Индивидуальный проект "Витраж. Роспись по стеклу"
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по ИЗО и МХК на тему «Витраж. Роспись по стеклу» обучающаяся 9 класса расширила знания об основных видах витражей, изучила теоретический материал, познакомилась с современными технологиями изготовления витражей, а также разработала эскиз и изготовила витраж.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Витраж. Роспись по стеклу» автор сделала выводы о том, что витраж – очень древнее искусство, корни которого уходят в начало нашей эры. Технологии, по которым изготавливали витражи в средние века, используются и в наши дни. Современные мастера активно используют последние достижения технического прогресса: новое оборудование, виды стекол. Появилось много новых техник витража, в том числе и таких, которые позволяют значительно снизить стоимость витража и даже изготовить его в домашних условиях.
Оглавление
Введение
- Витраж вчера, сегодня, завтра
- История развития витража
- Художники – витражисты
- Виды витражей
- Витраж в современном интерьере
- Разработка эскиза и витражной картины
- Организация исследования и его анализ
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Окна были высоко от полу и все из разноцветных – красных, жёлтых и голубых стекляшек. От них и сама комната была освещена каким-то удивительным ярким, радужным светом...»
(Г.-Х.Андерсен. «Снежная Королева»)
Актуальность: Красота всегда завораживает. Красота витража, тем более, не сможет никого оставить равнодушным: в суматохе дней должно быть что-то согревающее душу и радующее глаз. Солнечный свет, проходящий через разноцветные стеклышки, создает неповторимую игру красок и насыщает пространство живым ярким цветом, создает ощущение праздника.
В настоящее время витражи не менее популярны, чем столетия назад. Разноцветные красочные стекла меняют наше настроение, и картина мира от этого приобретает новые оттенки. Отчасти поэтому витражную живопись широко используют не только архитекторы, но и дизайнеры интерьера. Сегодня настоящие витражи из разноцветного стекла встретишь нечасто, зато витражная роспись по стеклу стала не только модным элементом дизайна, но и популярным хобби.
Я тоже не смогла пройти мимо волшебства данного вида искусства. Мне очень нравится рисовать, экспериментировать с различными художественными техниками, изменять пространство вокруг себя, создавая новые красивые вещи. Поэтому, я решила выполнить работу в технике «роспись по стеклу». Выполненный мной витраж станет эксклюзивной работой, единственной в своем роде!
Цель: изготовление витража своими руками.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме проекта;
- рассмотреть основные виды витражей;
- познакомиться с современными технологиями изготовления витражей;
- разработать эскиз и изготовить витраж.
Методы исследования:
- Изучение и анализ теоретического материала.
- Анкетирование.
- Математический подсчет полученной информации.
Объект исследования: техника выполнения витража.
Предмет исследования: «роспись по стеклу».
Гипотеза: Действительно ли утверждение, что искусство витража актуально сегодня? Можно ли, используя технику витража, создать неповторимый интерьер в своем доме?
Тип проекта — творческий с элементами исследования.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что я узнала много новых и интересных сведений по данной теме, получила навык работы в технике «роспись по стеклу».
Практическая значимость проекта бесценна: я овладела основными способами практической деятельности при изготовлении витража.
Ожидаемые результаты:
- Получение знаний о разных способах выполнения витража, профессиях, связанных с изготовлением витражей, этапах работы над изделиями и т.д.
- Приобретение практических навыков работы.
- Формирование умения находить необходимый материал, пользуясь дополнительными источниками информацию.
- Формирование навыка креативного и творческого мышления.
Осуществление межпредметных связей:
- Изобразительное искусство
- Черчение
- Математика
- ОБЖ (Правила техники безопасности).
Глава 1. Витраж вчера, сегодня, завтра
1.1. История развития витража
Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», что означает стекло.
Первоначально витражами назвали окна из цветного стекла, соединённого между собой свинцовыми пластинами. В настоящее время, благодаря развитию дизайна, значение слова «витраж» значительно расширилось. Под витражом понимают любой декоративный элемент, основанный на игре света. Например, стеклянная дверь, ниша, светильник или панно.
Витраж как разновидность искусства начала свое развитие в глубокой древности. Простейшая стеклянная мозаика и украшения из стекла существовали еще до нашей эры в Древнем Египте и Риме. В раннехристианских храмах оконные проемы были украшены простейшими витражами из полупрозрачных пластин алебастра и селенита.
Появление привычного для нас витража можно отнести к V-VII векам, когда из-за особой эмоциональной атмосферы витражи стала широко использовать христианская церковь. Самыми древними, дошедшими до нас в законченном виде, считаются витражи из Аугсбургского собора в Германии (1100 г.), но есть и более ранние находки фрагментов витражей, датируемые 540 годом нашей эры.
С возникновением готического стиля живопись на стекле получает совершенно иное направление развития. В романском стиле преобладал орнамент, среди которого в виде медальонов изображались библейские сцены. В готический период на первый план выдвигается изображение фигур святых, епископов и королей.
В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета. Об этом нам свидетельствуют богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), церкви св. Лаврентия в Нюренберге, Соборе Пресвятой Девы Марии в Мюнхене и в Буржском соборе. Витражи становятся настоящими картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников.
В XVI веке Витражи начиняют применяться в общественных и светских зданиях. Исторические сцены, эмблемы и гербы украшали окна мэрий, а небольшие вставки из белого стекла помещались в неокрашенные окна жилых домов.
В России витражи никогда особо широко не применялись. Природно–климатические условия, да и совершенно иная архитектура православного храма, в отличии от католического, не способствовали появлению витража в интерьере церкви.
Во время царствования Екатерины II в Санкт–Петербурге возводятся несколько зданий в готическом стиле с витражными окнами, но до нас дошли только упоминания об этих постройках.
Промышленное изготовление витражей началось лишь в конце 1890 годов и прервалось революцией 17-го года. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских.
1.2. Художники – витражисты
Наиболее известны витражисты в стиле модерн:
Луис Комфорт Тиффани (годы жизни 1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом. Данная техника известна под названием «копирфойл» и используется до сих пор при изготовлении витражей.
Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.
Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.
Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончания Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль арт-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла.
Эмиль Галле (1846-1904) – это французский дизайнер, известный как реформатор понятия художественного стекла и яркий представитель художников, работающих в стиле модерн. Он часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет». Также он изготавливал изделия из многослойного стекла и изобрёл технику «стеклянные маркетри». Она заключается во введении пузырьков воздуха и фольги в горячую массу стекла, а также формировании специальных трещинок-кракелюр.
Рене Лалик (1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло. [4]
1.3. Виды витражей
В настоящее время существует довольно много техник изготовления витражей, рассмотрим некоторые из них (схема 1).
Рис. 1. Виды витражей.
В свинцово-паечный витраже (классический) из цветного стекла вырезаются элементы картины, обтачиваются, подгоняются друг к другу и обрамляются свинцовым профилем. Затем элементы спаиваются друг с другом оловянным припоем. Данный способ требует большого мастерства и опыта.
По этой технологии изготавливались средневековые витражи. Существует она и в наши дни, но считается самой дорогой и трудоемкой.
Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.
Пескоструйный – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Витраж Тиффани (кабашон) – наиболее распространенная в наши дни техника изготовления витражей носит имя ее создателя – американца Луи Тиффани.
Техника Тиффани отличается от классической методом сборки. В данном случае не используется свинцовый профиль. Каждый кусочек стекла обтачивается, оборачиваются в медную ленту, раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с обеих сторон с другими элементами витража. Готовый витраж покрывается патиной.
Такой способ позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными.
Технология фьюзинга (от англ. «fusing» – плавление, спекание») также известна как техника спекания. Фьюзинг стекла даёт возможность использовать витражи различной формы, структуры и толщины, витражи могут иметь радиус. Рисунок при технике Фьюзинг никогда не повторяется.
При изготовлении витража в данной технике используют особое стекло, которое независимо от цвета имеет единый коэффициент температурного расширения. На стеклянный лист выкладывают кусочки стёкол, проволоку, гранулы и другие элементы витража. Из таких стекол собирается витраж, который запекается в единый пласт в специальных печах. Технология «Фьюзинг» позволяет достичь необыкновенного декоративного эффекта витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер.
Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
Технология пленочного витража появилась примерно в 70-х годах ХХ века. Она совершила переворот в производстве витражей. Благодаря ей витраж перестал быть предметом роскоши. Данный вид витража также называют имитаций витража или фальшвитражем. Пленочный витраж изготавливают, наклеивая специальные полиэфирные плёнки на монолитное стекло.
Выполненный по пленочной технологии витраж более устойчив к погодным воздействиям. Свинцовая лента, применяемая в технологии пленочного витража, создаёт имитацию паяного каркаса, впечатление художественной законченности работы. Среди преимуществ технологии пленочного витража – ее простота, низкая трудоемкость изготовления витражей, монтаж пленочного витража на целом стекле.
Заливной витраж или роспись по стеклу.
Витражная роспись так же относится к имитационному витражу. В данной технологии целая стеклянная поверхность расписывается специальными контурами и красками по стеклу. В своей практической части проектной работы я использую именно эту технику. Поскольку она, пожалуй, единственная, которая без специальных инструментов и навыков работы со стеклом позволяет получить очень достойный результат. Подробнее об этом методе будет рассказано ниже.
Мы видим, что с развитием современных технологий, технология изготовления витража также значительно усовершенствовалась. Используется современное оборудование и материалы. Появились новые виды стекол, о которых древние мастера не могли и мечтать. Витраж хоть и остается, по-прежнему, дорогим украшением, но уже перестает быть недосягаемым предметом роскоши и широко используется в современном дизайне.
1.4. Витраж в современном интерьере
Витраж прекрасно сочетается с любым стилем интерьера. Он всегда уместен на кухне, в ванной, гостиной или кабинете. Витражные окна не только приносят уют в дом, но и позволяют создать яркое пятно в интерьере, скрыть не слишком презентабельный вид из окна, защитить от чужих глаз.
С помощью витража, например, можно решить проблему темной прихожей, установив двери с винтажными вставками. Когда витраж в качестве перегородки или стены разграничивает помещение, он способен создать иллюзию нового пространства даже в небольшой комнате. А если повесить в комнате цветной плафон, то над головой может засиять «радуга». Главное – соблюдать основное правило: витраж должен сочетаться с интерьером по стилю и цветовой гамме.
Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приёмы, где витраж используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков, оформление плафонов, бра, вставки в мебель (буфеты, шкафы, столешницы), декоративное оформление помещений в виде панно. В приложении 1 приведены наиболее интересные примеры использования витражей, найденные мной в сети Интернет.
Витраж не останется незамеченным и лишит банальности самый заурядный интерьер квартиры. Давно перестав выполнять функцию лишь заполняющего проемы декоративного элемента интерьера, витраж способен стать стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только дизайн интерьера, но и экстерьер здания.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Механизм реализации проекта
Этапы Задачи этапа Сроки
исполнения Результат
Подготовительный Выбор темы, цели и задач проекта Определение темы, корректировка цели и задач проекта
Планирование Составление плана работы Разработан поэтапный план, определены сроки выполнения того или иного вида работы
Выполнение
проекта Поиск и изучение теоретического материала Найден, изучен и обработан теоретический материал по теме
Анкетирование Поиск анкеты в сети Интернет и ее распечатка.
Проведение анкетирования в 9А классе
Анализ результатов анкетирования Диаграммы
Разработка «Рекомендации» Текст «Рекомендации»
Презентация
проекта Презентация проекта в 9А классе Представление проекта и просмотр презентации
Рефлексия Оценка результатов работы над проектом Самоанализ
2.2. Разработка эскиза витражной картины
Для создания своей работы я выбрала технику «роспись по стеклу». Все рассмотренные выше техники очень интересны, но без специального оборудования, навыков и при минимальных финансовых затратах возможно выполнить работу только в данной технике.
Для освоения техники визажа я решила выполнить панно «Кошечка» в технике «роспись по стеклу».
Дизайн – спецификация. Требования к изделию.
Название изделия Панно в технике витража «роспись по стеклу» «Кошечка»
Назначение изделия украшение интерьера жилища, удовлетворяющее эстетические потребности человека
Рынок (кто может его использовать и купить) широкий круг покупателей
Единичное изделие, мелкая партия единичное авторское изделие
Требование к размерам и форме небольших размеров, рамка прямоугольной формы
Требования к стилю в технике витража «роспись по стеклу»
Материалы недорогие, легкие в применении, краски в меру густые, кисти беличьи – средней мягкости, не оставляющие следов, рама и стекло
Методы изготовления ручной способ – художественная роспись по стеклу, творческая авторская работа, не предусматривает промышленного производства
Техника безопасности изделие может быть изготовлено в домашних условиях с соблюдением безопасных приемов труда при работе
Требования со стороны человеческого фактора безопасность в использовании, создание красоты, уюта в доме и хорошего настроения
Требования со стороны окружающей среды безотходное производство, использование экологически чистых материалов
Экономические требования выполнение изделия экономически выгодно, так как изготовлено своими руками, нет энергозатрат
Оборудование и инструменты
Выбор материалов и инструментов зависит от того, какую технику выберите для своего изделия.
№ Материалы Пояснения
1. Стекло в рамке Будущая картина
2. Лист бумаги А3 (размером со стекло), карандаш простой, ластик Создание эскиза
3. Контур по стеклу и керамике Обводка контура для ограничивая цветовых элементов
4. Краски по стеклу, кисти Заливка картины цветом
5. Салфетки, ватные палочки, игла, обезжиривающее средство Предназначены для обезжиривания поверхности стекла
Технологическая карта изготовления картины
N Наименование этапа Последовательность выполнения Инструменты,
материалы
1 Создание
эскиза Выполнение эскиза, согласно выбранному мотиву. Стилизация эскиза под витраж: упрощение форм, добавление декоративных линий Лист формата А3, простой карандаш, ластик
2 Подготовка стеклянной поверхности Перед работой стекло необходимо обезжирить. Тщательно вымыть стеклянную поверхность моющим средством , дать высохнуть. Моющее или спиртосодержащее средство, стекло, ватные диски
3 Нанесение контура Подложить эскиз под стекло, аккуратно обвести контуром. Необходимо следить, чтобы линия не прерывалась, и все контуры были замкнуты. Дать высохнуть согласно инструкции. Контур по стеклу и керамике, эскиз, стекло, салфетки
4 Раскраши-
вание Расположить картину горизонтально. При помощи кисти равномерно нанести краску. В случае образования пузырьков в краске, проткнуть их иглой. Дать высохнуть краске. Краски по стеклу, кисти, салфетки ватные палочки, игла
5 Оформление картины Стекло покрыть лаком (при желании), вставить в рамку Рамка, стекло, лак
Экономическое обоснование
Наименование используемых материалов Цена Расход
материалов Затраты
на материалы
Контур витражный 60 1 шт. 60
Краски витражные набор «Decola» 360 1/2 коробки 180
Кисть белка №3 40 1 шт. 40
Рама со стеклом 100 1 шт. 100
Спиртосодержащие салфетки (20 шт.) 30 1/10 упаковки 3
Итого: 383 рубля
Экологическая оценка проекта по технике витраж
Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта – это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.
Витражные краски акриловые (органический краситель из натуральных пигментов), водорастворимые, без запаха. Рама из древесины и стекло – экологически чистые природные материалы.
Поэтому можно сделать вывод, что панно не будет выделять вредных веществ в окружающую среду и будет экологически безопасна для здоровья человека.
Фотографии различных этапов работы и готовый результат размещены в Приложении 2.
2.3. Организация исследования и его анализ
Вопросы анкеты Результаты опроса (%)
1. Знакомо ли вам витражное искусство?
а) да; б) нет «да» – 20; «нет» – 80
2. Используется ли в интерьере вашей квартиры элементы витражного искусства?
а) да; б) нет да – 5; нет – 95
3. Хотели бы вы украсить интерьер своей квартиры, используя технику витраж?
а) да; б) нет да – 85; нет – 15
4. Что должно быть изображено на витраже?: а) пейзаж; б) цветочная композиция;
в) в свободном стиле пейзаж – 20;
цветочная композиция – 35;
в свободном стиле – 45
5. Какой должна быть цена?
а) низкая; б) высокая; в) средняя низкая – 75; высокая – 10; средняя – 15
Вывод:
Исследование показало, что большинство опрошенных желало бы иметь подобную вещь для создания оригинального интерьера и особого настроения. Таким образом, потратив незначительные финансовые средства и вложив свой труд, я получила изделие, которое:
- оригинально, оно украшает интерьер моей комнаты;
- качественно, т.к. будет мне служить не год;
- экономично, в изделие вложены незначительные денежные средства;
- экологически чистое, т.к. не причиняет вред окружающей среде.
Изготовленное мной панно «Кошечка» удобно в эксплуатации, имеет красивый внешний вид, поэтому с проектной работой я справилась!
Цель и задачи проекта достигнуты. Гипотеза нашла свое подтверждение.
В завершении, хочется дать несколько полезных советов, рекомендаций:
- Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
- При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания.
- Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов.
- Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
- Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
- Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам.
- Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой.
- Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
- Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.
Заключение
Изучив историю возникновения и развития витража различные техники и применение витражей в наши дни, я пришла к следующим выводам:
- Витраж – очень древнее искусство, корни которого уходят в начало нашей эры.
- Технологии, по которым изготавливали витражи в средние века, используются и в наши дни.
- Современные мастера активно используют последние достижения технического прогресса: новое оборудование, виды стекол.
- Появилось много новых техник витража, в том числе и таких, которые позволяют значительно снизить стоимость витража и даже изготовить его в домашних условиях.
Меня поразило, насколько широко дизайнеры используют витражи в современном интерьере – от традиционных окон и перегородок до мелких предметов декора вроде подсвечников и ваз. Существуют даже такие экзотические предметы интерьера как витражная кровать и занавески из витражей.
В ходе проектной работы мной было создано панно «Кошечка» в технике «росписи по стеклу». Это моя первая работа. Пусть не все получилось идеально. Было сложно рисовать контуром ровные линии, для этого нужно больше практики.
Белый цвет в наборе оказался прозрачным и поэтому некоторые сочетания цветов получались непредсказуемыми. Настоящим препятствием стали пузырьки воздуха, которые образовывались при малейшем взбалтывании краски. Возможно, в будущем стоит использовать более густые краски другой фирмы.
В целом, я довольна результатом и считаю, что с поставленной задачей справилась. К тому же, я получила бесценный опыт – научилась создавать красивые вещи своими руками.
В настоящее время, планирую создать еще несколько работ и попробовать расписать объемный стеклянный предмет, например, вазу.
Список литературы
- Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 333, [3]с.;
- Люцкевич, Д. А. Роспись по стеклу: 8 эксклюзивных проектов: оригинальный дизайн, живопись на стекле, запеченные бокалы, коллекция бабочек /Дарья Люцкевич. - Москва:….
- Ригли Л. Цветное стекло в интерьере: Практическое руководство / пер. с англ. – издательство М.: Ниола-Пресс, 2007. - 96 с. 15;
- Тоде Э. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и технического развития. /«Зодчий», № 23, 1908 г. С. 204-208;