Проект "Влияние компьютера на развитие ребенка"
В исследовательском проекте по обществознанию на тему "Влияние компьютера на развитие ребёнка" учащаяся 11 класса рассматривает историю появления компьютера, а также приводит характеристику тех заболеваний человека, которые появились после глобальной компьютеризации всех сфер жизни человека.
Подробнее о работе:
В данной исследовательской работе по обществознанию на тему "Влияние компьютера на развитие ребенка" ученица 11 класса представляет изучение научных источников информации по теме исследования, а также опытным путём устанавливает оптимальное количество времяпрепровождения за компьютером, рассказывает о зависимости здоровья людей от этого фактора.
Автор в своём индивидуальном исследовательском проекте по обществознанию о влиянии компьютера на развитие ребёнка рассматривает негативные факторы влияния компьютера на здоровье человека, а также дает определение такого понятия, как "компьютерная зависимость", изучает здоровье сберегающие технологии при длительной работе на компьютере, проводит анкетирование учащихся школы.
Оглавление
Введение
- Воздействие компьютерных технологий на человечество
- Влияние компьютера на развитие ребенка
- Нахождение компьютерной зависимости у подростков
- Рекомендации родителем, у которых дети страдают от компьютерной зависимости7
- Как использовать компьютер, чтобы извлечь максимальную пользу и получить минимальное количество вреда?
Заключение
Список литературы
Введение
Человечество и его компьютеризация – довольно сложный и очень важный на сегодня вопрос. Все чаще в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью использования компьютерной техники. В науке происходят новые открытия, прогресс не стоит на месте. На множество различных сфер общества начинает влиять появления разнообразной техники. Наше современное общество становится зависимым от этих новых технологий.
Иногда это доходит до крайностей, где человек не видит вокруг себя жизнь, его миром становится компьютер или телефон. Безусловно, благодаря этим новшествам появляются все больше других новых открытий в разных сферах. Но также за этим есть и другая сторона медали, в связи с этим нередко люди задаются вопросами о пользе, вреде и влиянии компьютера на жизнь человека. Более трепетно стоит отнестись к использованию компьютера ребенком, ведь это подрастающее поколение, на чьих плечах будет лежать будущее нашего человечества.
Целью исследовательского проекта на тему: «Влияние компьютера на развитие ребенка» является определение влияния компьютера на жизнь ребенка: его вред и польза, определение и нахождение компьютерной зависимости, в понятие которой также входит и социальная/компьютерная зависимость.
Задачи:
- Выявление пользы в развитии ребенка
- Выявление вреда в развитии ребенка
- Как ребенок усваивает информацию
- Какой вклад компьютер вносит в развитие ребенка
- Нахождение компьютерной зависимости у подростков
Актуальность:
Эта тема является актуальной в наше время, поскольку в XXI веке практически у каждого человека дома есть компьютер или же смартфон. Нередко данные устройства могут попадать к подрастающему поколению или иметься на руках подростка. Необходимо и очень важно знать каким образом подобные устройства влияют на ребенка и на его развитие. На сегодняшний день множество компьютерных классов открывается уже в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.
Воздействие компьютерных технологий в настоящее время на человечество и человека
В настоящее время человек постоянно подвергается воздействию компьютерной техники. Данное влияние может нести как негативные, так и позитивные последствия. С одной стороны, электронные страницы – это хорошо, меньше вреда наносится окружающей среде, да и хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде. С другой стороны – человечество становится все более зависимым от техники. Многие даже представить себе не могут, что будут делать, если, например, забудут дома телефон, это приравнивается к трагедии. Велико число тех, кто просто убивает время в социальных сетях, живое общение заменяется набором букв на компьютере, а жесты и мимика – смайликами. Да, это хорошо для тех, кто находится далеко друг от друга, или в силу каких-то других причин просто физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем такими благами, так как, живя по соседству – общаемся посредством сети и устройств. Люди просто перестали ходить в гости и просто видеться.
Стоит отметить, что информационные технологии (ИТ), прочно закрепившись в нашей жизни, также и облегчили нашу жизнь. Ведь сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается много факторов, влияющих на экономику, а если и вычислить как-то результаты экономических процессов одного предприятия, то на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, да и точность этих вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний день любые вычисления выполняются с помощью компьютеров. При этом результаты точные, и вычисляются за считанные секунды.
Созданы программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об освоении космоса вообще человечество могло только мечтать. Этот список можно продолжать до бесконечности и перечислить все профессии, так как информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой жизни. Знание компьютера – наиболее важное требование при трудоустройстве.
Еще одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии – образование. В школах начали заводить электронные дневники учеников, с помощью которых родители узнают об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют скидывание лекций на электронные носители, а также практикуется самостоятельное изучение тем. Таким образом, потребность в посещении лекций уменьшается. Сдавая курсовую или дипломную работу на проверку, студент может просто скинуть свою работу преподавателю на электронную почту, сокращая при этом время, которое тратится на поездку к месту учебы, и время преподавателя: он может проверить работу в удобное время и переслать студенту с указаниями по доработке. В принципе, разница между очной и заочной формами обучения уменьшается: и в том и в другом случае студенты самостоятельно изучают темы. Также стоит отметить значимость дистанционного обучения. У людей с ограниченными возможностями появился шанс получить образование, умственно развиваться.
Информационные технологии сильно повлияли на качество расследований преступлений разного рода, от мелких нарушений на дороге до тяжких преступлений, связанных с гибелью человека. Появились разного рода детекторы лжи, программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести множество видов экспертиз, благодаря чему понижается процент ошибок при ведении следствий.
Процент ошибок уменьшился как в расследованиях, так и в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и скачок вперед был сделан благодаря информационным технологиям. Стали проводить операции на жизненно важные органы: от чего раньше умирали – сегодня лечится. В России, например, во всё больших регионах появляются «реанимобили», оснащенные по последнему слову техники, что дает еще больше шансов больному выжить. Появилась возможность диагностировать любой орган и выявить болезнь: ошибиться здесь может только врач.
Но компьютерные технологии приносят не только пользу. К сожалению, эта техника может оказывать и пагубное влияние как на человека, так и на человечество. В связи с нарастающими темпами развития информационно-коммуникационных и интеллектуальных компьютерных технологий с каждым разом заметно ощущается отрицательное влияние на жизнедеятельность современного человека. Так, с появлением компьютерных игр люди становятся более зависимыми от виртуальной реальности.
Чаще всего подвергаются этой зависимости как правило молодое поколение (люди от 10 до 35 лет), которые не видят или не замечают каких-либо негативных последствий от многочасового времяпровождения за монитором компьютера. Зависимость, о которой идет речь, обычно выражается в основном в двух формах: чрезмерная увлеченность компьютерными играми (компьютерная зависимость), а также интернет-зависимость (социальная зависимость).
Эти формы несут в себе ряд психологических и физических признаков, тесно связанных между собой. Психологические: отсутствие возможности вовремя остановиться; хорошее самочувствие и эмоциональный подъем во время использования компьютера; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; ощущение пустоты, депрессии и раздражения в реальной жизни; отчужденность и холод по отношению к семье или друзьям; проблемы с работой или учебой. К физическим симптомам относятся: сухость в глазах; головные боли или мигрень; боль в спине; нерегулярное питание или пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна.
Влияние компьютера на развитие ребенка
Начиная говорить про влияние компьютера, необходимо учитывать несколько аспектов: влияние на здоровье ребенка, а также влияние на психику и развитие ребенка.
Современные научные теории говорят, что многие компьютерные игры оказывают пагубное влияние на ребенка. В связи с длительным нахождением за компьютером снижается работоспособность глаз, нервная система также «страдает», а из-за этого может появиться головная боль, утомляемость, ухудшение самочувствия. Если начать рано использовать компьютер, планшет или смартфон, может произойти такое, что ребенку все, кроме компьютера, станет попросту неинтересным и неувлекательным. Это связано с тем, что по сравнению с ярким и увлекательным компьютерным миром, и виртуальной реальностью, предложенная компьютером, реальный мир начинает уходить на второй план – окружение вдруг становится блеклым и неинтересным.
В связи с этим ребенок перестает удивляться простым вещам, меньше интересуется изучением окружающего мира. Компьютерные игры попросту вытесняют из жизни ребенка все остальные развивающие занятия и интересы. Процесс изучения ребенком становится поверхностным, то есть ребенок начинает меньше прилагать усилий к тому, чтобы что-то начало, допустим, работать. Все становится основываться на компьютере: ребенок хочет просто нажать кнопочку, чтобы все начало двигаться, хочет, чтобы и в настоящей жизни было все также легко и просто. Ребенок начинает привыкать к такому образу жизни. Это приводит к утрате усидчивости, старательности, терпения и творчества. Ребенок начинает задаваться уже другими вопросами, по типу: «зачем стараться или прилагать какие-то усилия?»
Из-за компьютера или других различных информационных технологий часто происходят конфликты между родителями и ребенком. Это связано с тем, что ребенок требует обратно компьютер, если его пытаются забрать или ограничить, поскольку он не может спокойно пережить, что приходит время заканчивать играть, что и приводит к закатыванию истерик ребенком. Для ребенка компьютер становится самым притягательным и наиинтереснейшим объектом в доме.
Родители, в свою очередь, начинают испытывать чувства вины и беспомощности, как только ситуация начинает заходить слишком далеко. Они чувствуют, что теряют контроль над своим ребенком и никак не могут научиться правильно контролировать времяпровождения ребенка за компьютером. Техника постепенно становится удобным заменителем родительского внимания и общения. Родители все меньше начинают заниматься своим ребенком, разговоры становятся реже.
Нахождение компьютерной зависимости у подростков
В своем исследовательском проекте "Влияние компьютера на развитие ребенка" я провела работу, которая является моим продуктом. Она направлена на выявление влияния компьютера на развитие ребенка. Основной целью проводимого исследования было нахождение интернет-зависимости у подростков.
В ходе исследования было проведено анонимное тестирование детей в возрасте от 15 до 17 лет в моей школе. В тестировании приняло участие 44 ребенка. Исследование было проведено в октябре 2019 года.
В процессе анкетирования каждому учащемуся был выдан тест, содержащий 6 вопросов. Формат анкеты приведен в таблице 1.
Таблица 1. Вопросы анкеты.
- Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
- На что уходит большая часть твоего времени за компьютером?
- Если тебе нужна какая-либо информация, первым делом ты обращаешься…
- Тяжело ли найти себе занятие, если нет доступа к компьютеру? Оцени себя по 5-ти бальной шкале.
- Если тебя отвлекают от компьютера, ты чувствуешь себя…
- Как думаешь, есть ли у тебя компьютерная зависимость?
Для заполнения вопросов анкеты было отведено 20 минут. В анонимном тестирование приняло участие 44 учащихся 9-тых и 11-тых классов в возрасте от 14 до 17 лет.
Результаты проведенного анкетирования были обработаны и сведены в итоговую таблицу 2.
Таблица 2. Результаты анкетирования
1. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
А) Не сижу/нет компьютера
13 ответов
Б) Менее 1 часа
11 ответов
В) 1-4 часа
14 ответов
Г) 5 и более часов
6 ответов
2. На что уходит большая часть твоего времени за компьютером?
А) На развлечения (н: игры, фильмы и т.д.)
23 ответа
Б) На образование (н: саморазвитие, уроки по школе)
7 ответов
В) На социальные сети
4 ответа
Г) На другое
10 ответов
3. Если тебе нужна какая-либо информация, первым делом ты обращаешься…
А) К компьютеру
20 ответов
Б) К близким / родным / друзьям
13 ответов
В) К книгам
3 ответа
Г) Другое
8 ответов
4. Тяжело ли найти себе занятие, если нет доступа к компьютеру? Оцени себя по 5-ти бальной шкале.
А) 0 баллов
18 ответов
Б) 1-2 балла
19 ответов
В) 3-4 балла
7 ответов
Г) 5 баллов
0 ответов
5. Если тебя отвлекают от компьютера, ты чувствуешь себя…
А) Спокойно и отношусь к этому нейтрально
29 ответов
Б) Раздраженно, но стараюсь сдерживать себя
9 ответов
В) Готовым неосознанно нагрубить
1 ответ
Г) Другое
5 ответов
6 Как думаешь, есть ли у тебя компьютерная зависимость? А) Точно нет, практически не сижу в компьютере
19 ответов
Б) Скорее нет, ведь я умею разграничивать свое время за компьютером
18 ответов
В) Думаю да, и мне хотелось бы избавиться от этого
5 баллов
Г) Да, но не считаю, что это мне как-либо мешает
2 ответа
Выводы:
Как видно из результатов проведенного анкетирования, учащиеся в большинстве случаев либо практически не проводят время за компьютером, либо находятся от 1 до 4 часов, тратя это время в основном на развлечения, такие как игры, фильмы. Если у подростка возникает интересующий его вопрос, то он в приоритете обратится именно к компьютеру, нежели к книге. При этом, по большей степени не возникает сильной сложности найти себе какое-либо занятие во время отсутствия компьютера.
В основном подростки не испытывали какого-либо гнева и относились практически нейтрально к каким-либо факторам, которые отвлекают их от компьютера. Учитывая все выше приведенные мною аспекты, ответ на последний вопрос был достаточно неоднозначным. Кто-то был уверен в том, что вовсе не является зависимым от компьютера, но действительно были и те, кто признавал наличие своей проблемы. Поскольку я не являюсь квалифицированный специалистом по психологии, основываясь на ответы анкетирования я не могу дать точный ответ ребятам, есть ли у них компьютерная зависимость или нет.
4. Рекомендации родителям, у которых дети страдают от компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость – действительно опасное явление, которое может встречаться как у взрослых, так и у детей. С физическими и психологическими симптомами мы уже разобрались. Если вы находите их у себя – обратитесь к психологу, если надо – к психиатру или психотерапевту. Если вы заметили какие-то схожие симптомы у своего ребенка – нужно срочно начать действовать по предотвращению развития компьютерной зависимости ребенка. Чтобы было легче определить степень запущенности я подготовила этапы формирования интернет-зависимости:
- Начальный этап (увлеченность на стадии освоения)– формирование зависимых форм поведения происходит вместе на эмоциональном уровне
- Второй этап (состояние возможной зависимости)– характеризуется формированием последовательности «налегания» на объект зависимости.
- Третий этап (выраженная зависимость)– появляется сильное желание общения с компьютером, отношение к проблемам окружающий людей теряет какое-либо значение. Наблюдается ощущение пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежения семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна.
- Четвертый этап (клиническая зависимость)– зависимое поведение полностью доминирует над человеком, контролирует его. Происходит полное погружение в объект зависимости, окончательное отчуждение и изоляция от общества. У человека наступает период общего кризиса, духовного опустошения.
Давайте разберёмся с возможными причинами появления интернет зависимости. Как и в любых подобных случаях определить четкие причинно-следственные явления можно только разобрав каждый конкретный случай отдельно. Но и без этого можно перечислить основные причины компьютерной зависимости у ребенка. Это могут быть:
- Недостаток внимания со стороны родителей.
- Неуверенность в себе и в своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового и интересного.
- Желание ребенка быть похожим на своих сверстников, которые увлекаются, к примеру, компьютерными играми.
- Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
- Желание ребенка к своему личному пространству, которого у него нет в семье, с помощью компьютера.
Как же все-таки уберечь ребенка от зависимости? Можно использовать этот перечень методов:
- Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
- Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней и помимо учебы деятельностью, такой как, к примеру, занятие спортом, музыкой и т.п., чтобы это приносило радость ребенку.
- Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, научить его расслабляться и снимать ежедневное накопляемое напряжение вне использования компьютера.
- Быть в подобных вопросах достойным примером для своего ребенка.
Если вы столкнулись с тем, что у вашего ребенка есть компьютерная зависимость, важно знать, что процесс лечения может занять некоторое время. Необходимо следовать инструкциям специализированных врачей, которые будут заниматься вашим случаем. Не стоит резко запрещать использовать компьютер своему ребенку, это может пагубно повлиять на его психику. Самое главное – будьте терпимы к своему ребенку. Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер, именно поэтому нужно предпринять необходимые меры для лечения, набраться терпения и верить, что скоро ваш ребенок излечится.
5. Как пользоваться компьютером так, чтобы извлечь максимальную пользу и получить при этом минимальное количество вреда?
«Люди проводят более четверти жизни!» - твердят ученые.
Только в 2017 году исследователи рассчитали время, которое можно проводить у монитора без вреда для здоровья. Они сделали следующие выводы: меньше шести часов – норма, больше – можно, но есть риск заработать депрессию или другое психическое расстройство. Еще через год эксперты увеличили «нормальный» диапазон до 7-8 часов.
Как же снизить вред компьютера?
Уменьшение лишней нагрузки на зрение:
- В 2018 году Университет Пенсильвании провел исследование: оно показало, что тайм-аут от экрана на 30 минут в день снижает вред для здоровья. Но «безопасное» время для каждого индивидуально и во многом зависит от возраста, отмечают офтальмологи.
- Сократить время у экрана.
- Следовать правилу 20-20-20. Суть заключается в том, чтобы каждые 20 минут делать перерыв на 20 секунд. В течение этого времени нужно смотреть на точку в 6 метрах от себя.
- Делать гимнастику для глаз. Офтальмологи советуют периодически выполнять различные упражнения на глаза. Например, нужно вытянуть руку перед собой – посмотрите сначала на большой палец, затем вдаль, на горизонт. Удерживайте взгляд в каждом положении на 10 секунд. Повторите 10-15 раз. Игровые виды спорта, как бадминтон и настольный теннис, хорошо тренируют зрение.
- Использовать очки с фильтром синего цвета. Они поглощают яркость экрана и блокируют синий спектр. Производители утверждают, что такой аксессуар поможет сохранить зрение и улучшить качество сна.
- Убирать телефон за час до сна. Чтобы не страдать бессонницей, как минимум не следует засыпать со смартфоном в руках.
- Проводить свободное время с пользой, вместо залипания в соц. сети или бездумного многочасового листания ленты в экране. Лучше потратить это время на изучение чего-то действительно важного.
- Следить за экранным временем. В большинстве смартфонов давно есть функция, которая отслеживает время, проведенное на сайтах и в приложениях. Отчет можно посмотреть в настройках телефона.
- Уменьшать яркость экрана с наступлением темноты. Свет препятствует выработке мелатонина – гормона сна, что плохо сказывается на самочувствии. Дополнительно можно наклеить матовую пленку на экран: это уменьшит блики и воздействие синего цвета до 30-60%.
- Перевести экран в монохромный режим. Все будет отображаться в черно-белом виде: картинки в этом случае будут становиться менее привлекательными, что поможет чаще отвлекаться на смартфон за счет отсутствия цвета у картинок.
- Держать телефон на расстоянии 30 см от лица. Монитор компьютера следует ставить не ближе, чем в 60 см от глаз, телевизор – в 300 см.
Уменьшение лишней нагрузки на мышцы и суставы. Еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой. Все это справедливо и для позы, в которой нужно сидеть за компьютером. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого потребителя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу.
Требования к домашнему рабочему месту:
- Спинка должна быть такой, чтобы на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник.
- Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).
- Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым угом.
- Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.
- Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.
- Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.
Заключение
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми.
Компьютер был создан для того, чтобы помочь человеку в выполнении какой-либо работы. Поэтому для взрослого – компьютер представляет собой помощника, в то время как для молодых людей и детей компьютер – источник развлечения, который может перейти в интернет-зависимость. По мере усиления интернет-зависимости, у молодого человека уменьшается количество друзей в реальности.
Зависимость молодежи и детей от интернет-сети несет серьёзную угрозу для психологического и физического здоровья человека. Негативное влияние современных технологий на жизнь современного человека вполне очевидно. Важно отслеживать свое времяпровождение за компьютером, чтобы не стать «заложником» интернет-технологий. Нужно научиться жить без них, а пользоваться современными технологиями только в случае крайней необходимости.
Список использованных источников
- Иванова Т.В. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 24. С. 49-53.
- Шуляк А.С. Компьютер и здоровье // Смоленский медицинский альманах. 2015. Выпуск № 3. С. 120-122.
- Особенности компьютерной игровой активности подростков. Полякова О.О. 2014 г.
- Балясникова А.Е. Психологические особенности цифрового поколение. 2016 г.
- Бучкова А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? 2017 г.
- Гурин Г.Г. Интернет-зависимость – проблемы интерпретации в условиях бурного развития электронных технологий. 2019 г.
- Кочетков Н. Реальные вопросы на виртуальную тему: сущность и диагностика интерне-зависимости. 2017 г.
- Любимов А.Н. Влияние социальных сетей на школьников. 2018 г.