Проект "Композиторы эпохи классицизма"
Ученическая исследовательская работа по музыке на тему "Композиторы эпохи классицизма" представлена в виде игры для учащихся средней школы, увлекающихся историей музыкальной культуры, в частности, эпохой классицизма.
Подробнее о работе:
Материалом к творческому проекту по музыке "Композиторы эпохи классицизма" стали литературные источники, охватывающие широкий круг вопросов, относящихся к истории 18-19 века. В теоретическом блоке рассказывается о жизни и творчестве композиторов эпохи барокко, классицизма, а также приведены иллюстрации, сопровождающие тексты и опрос игры.
В рамках самостоятельной работы над проектом по музыке "Композиторы эпохи классицизма" ученица 9 класса собрала нужную информацию и использовала ее для создания игры с рядом вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер. Биографии композиторов стали основой дидактической работы в рамках школьного предмета «Музыка».
Оглавление
Введение
1. Викторина "Шесть из шести"
Заключение
Литература
Введение
Данный проект по музыке на тему "Композиторы эпохи классицизма" является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся средней школы, увлечённых изучением жизни и творчества композиторов эпохи барокко и классицизма.
Форма творческой работы представлена в виде игры с рядом вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер. Материал, предлагаемый для знакомства с творчеством композиторов, охватывает широкий круг вопросов, относящихся к истории 18-19 веков. Биографии композиторов стали основой дидактической работы в рамках школьного предмета «Музыка».
Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.
Игра, ставшая основой проекта, должна побуждать учащихся к проявлению творческого потенциала при выполнении заданий, представленных далее.
Оформление проекта соответствует правилам оформления игры, предполагающей ряд вопросов и ответов. При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
При выборе темы и содержания проекта по музыке "Композиторы эпохи классицизма" ведущим её элементом является актуальность.
При создании данной работой актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории музыкальной культуры, носит социальный характер, так как музыка является частью жизни человека. Характер работы отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политики носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.
Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.
Цель: Создать игру для учащихся средней школы, увлекающихся историей музыкальной культуры.
Задачи:
- Найти литературный материал, рассказывающий о жизни и творчестве композиторов эпохи барокко, классицизма.
- Подобрать иллюстративный ряд, сопровождающий тексты и опрос игры.
- Создать игру: в виде заданий с рядом вопросов в соотвествии творчеством композиторов - представителей эпохи барокко, классицизма.
- Создать таблицы с ответами в соответствии с содержанием по заданиям.
Этапы работы:
Подготовительный:
Сообщение куратору о цели, задачах, этапах работы в проекте; создание образа будущей дидактической игры (её содержание, внешний вид, оформление).
Практическая часть:
Составление вопросов к 10 заданиям викторины.
Художественное оформление игры.
Игра-викторина по композиторам эпохи классицизма
Задание 1. Знаешь ли ты, дружок, как выглядели великие композиторы в детстве? Проверим?
Вставь номер портрета композитора в таблицу
Бетховен | Гендель | Вивальди | Гайдан | Бах | Моцарт |
Задание 2.
Двигаемся дальше! Укажи родину композиторов и впиши ответы в таблицу
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1. Бонн
2. Зальцбург
3. Айзенах
4. Галле
5. Рорау
6. Венеция
Задание 3. Очень хорошо! Теперь узнай о ком из композиторов эпохи барокко и классицизма идет речь!
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1.
Современный ему Мир его не оценил.
Для императоров он был слугою,
Для Леопольда ли,
что для Иосифа Второго...
Понять его могли собратья-гении –
Бетховен, Гайдн...
И – Чехия! О, Прага!
Какой успех! – «Свадьба Фигаро».
2.
В его Музыке – Вечности путь,
В ней идем мы тропой мироздания.
Бесконечна духовная суть
Его Mupo – Музо – Созиданья.
И «Страстей» величавые формы, И «Волынка» для детской руки, –
Всё пронизано смыслом духовным, Откровеньем святой красоты.
3.
Писал он оперы на языке каком?
Немецком иль английском?
Нет! В опере он был италоманом
И более чем 40 опер написал...
Но кто из нас с одной какой-либо знаком?!
4.
Почти полтысячи концертов
Сей композитор написал.
И сколько solo-инструментов
Он в партитуры «навключал» (!)
Но больше всех любил он Скрипку
(Он сам на ней играл как Бог!)
Одну лишь делал он ошибку:
Себя к порядку привести не мог.
5.
Он в музыке счастлив, улыбчив был, Но он и серьёзен духовно.
Среди богов и друзей он слыл
Человеком светлым и добрым.
Был он величайший симфонист!
Симфоний написал он больше ста.
Но он же и великий сонатист (!)
Ты их играешь: ты же пианист?
6.
Тот композитор, о ком я глаголю,
Был безупречно талантлив, умен,
Имел очень сильную, крепкую волю,
Упрямство настойчиво правило в нем
Всего написал он десять симфоний,
А третья из них была эталон
Её написал он в моменты страданий
Когда слух мужчины был поврежден.
Задание 4.
Следует немного передохнуть, да? Давай узнаем, насколько изменился внешний вид композиторов за то время пока мы выполняли предыдущие задания
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
5 | 4 | 6 | 3 | 1 | 2 |
Задание 5.
Чтобы писать музыку, нужно обладать фантазией, вдохновением и породниться с музой! Однако композиторы не только творили, но и умели красиво говорить. Музыканты, о которых идет речь, известны не только своей музыкой, но и знаменитыми высказываниями! Попробуй сопоставить цитаты с их авторством!
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1. «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
2. «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…».
3. «Я больше слушал, чем я учился. Поэтому мало-помалу мои знания и способности были разработаны».
4. «Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами».
5. «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
6. «Цель музыки — трогать сердца».
7. «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила!».
8. «Я был не один и, чтобы меня не спутали, я был вынужден стать оригиналом».
9. «Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием».
10. «Невелика честь быть императором».
11. «Мне было бы жаль, если бы я только развлекал их, я хочу сделать их лучше!» (имеются в виду слушатели).
12. «Человеческие чувства сложно предугадать...».
Задание 6.
Теперь посмотрим, узнаешь ли ты композитора по описанию его характера! Правила все те же.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1. Был порывистым и раздражительным человеком; его нервная система находилась в таком возбужденном состоянии, что он не мог слышать звуки настраиваемых инструментов, и музыканты старались производить настройку до его появления. Хоть он и был нормального роста и обладал видной внешностью, остался холостым.
2. Еще с самого детства он прослыл гением, однако это и сделало из него человека, считающего себя лучше других. Этот музыкант был дерзок и часто говорил о своих коллегах не самые лучшие вещи, из-за чего не мог пробиться в капельмейстеры, считая, что во всем виноваты «те итальяшки».
3. Основная черта характера - целеустремленность и успешное преодоление трудностей жизни что прослеживается в его темпераментном характере произведения. Холостяком композитор не был, однако брак не принес потомства, из-за чего тот ужасно страдал.
4. Это был человек гениальный, однако вспыльчивый и всегда готовый помочь своим друзьям, когда те в этом нуждались. Он постоянно ссорился со служанками, ведь для него порядком в кабинете служил хаос, из-за чего композитор никогда не позволял убирать его рабочее место. У мужчины была возлюбленная, но, к сожалению, брака с ней не было.
5. Он был человеком холерического склада, быстрым, хитрым, умным, умеющим любую ситуацию поворачивать в свою пользу. Он легко нарушал традиции, знал, как соответствовать музыкальной моде, умел заводить полезные знакомства и связи и продвигать свои произведения.
6. Его натура, по-видимому, не была лишена некоторых частных отклонений от нормы. Он был естественен в своем поведении: не принимал лжи, чванства в окружающих его общественных условиях, однако был весьма вспыльчивым и неотходчивым человеком.
Задание 7.
Отлично, идем дальше! Теперь давай проверим, как хорошо ты знаком с произведениями авторов, с которыми мы сегодня уже много раз встречались.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1. Соната «Лунная»
2. Опера «Ринальдо»
3. Токката фуга ре-минор
4. Оркестровая сюита «Музыка на воде»
5. «Музыка фейерверков»
6. «Ода к радости»
7. «Времена года»
8. «Маленькая ночная серенада»
9. «Прощальная симфония»
10. Опера «Волшебная флейта»
11. «Аллилуя»
12. Опера «Фиделио»
13. «Мессия» (оратория)
14. «Шутка»
15. Марш в турецком стиле
16. Опера «Джустино»
17. Симфония «Сюрприз»
18. «Бранденбургские концерты»
Задание 8.
Неплохо! Теперь сооставим количество сочиненных произведений с их авторами! Вставь номер ответа в подходящую колонку!
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1. 24 оперы
104 симфонии
83 струнных квартета
52 фортепианные сонаты
126 трио
14 месс
3 оратории
2. Данный композитор написал более 1000 композиций.
3. 23 оперы
50 симфоний
22 сонаты
17 месс
4. 90 опер
49 произведений в жанре кончерто гроссо,
100 сонат
Количество концертов превышает три сотни.
5. Около 200 произведений крупных жанров - оперы, кантаты, оратории.
6. 9 симфоний
16 струнных квартетов
32 сонаты
5 концертов для фортепиано с оркестром
Задание 9.
Отлично, теперь перейдем к следующему заданию! Тебе нужно определить, на каких картинках изображен камерный, а на каких симфонический оркестры, после чего вписать в колонку свой ответ
КАМЕРНЫЙ | СИМФОНИЧЕСКИЙ |
Задание 10. Отлично! Переходим к заключительному этапу. Проверим, насколько хорошо ты знаешь музыкальные инструменты эпохи барокко и классицизма. Назови их.
1. | |
2. | |
3. |
Молодец! Ты справился! Теперь стоит проверить, насколько правильно ты отвечал на вопросы! Подсчитай свои баллы!
Ответы:
Задание 1.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1 | 5 | 4 | 6 | 2 | 3 |
Задание 2.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
2 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 |
Задание 3.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 6 |
Задание 4.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
5 | 4 | 6 | 3 | 1 | 2 |
Задание 5.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
4,10 | 6,9 | 3,8 | 5,12 | 2,11 | 1,7 |
Задание 6.
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
2 | 6 | 3 | 5 | 1 | 4 |
Задание 7
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
8,10,15 | 3,14,18 | 9,17 | 7,16 | 2,4,5,13 | 1,6,12,11 |
Задание 8
Моцарт | Бах | Гайдн | Вивальди | Гендель | Бетховен |
3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 6 |
Задание 9
КАМЕРНЫЙ | СИМФОНИЧЕСКИЙ |
1,4,5 | 2,3,6 |
Задание 10
1 - клавесин
2 - рояль
3 - орган
4 - фагот
5 - скрипка
6 - кларнет
Кол-во баллов 24-36. Оценка «5».
Кол-во баллов 18-23. Оценка «4».
Кол-во баллов 12-17. Оценка «3».
24-36 - да ты самый настоящий знаток музыкальной культуры!
Это количество баллов расценивается как «5»
18-23 - ты неплохо знаком с творчеством знаменитых композиторов!
Это количество баллов расценивается как «4»
12-17- тебе стоит углубиться в изучение музыки Это количество баллов расценивается лишь как «3». Согласен ли ты со своей оценкой?
Заключение
Игра готова, куратором были внесены правки.
Игра была представлена в ходе учебного процесса (на уроке 7-х классов)
Для написания данной творческой работы и проекта по музыке на тему "Композиторы эпохи классицизма" были использованы ресурсы Сети Интернет