Кайгородова, М. В. Яценко, Н. И. Афанасьев // Известия Алтайского государственного университета.