Проект на тему "Влияние шума на организм человека"
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по биологии и психологии на тему «Влияние шума на организм человека» обучающаяся 10 класса изучила виды шума и его воздействие на организм человека, провела социологический опрос и разработала рекомендации по уменьшению шума внутри школьных помещений.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по биологии и психологии на тему «Влияние шума на организм человека» автор сделала выводы о том, что в школе уровень шумового фона далеко не везде соответствует санитарным нормам, школьный шум негативно влияет на самочувствие и работоспособность учеников, а также необходимо предпринять необходимые меры по уменьшению уровня шума в школе, убедить обучающихся, что шум вреден для здоровья и снижает успеваемость.
Оглавление
Введение
1. Теоретические исследования
1.1. Что такое шум?
1.2. Виды шумов
1.3. Воздействие шума на организм человека
2. Экспериментальные исследования
2.1. Определение акустической обстановки в школе
2.2. Данные социологического опроса
2.3. Рекомендации
Выводы
Введение
«Шум стал одной из бомб замедленного действия.»
Г. Хефлинг
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой в повседневности.
Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остроактуальными только в последние десятилетия.
Существует огромное количество различных источников звука и шума. Чувствительность нашего уха очень велика – диапазон интенсивностей от порога слышимости до порога осязания огромен. Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности.
Установлены определенные нормы уровня интенсивности звука для помещений, в том числе и для школ. Распространенный круг вопросов по теме позволяет не только соотнести нормы уровня интенсивности звука с практическими, но и предположить возможные способы по приближению к нормативному уровню интенсивности звука.
Цель: Изучение акустической среды школьных помещений как фактора риска здоровью.
Задачи:
- На основе теоретического изучения научно-популярной медицинской литературы дать характеристику «шума», выявить влияние шума на организм человека.
- На основе социологического опроса выявить, как именно шум влияет на организм человека.
- Выявить влияние акустической среды на здоровье и успеваемость учащихся.
- Разработать рекомендации по уменьшению шумового загрязнения школы.
Предмет исследований: уровень шумового фона в школе.
Методы исследования:
- Эмпирический метод (измерение)
- Анкетирование
Актуальность: Шум – одна из форм физического загрязнения. Постоянные воздействия шумов различных по силе и спектральному составу приводят к нарушению и к ухудшению не только слуха, но и изменениям различных систем органов организма человека, в первую очередь к болезням нервно-психического характера. Организм детей и подростков является наиболее уязвимым, поэтому исследование и изучение акустической среды школьных помещений, в которых дети и подростки проводят большую часть своего времени, является актуальным.Я учусь в медицинском классе, поэтому эта тема действительно актуальна для меня.
1. Теоретические исследования.
1.1. Что такое шум?
Шум как гигиенический фактор – это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение.
Шум как физический фактор представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер.
В различных странах понятие «шум» определяется по-разному. В Мексике шумом является «всякий звук, который является раздражающим и вредным для людей». В некоторых странах и вовсе считается, что шум превышает допустимый уровень, если нарушает покой человека и причиняет ему неудобства.
Определение шума, взятое из Советского Энциклопедического Словаря: «Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.»
Шум беспокоит все большее количество людей. Во многих странах людей беспокоит отсутствие тишины даже в стенах собственного дома. Например, громкая музыка поздно вечером, сигнализация, гудки машин.
1.2. Виды шумов.
Один и тот же звук, в зависимости от ситуации, может оказаться как шумом, так и информационным сигналом или даже приятнейшей музыкой.
Так, внезапно сработавшая ночью автомобильная сигнализация для владельца – полезная информация, но для остальных – шум. Громкий детский смех для родителей услада для ушей, но не для людей, живущих по соседству.
Шумы бывают: производственные и непроизводственные. К непроизводственным шумам относят шум на дорогах, в метро, шум от мобильны телефонов, телевизоров, плееров. К производственным шумам относится шум на рабочих местах, на участках предприятий, который возникает во время производственного процесса.
Есть и благоприятные шумы: это шум прибоя, журчание родников, щебет птиц и шелест листвы.
1.3. Воздействие шума на организм человека.
Громкость ниже 80дБ обычно не влияет на органы слуха.
Громкость от 0 до 20дБ – очень тихая.
От 20 до 40дБ – тихая.
От 40 до 60дБ – средняя.
От 60 до 80дБ – шумная.
Выше 80дБ – очень шумная.
В экологии человека даже появилось такое понятие как «шумовое опьянение» - это возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмичные звуки. Это «опьянение» по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению или одурманиванию наркотиками. «Шумовое опьянение» - одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог (130дБ).
Техногенный шум стал опасен для здоровья только в ХХ веке. Но и в старые времена, до наступления эры технического процесса, жизнь человеческого сообщества тишиной не отличалась. Даже в Древнем Риме жители жаловались, что уличный шум не дает им спать по ночам, и Юлий Цезарь в 50 году н.э. запретил движение экипажей по ночному городу. Королева Англии Елизавета I, заботясь о ночном покое своих поданных, запретила скандалы и громкие семейные ссоры после десяти часов вечера. В те времена, супружеский разлад был чуть ли не единственным источником шума!
Шум, даже когда он невелик (при уровне 50-60дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда, физическое и душевное состояние человека в момент действия шума и другие факторы. Степень вредности какого-либо шума зависит также от того, насколько он отличается от привычного шума. Неприятное воздействие шума зависит и от индивидуального отношения к нему.
Известно, что ряд таких серьезных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, а в ряде случаев и желудочно-кишечные и кожные заболевания, связаны с перенапряжением нервной системы в процессе труда и отдыха. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, а часто и к заболеваниям.
Под воздействием шума, превышающего 85-90дБ, в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах.
На дискотеках сила звука достигает целых 120дБ, что ведет к повреждению и даже к разрушению тонких структур мозга. Низкие частоты безвозвратно уничтожают хранилище памяти, а высшие – разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта.
Таким образом, шум вызывает нежелательную реакцию всего организма в целом. Патологические изменения, возникшие под влиянием шума, рассматривают на шумовую болезнь.
Звуковые колебания могут восприниматься непосредственно через кости черепа. Уровень шума, передаваемого этим путем, на 20-30дБ меньше уровня, воспринимаемого ухом.
2. Экспериментальные исследования
2.1. Определение акустической остановки в школе
Основной труд ребенка в школе – умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное воздействие шума на их функционирование бесспорно.
Ученые выяснили:
- На выполнение арифметических вычислений при шуме в 50дБ требуется на 15-55%, а в 60дБ – на 81-100% больше времени, чем до возникновения шума.
- При шуме в 65дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12 и более процентов.
- Уровень шума выше 80-100дБ способствует увеличению числа ошибок в работе , снижая производительность труда примерно на 10-15% и одновременно с этим значительно ухудшая его качество.
По санитарным нормам уровень шума в учебных кабинетах должен составлять 45дБ.
Уровни шума:
На уроке – 40-50дБ;
В коридоре на перемене – 60-68дБ;
В столовой – 70дБ.
2.2. Данные социологического опроса.
«Как шум влияет на организм человека?»
- 43% опрошенных ответили – раздражение.
- 32% опрошенных ответили – головные боли.
- И 25% опрошенных ответили – проблемы с концентрацией внимания.
2.3. Рекомендации по уменьшению шума внутри школьных помещений
- На классных часах донести до учащихся научные данные о вреде шумового загрязнения окружающей среды на живые организмы.
- Контролировать поведение учащихся и соблюдение тишины в коридорах на переменах и в школьной столовой.
- Каждый человек должен избегать чрезмерного шума, осознавать различные источники шума и стремиться к более здоровому звуковому окружению.
- Увеличить количество комнатных растений в кабинетах, которые недостаточно озеленены.
Выводы
Проанализировав проделанную работу, я сделала следующие выводы:
- В школе уровень шумового фона далеко не везде соответствует санитарным нормам.
- Школьный шум негативно влияет на самочувствие и работоспособность учеников.
- Необходимо предпринять необходимые меры по уменьшению уровня шума в школе, убедить учащихся, что шум вреден для здоровья и снижает успеваемость.