Исследование - крылья на всю жизнь!
Исследование - залог успеха в жизни!
Всем учителям и родителям хочется, чтобы наши дети реализовали себя, нашли свое место в жизни и добились успеха.
Желаете своему ребенку успешного будущего? Тогда помогите ему уже сейчас, а завтра он скажет вам огромное «спасибо»! Ученые, утверждают, что 70% интеллекта закладывается в первые годы обучения. Ребенок до 13лет легко принимает все новое и неизвестное. И если в детстве ребенок не научится творить - создавать что-то свое, он всю жизнь будет копировать и повторять других. Избежать этого поможет исследовательская и проектная деятельность.
Современному обществу нужны не просто исполнители, а творческие специалисты, умеющие самостоятельно мыслить, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность в решении проблем. Знаете ли вы, что за всю жизнь человек решает порядка миллиона проблем. И не всегда с успехом. Получается, чтобы комфортно жить, нашим детям, придется научиться решать проблемы уже в детстве. А как...? Просто помогите ребенку приступить к проектной и исследовательской работе. Она и приведет его к успеху, который даст ему крылья на всю жизнь!
В этом заинтересованы и родители, и учитель, и учебное заведение, которое работает как единый организм, где созданы все условия в управлении интеллектуально-творческим развитием личности на основе исследовательской деятельности педагогов и обучающихся. Ответственность за исследовательскую деятельность в школе несет зам. директора по НМР.
Условием успешной организации проектно-исследовательской деятельности в школе также является:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление, в связи с этим, внимания к проблеме формирования положительной мотивации;
- Признание руководством и коллективом школы, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе школы.
Интерес учащихся и педагогов зависит также от условий, созданных в учебном заведении.
Методические:
- тесты для определения отношения к исследовательской деятельности;
- обучение педагогов технологии учебно-исследовательской деятельности;
- консультации для учащихся;
- создание методической копилки материалов.
Психологические:
- диагностика способностей и выявление детей, склонных к исследовательской дея¬тельности;
- проведение тренингов со школьниками;
- консультации для школьников, родителей и учителей.
Информационные:
- каталог литературы по организации ИД;
- база данных одарённых детей и, занимающихся исследовательской деятельностью;
- база существующих исследовательских работ учащихся;
- ознакомление с датами конкурсов.
Организация и развитие учебно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к профильным базам, банкам данных, источникам информации.
Большую помощь в исследовательской деятельности оказывает научное общество учащихся (НОУ) и дает ощутимый результат:
- развитие творческого мышления;
- совершенствование речевых навыков, публичной речи;
- развитие критического оценивания работ своих соперников;
- приобретение навыков конкурсной борьбы;
- опыт отстаивания своей точки зрения;
- опыт ведения дискуссии.
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Потребность в учебно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации так же говорят об актуальности исследования.
Но ведущей скрипкой в исследовательской деятельности является учитель.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется не просто учителю, а творческому учителю.
"Хороший учитель рождает хороших учеников»- писал академик Остроградский. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс."
Творческий учитель ставит великую достойную цель, преодолевая путь по Лестнице Творческого Восхождения (ЛТВ). Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно заниматься самообразованием и саморазвитием. Только такой учитель сможет научить ребенка:
- Ставить цель;
- Уметь сформировать свою потребность.
- Планировать свою деятельность.
- Представлять конечный результат.
- Реализовать себя (в профессии).
- Организовать свой досуг.
- Оценивать свою деятельность.
Практика показывает, что для организации ИД современному учителю необходимо:
- изменить педагогическое сознание в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании;
- пройти научно-методическую подготовку по овладению технологией проектирования и исследовательским методом.
Педагог задает формы и условия ИД, формируя внутреннюю мотивацию подходить к возникшей проблеме с исследовательской, творческой позиции.
При организации ИД кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для ученика и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Учителю достаточно сделать только три шага и научить его:
- Мыслить.
- Исследовать.
- Реализовывать свои идеи.
Вначале попробуйте удивить ребенка и увидеть проблему. Это вызовет интерес, который перерастет в вдохновение, а затем-и восторг! Появятся мысли, что надо обследовать – исследовать проблему. Следовательно, заработают: мысль – слово - действие – это одна линия!
Старайтесь шагать неторопливо, размеренно, осознавая каждый шаг. Взрослые должны корректно в нужный момент направить, поддержать ребенка. Не забывайте радоваться и хвалить! И его обязательно ждет успех! Будьте уверены в нем, а главное еще и в себе, в своих знаниях и умениях.
Ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы учителей школ относительно невелика. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе новых знаний.
Только для этого взрослым необходимо познакомиться с технологией исследовательской деятельности, чтобы мотивировать, обучать и стимулировать ребенка! Вот тогда учитель легко поможете своему ребенку самореализоваться и прийти к успеху через исследовательскую деятельность. Потому что исследовательская деятельность-не дань моде, а требование времени!
Помогите вашему ребенку быть успешным в жизни! Исследовательская деятельность-тактика и крылья к успеху сегодня и в будущем!
Автор: Шулакова Тамара Валентиновна, учитель начальных классов и географии Гимназии иностранных языков, зам. директора по учебной работе, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, Почетный работник общего образования, руководитель более 20 исследовательских работ с учащимися (диплом лауреата "Лучший руководитель"), участник Московской международной конференции "Образование в XXI веке глазами детей и взрослых". Автор руководства "Организация исследовательской деятельности в школе"