В процессе проведения работы над исследовательским индивидуальным проектом по физике и информатике на тему «Умный дом» обучающиеся 8 класса осуществили сборку роботов, составили программу для корректной работы роботов, а также провели их апробацию.
Подробнее о работе:
В индивидуальном исследовательском проекте по физике и информатике на тему «Умный дом» авторы сделали маяк и шлагбаум на основе деталей конструктора ROBOTICS и различных дополнительных материалов.
Оглавление
Введение
- 1. Этапы реализации проекта.
- 1.1. Организационный этап (сборка роботов).
- 1.2. Апробационный этап.
- 2. Отладка программ.
Итоги проектной работы.
Используемая литература.
Введение
Актуальность проекта. Довольно интенсивно на сегодняшний день в России, как и во всем мире, стала совершенствоваться концепция «Умного дома». Она представляет собой выполнение функций отопления, освещения, вентиляции, сигнализации. Кроме того, предусмотрен контроль над данными всех вышеперечисленных и сопутствующих инженерных систем.
Все они организованы общим интеллектуальным управлением и ним же контролируются. К примеру, человеку не нужно думать об оставленном включенным утюге или электроплите — когда он уйдет, все будет отключено автоматом. Даже не стоит думать, что Intellhouse — это отдельный дом. Интеллектуальной можно сделать и квартиру, и дачу, главное — разработать соответствующий проект и подобрать оборудование.
Цель проекта: на основе деталей конструктора ROBOTICS и различных дополнительных материалов сделать маяк и шлагбаум.
Задачи проекта:
- осуществить сборку роботов;
- составить программу для корректной работы роботов;
- провести их апробацию.
Объект исследования:управление «Умным домом»
Предмет исследования:роботы из конструктора ROBOTICS
Методы исследования:формализация, обобщение, моделирование, эксперимент, описание.
1. Этапы реализации проекта.
1.1. Организационный этап (сборка роботов).
Для создания роботов были использованы: ROBOTICS Стартовый набор 2.0–1 шт; ноутбук Леново – 2 шт; программа ROBO Pro Light – 1 шт
Технология сбора робота
Используя детали конструктора, собрали модели маяка и шлагбаума.
К ним прикрепили несколько датчиков.
Все датчики и моторы подсоединили к контроллеру BT Smart. Внутри контроллера находится несколько микросхем и микропроцессор. Взаимодействие этих компонентов с компьютером и управляющей программой позволит управлять моделями.
Написали программу в среде программирования – ROBO Pro Light
1.2. Апробационный этап.
Нами были собраны и представлены для апробации:маяк и шлагбаум.
Маяки устанавливают в важных или опасных местах, где они исполняют роль навигационных знаков для кораблей и их видно с большого расстояния даже ночью. Мы подумали и решили применить работу маяка к «Умному дому»
Руководствуясь инструкцией по сборке, собрали модель маяка и соединили провода согласно электрической схеме.
В навигационных картах характеристики маяков указываются с помощью специальных терминов, например:
Прерывистый свет | Длительность светлой и темной фаз одинакова, то есть лампа маяка горит столько же, сколько не горит. Еще его называют изофазным режимом. | Мы решили сделать длительность фаз 2 секунды. |
Быстро мигающий свет | Длительность светлой фазы короче темной фазы. Вспышка длится менее двух секунд. Сигналы повторяются очень часто. | Здесь длительность светлой фазы 0,3 секунды, а тёмной 1,5 |
Медленно мигающий свет | Длительность светлой фазы короче темной фазы. Сигналы повторяются не очень часто | Вспышка длится как минимум две секунды. |
Автоматические шлагбаумы установлены на многих автостоянках и въездах на различные территории. Он открывается, когда автомобиль подъезжает, и закрывается, когда он проезжает его. Задумывались ли вы, как шлагбаум узнает, что надо открыться перед автомобилем?
Руководствуясь инструкцией по сборке, собрали модель шлагбаума и соединили провода согласно электрической схеме.
Сперва шлагбаум закрыт. Когда луч в световом барьере прерывается, шлагбаум открывается. Через 3 секунды он закрывается.
Для собранных роботов в программе RoboPRO были составлены алгоритмы c ветвлением.
Представленная программа предполагают использование в конструкции шлагбаума двух концевых выключателей, роль которых выполняют кнопочные переключатели. Один концевой выключатель должен срабатывать при открытии шлагбаума, а другой при его закрытии, т.е. при подъёме стрелы шлагбаума в вертикальное положение и опускании стрелы в горизонтальное положение соответственно. Концевой выключатель горизонтального положения стрелы шлагбаума должен быть подключен к первому входу контроллера (I1), а концевой выключатель вертикального положения стрелы ко второму входу (I2).
2. Отладка программ.
Чтобы сделать шлагбаум более безопасным, подъём стрелы происходит со средней скоростью (V=4 и Set motor 1 to 4 backwards), а опускание с малой скоростью (V=2 и Set motor 1 to 2 forward). В начале программ после включения лампы светового барьера, подключенной к выходу контроллера M2, выполняется задержка продолжительностью 0,1 сек, которая предотвращает ложное срабатывание светового барьера. Включение светодиодной лампы в расширении Scratch выполняется с помощью блока управления мотором (Set motor 2 to 8 backwards), который позволяет задать необходимую полярность включения исполнительного устройства.
На рисунке видно, что один и тот же алгоритм работы шлагбаума, составленный из блоков Scratch, получился более компактным, а алгоритм в виде блок-схемы в среде ROBO Pro Light выглядит более наглядным и лучше отражающим структуру алгоритма. Таким образом, с одной стороны блок-схема даёт нам возможность в буквальном смысле «пройти» по всем ветвям алгоритма, следуя стрелкам и проверяя логические условия, а с другой стороны блок-схема перестаёт быть удобной и наглядной для больших алгоритмов, которые не умещаются на одном экране и их сложно «охватить» одним взглядом.
В свою очередь, для отладки программ в среде Scratch можно временно использовать «отладочные» блоки, например, воспроизводящие различные ноты и звуки, что сделает рутинный процесс отладки увлекательным и более очевидным для учащихся. А приложение FTScratch BTSmart, обеспечивающее связь между расширением Scratch и контроллером BTSmart, отображает в наглядной форме показания датчиков (I1–I4) и состояние исполнительных устройств (M1–M2) как это показано на рисунке.
Далее прошла демонстрация работы роботов. Роботы абсолютно не зависимы и могут работать без участия человека.
Итоги проектной работы.
В результате работы над индивидуальным проектом об умном доме нами созданы, запрограммированы и апробированы маяк и шлагбаум.
Поэтому можно сделать вывод о том, что цель проекта "Умный дом" достигнута. В этом проекте мы использовали не только микрокомпьютер и моторы, а мы постарались задействовать весь спектр имеющихся датчиков и сложных деталей из набора конструктора ROBOTICS Стартовый набор 2.0
В программировании использовались многозадачность, условия, циклы продемонстрировано действие таких логических операций, как логическое «И» и логическое «ИЛИ». Программы написаны в среде программирования – ROBO Pro Light
Наша команда и далее будет продолжать работу над этим и другими индивидуальными исследовательскими проектами. Мы уверены, что наши идеи найдут свое применение для создания более комфортного и удобного дома, квартиры. Ведь создание удобства и уюта посредством контроля технических процессов — главное предназначение «Умного дома».
Используемая литература.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2020г. – 223с.
- Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021г. – 286с.
- Юревич Е. И. Основы робототехники. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.:БХВ-Петербург, 2020г. – 416с.