Проект на тему "Глинка, музыка и я"

В процессе исследовательской работы по музыке "Глинка, музыка и я" ученицей 11 класса школы была поставлена цель, разработать сценарий олимпиадных заданий, представить теоретические задания для их практического выполнения.
Подробнее о работе:
В исследовательском проекте по музыке на тему "Глинка, музыка и я" автор изучает творчество Михаила Ивановича Глинки, для того чтобы разработать теоретические задания для их практического выполнения, подобрав ряд музыкальных отрывков, иллюстрационный ряд и литературные отрывки для оформления пакета заданий.
Оглавление
Введение
- Герои Пушкина и Глинки
- Единство музыки и красок
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением творческого наследия великих композиторов-классиков, носит социальный характер.
Музыка как вид искусства является отражением жизни человека во всем ее многообразии, а значит, подлежит изучению.
Содержание проекта отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная культурная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, культурной, общественной деятельности.
Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению объектов культурного наследия, в том числе произведений искусства музыки. Знание и увлечение творчеством композиторов-классиков, их музыкальными произведениями стало частью интеллектуальной, культурной, творческой стороной жизни людей.
Будучи петербуржцами, тема, связанная с творчеством М. И. Глинки, приобретает особый смысл и значение – он жил и творил в столице Российской империи, городе Санкт-Петербурге. В городе есть улица, носящая его имя, памятник, его именем названа певческая капелла. Могила великого композитора находится в Александро-Невской лавре.
Цель: создать сценарий олимпиадных заданий.
Задачи:
- Разработать теоретические задания для их практического выполнения
- Подобрать ряд музыкальных отрывков, ставших основой выполнения ряда заданий
- Подобрать иллюстрационный ряд для оформления пакета заданий
- Подобрать литературные отрывки сопровождающие задания
- Оформить пакет олимпиадных заданий для их тиражирования
Какое простое название. Но это далеко не так. Простым оно может показаться лишь тем, кто недостаточно хорошо знаком с творчеством, музыкой и самим Великим композитором. Для меня и Он сам, и его музыка стали любимыми, близкими и понятными еще с первых встреч – с уроков музыки в школе.
Конечно, композиторов, создавших прекрасные музыкальные произведения, очень, очень много. Да и любителей музыки очень, очень много. И у каждого есть те или то музыкальное произведение, которое хорошо известно, узнаваемо, любимо. Такие произведения можно слушать по многу раз. И каждый раз радоваться встречи с ними.
К уроку музыки в школе можно относиться по-разному: он может нравиться или не нравиться. Наверное, все зависит и от учителя, и от того, чем наполнен урок. Мне нравятся эти уроки. А еще… известно, что первые впечатления в памяти остаются надолго.
А, значит, и первые музыкальные впечатления сохраняются и живут столько, сколько слушатель испытывает к ним внимание, тягу, желание слушать их. Вот именно так и случилось со мной. Услышав музыку Михаила Ивановича Глинки, захотелось узнать о нем больше того, о чем говорили в классе.
Захотелось и не раз послушать ритмы Польского акта из оперы «Жизнь за царя», бравурный марш «Руслана и Людмилы», напевные мелодии «Вальса-фантазии».
Музыку этих произведений я готова слушать, слушать, слушать. Интересно, что мой интерес к ней не проходит. Хорошо ли это? Нет? Думаю, хорошо! Мне доставляет удовольствие вспоминать музыку этих произведений уже с первых ее звуков.
Еще скажу.
Я учусь в музыкальной школе, где есть предмет музыкальная литература. Вот здесь-то гораздо больше возможностей познакомиться с теми композиторами, музыка которых нравится, да и больше узнать об их творчестве. Так что мое знакомство с Михаилом Ивановичем продолжается и не ограничивается встречей с ним на уроках музыки в школе. А еще я представляю себя учителем музыки.
Возможно, все сложится так, как об этом мечтаю – и я стану в будущем учителем музыки. Вот тогда-то пригодятся впечатления, полученные с уроков музыки в музыкальной школе и в общеобразовательной. Я хочу учить, как это делают сейчас мои педагоги. Я им благодарна. Накопленный музыкальный опыт – мое богатство.
Ну, а теперь представлю (в мечтах) себя учителем музыки и постараюсь, как они, составить программу Олимпиады или конкурса, темой которых станут вопросы, связанные с творчеством и музыкой Михаила Ивановича Глинки. Самым сложным, как мне представляется, будут сами текстовые задания – они требуют времени и умения в поиске информации. А вот иллюстративный материал в поиске прост.
Остается соединить в одно целое – задание, иллюстрации. При этом само задание должно быть понятно для его выполнения. Задания не должны быть настолько сложными, чтобы их было невозможно выполнить. Ведь правильно выполненное задание должно доставлять удовольствие, должно радовать.
Вот кажется все, что я хотела сказать перед началом Пути, который должен пройти тот, кто примет участие в Олимпиаде или Конкурсе.
Описание задания содержат текст, вопрос и, в некоторых случаях, прослушивание отрывков из произведений Глинки.
Герои Пушкина и Глинки
Михаил Иванович Глинка не всегда был взрослым. Он так же как мы, был ребенком. Учился он в Санкт-Петербурге, в Благородном пансионе Педагогическом институте. У него так же. как и у нас, были друзья. Одним из них был брат известного уже тогда Александра Сергеевича Пушкина – Левушка.
Так звали его родные и те, с кем он учился там же. Однажды, возвратись с выходных, Левушка после занятий, собрав своих друзей, пансионеров, предложил послушать отрывки из поэмы, написанной его братом. У него была блестящая память. Стихи покорили Михаила своей ритмичностью,
выразительностью, красками и, конечно, сюжетом.
Уже позже, после смерти Пушкина, став взрослым и известным русским композитором, Глинка напишет оперу. Это будет его первая, сказочная опера. Образы героев, их музыкальные номера станут классическими примерами русской музыки.
Задание 1.
Прослушайте 4-е отрывка из этой оперы. Это музыкальные характеристики героев оперы.
- Первый отрывок
- Второй отрывок
- Третий отрывок
- Четвертый отрывок
Узнайте их. В этом тебе помогут иллюстрации, изображающие героев.
Г А Б В
Заполните таблицу.
1 отрывок 2 отрывок 3 отрывок 4 отрывок
Буква иллюстрации Буква иллюстрации Буква иллюстрации Буква иллюстрации
…. …. …. …..
д «... Слилися речи в шум невнятный; Е «... Но безутешная Людмила
Жужжит гостей веселый круг; Идет, идет и не глядит;
Но вдруг раздался глас приятный Волшебства роскошь ей постыла,
И звонких гуслей беглый звук; Ей грустен неги светлый вид;
Все смолкли, слушают Баяна: Куда, сама не зная, бродит,
И славит сладостный певец Волшебный сад кругом обходит,
Людмилу-прелесть, и Руслана, Свободу горьким дав слезам,
И Лелем свитый им венец». И взоры мрачные возводит К неумолимым небесам».
ж «... И вдруг... о страх!., и в самом деле 3 «... Наш витязь мимо черных скал
Раздался шум; озарена Тихонько проезжал и взором
Мгновенным блеском тьма ночная, Ночлега меж дерев искал.
Мгновенно дверь отворена; Он на долину выезжает
Безмолвно, гордо выступая, И видит: замок на скалах
Нагими саблями сверкая, Зубчаты стены возвышает;
Арапов длинный' ряд идет Чернеют башни на углах*
Попарно, чинно, сколь возможно, И дева по стене высокой,
И на подушках осторожно . Как в море лебедь одинокий,
Седую бороду несет; Идет, зарей освещена;
И входит с важностью за нею, И девы песнь едва слышна
Подъяв величественно шею, Долины в тишине глубокой».
Горбатый карлик из дверей: Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода».
и К
«... Тогда, от ярости немея,
Стесненной злобой пламенея, «.. Но кто трубил? Кто чародея
На сечу грозну вызывал?
Надулась голова; как жар, Кто колдуна перепугал?
Кровавы очи засверкали; Руслан. [...]
Напенясь, губы задрожали, ... Руслан, не говоря ни слова,
Из уст, ушей поднялся пар — С коня долой, к нему спешит,
И вдруг она, что было мочи, Поймал, за бороду хватает,
Навстречу князю стала дуть; Волшебник силится, кряхтит
Напрасно конь, зажмуря очи, И вдруг с Русланом улетает...
Склонив главу, натужа грудь, Ретивый конь вослед глядит;
Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи Уже колдун под облаками;
Неверный продолжает путь. [...] На бороде герой висит;
... Как ястреб, богатырь летит Летят над мрачными лесами,
С подъятой, грозною десницей Летят над дикими горами,
И в щеку тяжкой рукавицей Летят над бездною морской;
С размаха голову разит; От напряженья костенея,
И степь ударом огласилась; Руслан за бороду злодея
Кругом росистая трава Кровавой пеной обагрилась,
Упорной держится рукой».
И, зашатавшись, голова перевернулась, покатилась И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал».
Задание 2. Ты прочел строки поэмы.
Определи о ком из героев идет речь.
Герой
Буква ответа
Единство музыки и красок
Михаил Иванович – автор симфонических, инструментальных и вокальных произведений. Его музыка настолько выразительна, образна, что узнать ее довольно легко. А, если посмотреть на ряд известных живописных полотен, то вмиг представляешь сюжет и образ самого произведения.
Перед тобой полотна различных живописцев и названия вокальных произведений: «Жаворонок», «Ночной зефир», «Ночь в Мадриде», «Венецианская ночь».
А Б В Г
номер музыкального фрагмента музыкальный фрагмент 1 музыкальный фрагмент 2 музыкальный фрагмент 3 музыкальный фрагмент 4
буква, соответствующая иллюстрации
Прослушай музыкальные произведения.
Постарайся узнать их.
Сопоставь иллюстрацию с содержанием музыкального произведения.
Там править будет вальс, а после – полонез,
Кадрили шумный всплеск, мазурки вольный блеск
Блистательный Санкт-Петербург – столица Российской империи. Приемы, балы, маскарады. Изысканная публика, утонченность светских манер, платья, камзолы, бриллианты – все радует глаз! И, конечно, танцы. Танцы, как стержень, как основа веселья, радости, счастья, движенья.
Сколько их исполнялось за время проведения бала? А исполнители, танцоры – знатоки движений полек, полонезов, мазурок, вальсов! Вот уж есть чему удивляться, позавидовать! Молодежь нашего времени и не догадывается, сколько времени уходило на разучивание «па» модных танцев. А как грациозно смотрелись движения партнеров, исполнявших вальсы, полонезы.
Как веселы, подвижны и, слегка легкомысленны, молодые при исполнении кадрилей. И все это веселье окружало молодого Глинку, участника балов, танцевальных вечеров. Глинка – дворянин, вобравший в себя стиль светских манер своего времени – и он тоже прекрасный танцор. Но балах он все чаще в роли автора многочисленных, написанных им полек, кадрилей.
Его вовсе не расстраивало отсутствие внимания публики к его простой танцевальной музыке. Писать в России такую музыку уже означало успех! Ритмы модных танцев легко запоминались, романсы пелись в домашнем кругу, среди молодежи в гостиных. Он – молодой, модный композитор – на виду петербуржского светского общества!
Уже позже, став маститым автором ряда музыкальных произведений, ритмы многих тогда танцев стали частью его опер. Их темы он использовал как музыкальные характеристики героев.
Задание 1.
Прослушайте отрывки написанных произведений Глинки в ритме популярных танцев.
Определите их жанр. (звучат 4-е отрывка –полька, вальс, полонез, мазурка).
Полька Вальс Полонез Мазурка
Расставьте цифры в соответствии с порядком звучащих танцев.
Встреча 4. Знаток нотной грамоты (или «кот в мешке»)
Задание простое и понятное, а значит, легко выполняемое.
Перед тобой описание истории создания оперы «Жизнь за царя».
- Мысль о создании русской оперы возникла у Михаила Ивановича Глинки еще во время его первого заграничного путешествия. Вернувшись в Россию в 1834 году, он занялся поисками подходящего сюжета. Идея была подсказана известным поэтом В.А. Жуковским.
- Автором либ..тто оперы стал «усердный литератор из немцев» барон Егор Розен.
- Значение оперы М.И. Глинки было высоко оценено русским писателем и музыкальным критиком В.Ф. 0..евским: «Этою оперой решался вопрос важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки...».
- П..мьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех, по словам автора, был «самый блистательный».
- «Перед зрителями, переполнявшими зал, одно за другим следовали действия оперы: в приволжском селе ..мнино хор крестьян пел о земле родной и слышались мудрые слова старика Сусанина о нависшей над ней страшной угрозе; на балу у польского короля звучали хвастливые речи шляхтичей; в небогатой избе Сусанина пел свою песню его приемыш Ваня, и в веселье приготовлений к свадьбе Антонины и Собинина вторгались чужеземцы, уведшие Сусанина, бесстрашно ушедшего на верную смерть для спасения Руси; под вой зимней бури в лесной завьюженной чаще мужественно погибал он, заведя врага туда, «куда и серый волк не забегал».
- Однако не все сов..менники композитора оказали опере теплый прием. «Некоторые из аристократов, говоря о моей опере, выразились с презрением: «это кучерская музыка». Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
- В гениальной опере были показаны два музыкальных .. ра,
- «[Глинка] счастливо умел слить в своем творении две славянские музыки; слышишь, где говорит русский и где поляк; у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого опрометчивый мотив польской мазурки». [Гоголь Н. Собрание сочинений: в 7 т. Т.6.]
- Первое действие оперы - музыкальная характеристика русских образов. Здесь преобладает ....ное и хоровое пение. Во втором действии, где показаны поляки, господствует оркестровая музыка, почти полностью основанная на ритмах польских танцев - полонеза, краковяка, мазурки. В ходе музыкального развития оперы «героика народная вырастает, а надменная пышность шляхты тускнеет, горделивые похвальбы сменяются стонами».
- Сам Глинка считал важной смысловой куль..нацией (высшей точкой) финал оперы. «Поляки убивают Сусанина, но музыкально это никак не подчеркнуто, наоборот... остается впечатление победы над поляками, победы его широкой, торжественно- радостной песни над их криками... Сусанин умирает как герой... Казалось бы, на этом можно закончить представление. Но необходимо было в развернутой музыкально-сценической форме показать торжество идеи, за которую погиб герой. Эпилог играет роль чрезвычайно важную... Именно в нем совершается музыкально-сценическое воплощение торжества основной идеи оперы». [Глинка М. Записки.]
- «Этот гимн-марш не может быть отрешен от Красной площади, покрытой толпами народа, от трубного звука и колокольного звона [...] Во всех существующих до сих пор операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такой могучей кистью рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху. Тут Русь в..мен Минина и Пожарского в каждом звуке».[Серов А. Избранные статьи.]
Слово: Нота
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В тексте, в отдельных словах пропущены слоги. Вставь их в слова и впиши в таблицу. Пропущенные слоги означают названия хорошо тебе известных нот.
Встреча 5. Любовь. Вдохновение. Посвящение.
Известные со школьных лет строки: «Я помню чудное мгновенье» Строки кого? – Пушкина. Посвящение кому? - Анне Петровне Керн. А позже строки Пушкина в теме романса. Кого? – Глинки. Посвящение кому? – Ее дочери, Екатерине Ермолаевне Керн. Судьба? – Да. Любовь. Вдохновение. Посвящение.
Романс. Популярный музыкальный жанр 19 века. Но Глинка – велик. И еще одно из его великих симфонических произведений носит посвящение. Как оно называется и кому посвящено?
Встреча 6. Талант их несомненен.
В карете поспешим в салон, где гастролеры блещут музой
Петербуржская публика ими восхищались, их ценили, их обществом наслаждались. Они - герои гостиных, музыкальных салонов, картинных галерей, театральных лож.
Не менее талантливы были и россияне. Среди них не только музыканты, композиторы, но и литераторы, живописцы, писатели, поэты.
Узнай их в иллюстрациях. Назови. Заполни таблицу.
Композиторы Пианисты-гастролеры, композиторы Писатели Поэты Живописцы
Встреча 7. Он был не только музыкантом
Это действительно так. Глинка, еще будучи ребенком, интересовался очень многим: литературой, архитектурой, живописью, орнитологией. Это составляло основу светского образования любого ребенка дворянского происхождения. Особым увлечением Миши был интерес к путешествиям: мысленно он побывал во многих стран.
Познакомился с традициями и памятниками разных народов, их нравами, бытом, обычаями – все волновало и увлекало его. Он «путешествовал» по страницам «Истории о странствиях вообще», подаренной ему в детстве. Путешествия – его детская страсть. Уже став известным российским композитором, мечта сбылась – он побывал во многих европейских странах.
А результатом его поездок стали ритмы, мотивы стран, о которых он грезил с детства и которые сбылись наяву.
Вслед за Глинкой.
Нас ждут карета, дилижанс, дороги, радости, печали!
Определите место пребывания Глинки в России и Европе. Сопоставьте описание места его путешествий и их названия.
1. В 1823 году молодой Глинка для поправки своего
здоровья предпринял поездку, которая обогатила его
множеством ярких и разнообразных впечатлений.
Горные пейзажи и красочные картины народного быта восхитили композитора: «Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов», - писал он позже в своих «Записках». Возможно, память об
этом путешествии стала источником для восточных
сцен в опере «Руслан и Людмила».
2. Последние белые ночи 1829 года Глинка провел у водопада
Иматра. На обратном пути в Петербург Глинке понравилась
песня, которую пел один их ямщиков: «... я заставил его
неоднократно повторить и, затвердив, употребил потом главной
темою баллады (имя доброго волшебника) в опере «Руслан и
Людмила».
3. В 1830 году Глинка отправился в первое заграничное путешествие. Русскую границу он пересек в середине мая, некоторое время прожив в Германии, в августе того же года Михаил Иванович прибыл в страну, являвшуюся центром притяжения для многих поэтов, художников, музыкантов. Красота южной природы и городских пейзажей поразила композитора. Свои художественные впечатления он выразил, в частности, в вокальной баркароле на стихи И. Козлова, пейзажной зарисовке.
4. В страну, речь о которой шла выше, Глинку манило не только одно романтическое стремление увидеть родину прекрасного искусства (прежде всего оперного), но и желание самосовершенствоваться в композиторском мастерстве. Несколько лет, проведенных там Глинкой, обогатили его мелодическое дарование и повлияли на вокальное творчество, в котором причудливо сплелись две национальные традиции - ведь не случайно некоторые образцы стиля, созданного Глинкой, называют «русским belcanto (бельканто, «прекрасным пением»)».
5. 30 октября (11 ноября) 1837 г. в столице состоялось
торжественное открытие первой в России пассажирской
железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с двумя
его пригородами. На обратном пути следования паровоз
развил фантастическую по тем временам скорость,
преодолев весь путь за 27 минут.- Средняя скорость
составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч.
«Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день
писали: «Шестьдесят вёрст в час, страшно подумать...Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несёт все эти огромные экипажи с быстротой ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!». Подобные события действительно будоражили «умы человеческие».
В 1840 году Глинка создал одну из самых своих популярных песен. Яркая жанровая зарисовка стремительно бегущего поезда, нетерпеливого взволнованного ожидания весело шумящей толпы и контрастирующий с ним лирический эпизод, выражающий чувства и думы героя, украсили вокальный цикл «Прощание с Петербургом».
6. Один из самых плодотворных периодов творчества Глинки был связан со страной, входившей в ХIХ веке в состав Российской империи. В представлении многих слушателей музыкальный образ этой страны был гениально создан Глинкой намного раньше - в его опере «Жизнь за царя». Полонез, мазурка и краковяк и оттеняющий эти танцы лирический вальс создали национально-характерную картину.
Неслучайно Владимир Соллогуб (писатель) в своих «Воспоминаниях» писал о том, что Глинка «в музыке польской... явился более поляком, чем поляки, в итальянской он становился действительным итальянцем, в испанской от него так и веяло Гвадалквивиром и обаянием Севильи».
Номер описания место путешествия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Встреча 8. Творческое задание. Он был неплох как композитор
Прочтите стихи о Глинке. О какой стороне его творчества идет речь?
1. В те дни, когда уже, казалось, тмила
Родную музу муза чуждых стран,
Любимую по-русски звал Руслан
И откликалась русская Людмила.
Мелодию их чувств любовь вскормила.
Об их любви поведал нам Баян,
Кому был дар народной речи дан,
Чье вдохновенье души истомило.
Нелепую страну боготворя,
Не пожалел он жизни за царя,
Высоконареченного Профаном,
Кто, гениальность Глинки освистав,
Чужой в России учредил устав:
Новатора именовать болваном.
Игорь Северянин
Ответ:
Встреча 9. Я – петербуржец – и этим горжусь
Несомненно!
Я люблю свой город. И много знаю о нем. Знаю названия площадей, улиц, памятных мест. Среди достопримечательностей Петербурга – памятники соотечественникам, великим создателям архитектурных шедевров, литературных произведений, живописных полотен и многого другого, чем мы гордимся. Приглашаю на одну из стариннейших площадей. Здесь два памятника, два театра, одно учебное заведение. Узнайте, назовите эту площадь.
Назовите памятники, кому из русских композиторов здесь установлены.
Ответ:
Встреча 10. Творческое задание. «Слово о Глинке»
В этом задании мы предлагаем поразмышлять тебе о личности Михаила Ивановича Глинки и значении его творчества.
Каков вклад композитора в историю отечественной музыкальной культуры? Напишите небольшое эссе (не более 150 слов).
Форма выполнения задания – свободная.
Нам действительно интересно узнать именно твое мнение. Желаем удачи!
Ведущему
Инструкция к выполнению заданий
- Каждому участнику выдается пакет с заданиями, которые являются частью, обозначенной «Встреча 1», «Встреча 2» и т. д.
- Ведущий предлагает подсчитать количество листов, выданных участнику для выполнения заданий в пакете документов (у каждого должно быть страниц).
- Ведущий предлагает приступить к работе: Встреча 1 – Задание 1 «Герои Пушкина и Глинки»; участники знакомятся с текстом, предшествующим Заданию 1, после чего ведущий включает аудиозаписи с музыкальными отрывками из оперы «Руслан и Людмила».
- Участники приступают к выполнению задания, которое выполняется в течение десяти минут.
- Ведущий объявляет о начале выполнения Задания 2: прочесть строки поэмы. Участники приступают к чтению. Ответы заносят в таблицу. На выполнение задания дается 15 минут.
- Ведущий объявляет о начале выполнения заданий «Встречи 2». Ведущий включает аудиозаписи произведений Глинки. На выполнение задания дается 10 минут.
- Ведущий объявляет о начале выполнения заданий «Встречи 3» - «Там править будет вальс, а после – полонез, кадрили шумный всплеск, мазурки вольный блеск».
- Ведущий объявляет о начале выполнения Задания 1: звучат музыкальные отрывки. Задание выполняют в течение 10 минут.
- Ведущий объявляет о начале выполнения задания «Встречи 4»: «Знаток нотной грамоты» (или «Кот в мешке»). На выполнение задания дается 20 минут.
- Ведущий объявляет о начале выполнения задания «Встречи 5»: «Любовь. Вдохновение. Посвящение». Ведущий включает аудиозапись – звучит музыкальный фрагмент. Задание выполняется в течение 10 минут.
- Ведущий объявляет о выполнении задания встречи 6 – «Талант их несомненен». На выполнение задания дается 10 минут.
- Ведущий объявляет о выполнении задания Встречи 7. На выполнение задания дается 30 минут.
- Ведущий объявляет о выполнении задания Встречи 8 «Он был неплох как композитор». На выполнение задания отводится 20 минут. Данное задание является творческим и предполагает ответ участников в свободной форме. На выполнение задания отводится 15 минут.
- Ведущий объявляет о выполнении задания Встречи 9 – «Я – петербуржец и этим горжусь». На выполнение задания отводится 5 минут.
- Ведущий объявляет о выполнении творческого задания Встречи 10 «Слово о Глинке». Ответ на задание является свободным.
Ответы для ведущего
(для проверки ответов участников олимпиады)
Встреча 1 «Герои Пушкина и Глинки».
Задание 1
1 отрывок – Рондо Фарлафа 1 –Б
2 отрывок – Ария Руслана 2 –А
3 отрывок – Ария Людмилы 3-Г
4 отрывок – Ария Ратмира 4 – В
Задание 2
Герой Боян Черномор Голова Людмила Руслан Черномор
буква Д Ж И Е З К
Встреча 2 «Единство музыки и красок».
Задание
1 отрывок – песня «Жаворонок» 1-Б
2 отрывок – романс «Ночь в Мадриде» 2-В
3 отрывок – романс «Венецианская ночь» 3-Г
4 отрывок – романс «Ночной зефир» 4-А
Встреча 3 «Там править будет вальс»
Задание
1 отрывок – вальс
2 отрывок – полонез
3 отрывок – мазурка
4 отрывок – полька
Встреча 4 «Знаток нотной грамоты»
Минин МИ
Либретто РЕ
Одоевский ДО
Премьера РЕ
Домнино ДО
Современник РЕ
Мир МИ
Сольное СОЛЬ
Кульминация МИ
Времена РЕ
Встреча 5 «любовь. Вдохновение. Посвящение
Произведение Посвящено
Вальс-фантазия Екатерине Ермолаевне Керн
Встреча 6 «Талант их несомненен»
Композиторы Пианисты-гастролеры Писатели Поэт Живописец
Даргомыжский Лист Одоевский Брюллов
Сен-санс Берлиоз
Встреча 7 «Он был не только музыкантом»
Номер описания место
1 Кавказ
2 Финляндия
3 Италия
4 Италия
5 Россия
6 Польша
Заключение
Цель достигнута: разработан сценарий проведения олимпиадных заданий по музыке. Получены положительные отзывы со стороны учителя-предметника, руководителя проекта. Апробация содержания проектных олимпиадных заданий осуществлена на примере учащихся 7-х классов. При выполнении олимпиадных работ у учащихся не возникли вопросы к проведению, содержанию заданий. Со стороны учащихся был проявлен эмоциональный отклик на характер заданий и ход проведения олимпиады.