Проект на тему "Болезни, изменившие мир"
В процессе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" автором была поставлена цель создать "Таблицу эпидемий", содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика, а также сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.
Подробнее о работе:
В ученическом проекте по биологии "Болезни, изменившие мир" учащийся привел характеристику таких страшных болезней, как Юстинианова чума и Черная смерть (бубонная чума), описал симптомы и формы проявления чумы у человека, способы лечения этого заболевания, а также дал определение понятия "чумные доктора". Также в работе подробно описаны симптомы и особенности протекания такого заболевания, как оспа.
В своей работе ученик 9 класса представил справочные сведения о шести пандемиях холеры, которые помнит человечество, а также характеризовал симптомы холеры у человека и ее лечение. Под таким же ракурсом был изучен и Испанский грипп. Все изученные болезни прошлого были собраны учеником в отдельную таблицу с их характеристиками, представленную в заключении проекта.
Оглавление
Введение
1. Болезни, изменившие мир.
1.1. Юстинианова чума.
1.2. Черная смерть (бубонная чума).
1.3. Симптомы и формы чумы у человека.
1.3.1. Лечение.
1.3.2. Чумные доктора.
1.4. Оспа.
1.4.1. Симптомы и формы оспы у человека.
1.4.2. Лечение оспы.
2. Шесть пандемий холеры.
2.1. Симптомы и формы холеры у человека.
2.2. Лечение Холеры.
3. Испанский грипп.
3.1. Симптомы и формы Испанского гриппа у человека.
3.2. Попытки лечения испанского гриппа.
Итог
Таблица эпидемий
Заключение
Литература
Введение
Данная работа является информационным проектом по биологии "Болезни, изменившие мир". Результатом работы в проекте стала “Таблица эпидемий”, содержанием которой является история эпидемий в разных странах. Исследовательская работа адресована учащимся средних и старших классов в качестве дополнительного материала к изучению тем, связанных с биологией и историей.
Дополнением к “Таблице эпидемий” стала презентация, задача которой – закрепить полученные учащимся знания и разнообразить учебный процесс
Работа содержит рассказ об эпидемиях.
Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.
Познавательный урок, представленный презентацией, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока еще не усвоенному, и, возможно, неизвестному материалу.
При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
Актуальность: Болезни, эпидемии и пандемии существовали во всем мире с начала нашей эры. Однако, не все знают о них и их последствиях, а также методах их лечения.
Мы живём в 21 веке, когда знания об эпидемиях особенно важны.
Ведь в наше время появляются новые болезни и пандемии, такие как COVID-19, и мы должны знать последствия прошлых эпидемий, чтобы не повторить участь наших предков.
Познакомить учащихся с историей эпидемий, их протекания важно, так как именно эти знания могут помочь нам в будущем. Сейчас пандемия - неотъемлемая часть нашей жизни и необходимо знать и понимать, что делать для того, чтобы она не развилась сильнее и не забрала за собой еще больше жертв.
Цель:
- создать “Таблицу эпидемий”, содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика.
- Сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.
Задачи:
- Создать образ “Таблицы эпидемий”
- Изучить исторический материал, связанный с рядом эпидемий
- Подобрать иллюстрационный ряд в качестве сопровождения текстов.
Болезни, изменившие мир
Медицина, как и все науки менялась во времена крупных событий в истории человечества. Такими событиями можно назвать эпидемии(пандемии).
Эпидемия-прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.
Юстинианова чума
Принято считать, что это была первая пандемий. Известно, что она стала высшим проявлением кризиса Византийской Империи в 541 – 542 гг. Ей предшествовали долгие годы войны Византии и Персии, голод. От чумы пострадали обе империи. Мечта византийского императора возродить Рим провалилась.
Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке обезлюдели. Образовался политический и демографический вакуум, который был заполнен исламом. Историческим последствием чумы стало появление арабского государства и ислама как мировой религии.
Жертвами чумы на Востоке стало около 66 миллионов человек. Лекарство не было найдено в те времена.
Черная смерть (бубонная чума)
Черная смерть - самая известная и самая опасная из всех эпидемий. От неё погибло более 200млн человек в 1347-1351 гг.
Начавшись на юге континента в 1347 году, эпидемия за пару лет охватила Балканский, Апеннинский, Пиренейский полуостров, Центральную Европу, территорию современной Франции, Англии и Норвегии.
К 1351-му не осталось практически ни одного населенного пункта, не пострадавшего от чумы. По разным данным, население Европы сократилось на 30-50 процентов.
Симптомы и формы чумы у человека
От момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов проходит от суток до 12 дней. Без принятия срочных мер смертность при чуме составляет 95–100%. Проявляется болезнь остро и ярко, сопровождаясь:
- лихорадкой и ознобом
- резким подъемом температуры
- приступами тошноты
- болезненностью и дискомфортом в суставах
- на месте проникновения возбудителя появляется покраснении кожи, сыпь, образуются папулы и пустулы
- в местах расположения лимфатических узлов происходит образование чумного бубона, а сами узлы увеличиваются, воспаляются, отекают
- наблюдается бледность или посинение кожных покровов, особенно заметное на конечностях и на лице появляется густой белесый налет на языке отмечается скачкообразное изменение давления и пульса
- снижается свертываемость крови
При легочной форме у пациента наблюдают кашель с кровью и приступы рвоты, сопровождающиеся кровохарканием.
Лечение
Лучшие умы средневековья не заблуждались относительно возможности излечения чумных больных. Арсенал средневекового врача, включавший лекарства на растительной или животной основе, а также хирургические инструменты, был совершенно бессилен против эпидемии.
Клиническая картина чумы, с точки зрения медицины XIV века, выглядела следующим образом: миазмы, проникнув в организм, рождают в области сердца заполненный ядом бубон или фурункул, который, затем, прорвавшись, отравляет кровь.
Попытки лечения, хотя крайне малоэффективные, всё же предпринимались.
«Отец французской хирургии» Ги де Шолиак вскрывал чумные бубоны и прижигал их раскалённой кочергой. Чуму, понимаемую как отравление, пытались лечить существующими на тот момент противоядиями, в частности, «французским териаком», к бубонам прикладывали высушенные шкурки жаб и ящериц, способных, по распространённому в те времена убеждению, вытягивать из крови яд, с той же целью употребляли драгоценные камни, в частности, размолотый в порошок изумруд.
В XIV веке, когда наука ещё тесно переплеталась с магией и оккультизмом, а многие аптекарские рецепты составлялись по правилам «симпатии».
Чумные доктора
Чумной доктор – это врач, занимающийся лечением больных бубонной чумой и «Черной смертью».
Сеньоры или города оплачивали услуги специальных «чумных докторов», в обязанности которых входило оставаться в городе до конца эпидемии и лечить тех, кто стал её жертвой. Как правило, за эту неблагодарную и крайне опасную работу брались посредственные медики, неспособные найти для себя лучшего, или юные выпускники медицинских факультетов, пытавшиеся составить себе имя и состояние быстрым, но крайне рискованным путём.
Для защиты от «миазмов» чумные доктора носили ставшую позднее знаменитой клювастую маску. Маска, вначале закрывавшая только лицо, но после возвращения чумы в 1360 году начавшая полностью покрывать голову, делалась из плотной кожи, со стёклами для глаз, причём в клюв закладывались цветы и травы — розовые лепестки, розмарин, лавр, ладан и т. д., должные защищать от чумных «миазмов». Для того, чтобы не задохнуться, в клюве проделывались два небольших отверстия.
Плотный костюм, как правило, чёрного цвета, также делался из кожи или вощёной ткани, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. В руки чумной доктор брал длинную трость — её использовали для того, чтобы не дотрагиваться до пациента руками и, кроме того, разгонять на улице досужих зевак, ежели таковые найдутся. Этот предшественник современного противочумного костюма спасал не всегда, и многие врачи погибали в попытках оказать помощь своим пациентам.
В качестве дополнительной защиты чумным докторам рекомендовался «хороший глоток вина со специями».
Оспа
Оспа - высоко заразная вирусная инфекция, особо опасная болезнь, характеризуется тяжёлым течением, лихорадкой, сыпью на коже и слизистых оболочках, нередко оставляющей после себя рубцы. От неё погибло более 56млн человек в 1520г.
С XV века Европа уже представляла, как бы сплошную оспенную больницу, так что врачи (например, Меркуриалис) стали утверждать, что «каждый человек должен болеть оспой, по крайней мере один раз в жизни». Английский врач Кильвай в своём трактате об оспе (1593 год) «считал излишним вдаваться в подробное описание этой болезни, так как она хорошо известна почти каждому». Из Европы оспа попала в Америку, где в 1527 г. она унесла много миллионов жизней индейцев, полностью вымерли многие племена. В 1577 и 1586 году страшные оспенные эпидемии терзали Францию, о которых Баллоний писал: «такой смертности не случалось на памяти людей; умирали почти все, которые были поражены оспой».
Симптомы и формы оспы у человека
Первичные признаки черной оспы возникают на 12 день после заражения. Они включают внезапное повышение температуры, потерю сил, рвоту, боли в мышцах, головные боли и боли в спине.
Спустя 2-3 дня наступает следующая стадия. Она характеризуется появлением сыпи в виде плоских ран красного цвета, которые в течение одного-двух дней превращаются в пузыри.
Через 16 дней после начала заболевания, инфицированные пузыри превращаются в круглые и твердые.
Наконец, на восьмой день после высыпания появляется корка, которая затем отпадает, оставляя рубцы.
Вначале сыпь появляется на слизистых оболочках рта и глотки, на лице и на руках, а затем распространяется на ноги и другие части тела.
Лечение оспы
В VIII веке и начали практиковать вариоляцию — заражали здоровых от больных легкой формой: втирали гной из пузырьков в кожу, в нос. В Европу вариоляцию привезли в XVIII веке. Но, во-первых, эта прививка была опасной: от нее умирал каждый пятидесятый пациент. Во-вторых, заражая людей настоящим вирусом, врачи сами поддерживали очаги болезни.
14 мая 1796 года английский врач Эдуард Дженнер втер в два надреза на коже восьмилетнего мальчика Джеймса Фипса содержимое пузырьков с руки крестьянки Сары Нельме. Сара была больна коровьей оспой — неопасной болезнью, передающейся от коров людям. 1 июля врач привил мальчику натуральную оспу, и оспа не привилась. С этого времени и началась история уничтожения оспы на планете.
Прививки коровьей оспы стали практиковаться во многих странах, а термин «вакцина» ввел Луи Пастер — от латинского “vacca”, «корова».
Шесть пандемий холеры
Холера- острая кишечная, антропонозная инфекция. От неё погибло более 3млн человек в 1817-1923 гг.
В 1817 году первая пандемия холеры охватила все без исключения страны Азии и докатилась до Астрахани. Вторая пандемия вспыхнула на равнинах Ганга в 1829 году и продолжалась целых 20 лет.
Третья пандемия пришлась на 1850-е гг. и совпала по времени с Крымской войной.
Четвертая пандемия, 1863—1875 гг.
Пятая пандемия, 1881—1896 гг.
Шестая пандемия, 1899—1923 гг. должные
Симптомы и формы холеры у человека
- боль в лобной области;
- повышение температуры тела до 37-38 градусов по Цельсию, с сопровождением легкого озноба. Если заболевание прогрессирует, то у человека может наблюдаться понижение температуры тела до 34-35 градусов по Цельсию;
- болезнь вызывает диарею, которая будет обильной и водянистой. Цвет стула может быть зеленоватого, желтоватого или коричневого оттенка;
- рвота;
- метеоризм и несильные боли с сопровождением урчания в животе;
- в околопупочной области может быть дискомфорт с чувством переполненности, а также ощущение жидкости в кишечнике;
- обезвоживание организма сопровождается сухостью слизистых оболочек и покрова кожи, а также ее бледностью и синим оттенком кожи губ;
- наблюдается постоянное чувство жажды и слабость в мышцах;
- может быть понижение артериального давления.
Лечение Холеры
До появления антибиотиков серьезного лечения холеры не существовало, но Владимир Хавкин в 1892 году создал в Париже вакцину из прогретых бактерий. Испытал он ее на себе и троих друзьях, народовольцах-эмигрантах. Массовое исследование он проводил в Индии, где добился снижения смертности на 72%. Теперь в Бомбее есть Институт Хавкина.
Испанский грипп
Испанский грипп- общепринятое название гриппа во время масштабной пандемии. От него погибло более 90млн человек в 1918-1920 гг.
Симптомы и формы Испанского гриппа у человека
Основные признаки «испанки» были схожи с симптомами гриппа. Выглядело это так:
- высокая температура с первого дня;
- резкое падение кровяного давления;
- общая интоксикация;
- хрипы и постоянный кашель;
- пневмония (воспаление легких);
- носовые кровотечения и кровохаркание (кашель с кровью);
- цианоз (синеватый цвет лица);
- помрачение сознания;
- быстрое поражение сердечно-сосудистой системы.
Попытки лечения Испанского гриппа
Никакой вакцины не было, ее только пытались создать, как-то вслепую нащупать, но все было безрезультатно. Более или менее срабатывало переливание крови от выздоравливающих больных только что заболевшим. Случалось, перемешивали кровь и слизь. От подобной инъекции место укола страшным образом воспалялось. Это считалось добрым знаком, якобы снадобье подействовало.
Давали дышать малыми дозами хлора, яд выжигал зараженную слизистую оболочку дыхательных органов вместе с бактериями, и на какое-то время больной приобретал способность дышать. Но закачать нужную дозу получалось не всегда.
Чаще же просто пускали кровь, давали кислород.
Итог
Вспышки смертельных болезней, безусловно, оказывали на человеческие сообщества большое влияние, и оно не сводилось к одним только открытиям и изобретениям в области медицины. Эпидемии влияли на политику, экономику, культуру. Само слово «чума» превратилось в артефакт политической культуры — люди стали использовать его, называя чумой, например, фашистские идеи. Тем самым, давалась негативная оценка всего происходящего в это время. Чума — это то, в чем по определению не может быть ничего приемлемого.
Таблица эпидемий
Заключение
Цель проекта выполнена: создана “Таблица эпидемий” и презентация к уроку.
Материал исследовательского проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" включен в урок, проводимый учителем Бехарской Любовью Николаевной в 9-м классе.
Информация вызвала у учащихся эмоциональный отклик. Возникла дискуссия, были высказаны предположения, мнения о содержании “Таблицы эпидемий” и презентации.
По времени включения материала в урок замечаний не было.
Для написания данной исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" были использованы ресурсы Сети Интернет.