Проект "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей"
В готовой исследовательской работе по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" автор проекта дает определение понятия "левополушарный" и "правополушарный тип людей", рассматривает влияние развития полушарий на жизнь и интересы человека.
Подробнее о работе:
Учебный проект по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" рассматривает теоретические сведения о взаимосвязи выбора профессии и особенностей поведения человека с полушариями мозга. В работе дается развернутая характеристика таких типов личности человека, как "художник" или "мыслитель".
В исследовательском проекте по биологии "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" учащаяся 9 класса школы познакомилась с исследованиями, посвященными изучению важности развития межполушарной связи, и провела свое исследование правополушарных и левополушарных типов людей.
Оглавление
Введение
1. «Художник» и «мыслитель».
2. Важность развития межполушарной связи.
3. Исследование правополушарных и левополушарных типов людей.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В исследовательском проекте по биологии «Левополушарные и правополушарные типы людей» была поставлена и достигнута цель – исследование левополушарных и правополушарных типов людей.
Автор исследовательской работы по биологии «Левополушарные и правополушарные типы людей» изучила теоретическую основу вопроса, провела опрос среди знакомых.
Актуальность: Однажды я заметила, что девочка из художественной школы пишет и рисует левой рукой. Тогда я задумалась, отличается ли она от нас, праворуких. Я решила этот вопрос исследовать. В ходе изучения литературы по этому вопросу, я узнала, что во всём «виноваты» полушария головного мозга.
Проблема: как полушария головного мозга влияют на индивидуальность человека?
Гипотеза: в зависимости от преобладающей функции того или иного полушария каждый человек имеет свою индивидуальную особенность.
Цель: исследование левополушарных и правополушарных типов людей.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме исследования.
- Проанализировать интересы левополушарных и правополушарных типов людей.
- Исследовать качество подчерка левополушапных и правополушарных.
- Исследовать качество рисунка левополушарных и правополушарных.
- Проанализировать успеваемость левополушарных и правополушарных.
Методы проведения исследования:
- изучение литературных источников;
- социологический опрос;
- наблюдение;
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, а также на уроках биологии.
«Художник» и «мыслитель»
Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Оба полушария взаимосвязаны и работают слаженно, одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую функцию: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга). Художники захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Мыслители именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.
Правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, а также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку, а правополушарных – в искусство.
И меня заинтересовал вопрос: сколько же среди моих знакомых «художников» и «мыслителей», и чем они увлекаются.
Важности развития межполушарной связи
Маленький ребенок равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе его развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Например, в математических школах мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Исследование левополушарных и правополушарных типов людей
На первом этапе мною был составлен опросник (Приложение 1), выявляющий, чем любят заниматься опрашиваемые, какие школы дополнительного образования они посещали или посещают до сих пор.
На втором этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование опрашиваемых на доминирующие полушарие головного мозга. Для этого я использовала тест нейропсихолога Александра Романовича Лурия.
Все опрашиваемые распределились на три группы:
- Правополушарные (доминирует правое полушарие) 28%
- Левополушарные (доминирует левое полушарие) 18%
- Равнополушарные (оба полушария развиты одинакового) 54%
И получилось, что независимо от того, какой рукой пишет или рисует человек, у него развито то или иное полушарие. То есть у праворукого человека не всегда доминирует левое полушарие, как это выходило из теории, у него может доминировать и правое или два полушария равномерно функционируют.
Именно эту особенность я и стала исследовать. И получилось, что левополушарные люди не посещали художественные школы, так как им свойственно логическое мышление, а не образное. По этой же причине левополушарные не любят заниматься рукоделием и творчеством. Большинство опрошенных людей, занимающихся танцами, пением, рисованием, - это правополушарные и равнополушарные (это указывает на их образное и творческое мышление).
Заключение
В начале моего исследования меня интересовал вопрос, чем леворукая одноклассница отличается от остальных праворуких одноклассников. Узнав, что ведущей рукой управляет противоположное полушарие головного мозга, которое, в свою очередь, может быть доминирующим и влияющим на формирование индивидуальной особенности того или иного человека, я стала выявлять среди своих знакомых «художников» и «мыслителей».
В ходе практического исследования мною были получены данные о том, что все праворукие отличаются друг от друга. Среди них есть правополушарные, левополушарные и равнополушарные. И им свойственны разные увлечения.
Практическая значимость моей исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" заключается в том, что в процессе изучения литературы по теме исследования, я нашла полезные рекомендации ученых, как тренировать мозг для развития межполушарной связи, способствующей успешной учебе. А практическое исследование показало, что этому способствуют занятия спортом, музыкой и стихотворство. Полученные данные подтвердили и то, что у равнополушарных высокая успеваемость в учебе.
А также конкретная информация о доминирующем полушарии у моих одноклассников поможет каждому из них использовать ее себе во благо, а в дальнейшем и определить свой путь при выборе профессии.
Список литературы
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
- Шохор-Троицкая М. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь, 2002, № 8.
Приложение 1. Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурии
Замок | Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Зафиксировать результат. | Л / П |
Прицел | Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Зафиксировать результат. | Л / П |
Поза Наполеона | Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть какая рука окажется сверху. Зафиксировать результат. | Л / П |
Аплодисменты | Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Зафиксировать результат | Л / П |
Телефон | Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание, к какому уху приложена трубка. Зафиксировать результат | Л / П |
Обработка результатов. По наибольшему количеству баллов «П» или «Л» делается вывод о доминировании одного из полушарий головного мозга.
Приложение 2. Упражнения для развития обоих полушарий
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Кулак-ребро-ладонь». Надо последовательно на плоскости стола делать разные положения руки: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром. Повторять 10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях можно помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
Приложение 3