Проект "Качество отдыха учащихся начальных классов на перемене в общеобразовательном процессе"
В исследовательском проекте по физкультуре на тему "Качество отдыха учащихся начальных классов на перемене в общеобразовательном процессе" учащиеся 9 класса отмечают, что вследствие того, что дети на перемене травмируются, на следующий урок они приходят возбужденными, не отдохнувшими, а качество работы на уроке снижается. Поэтому необходимо создать для них безопасные условия отдыха.
Подробнее о работе:
В данной исследовательской работе по физкультуре на тему "Качество отдыха учащихся начальных классов на перемене в общеобразовательном процессе" ученики 9 класса выполняют поиск информации и проводят анализ собственных наблюдений за поведением учеников начальной школы на переменах, сделанных в течение двух месяцев.
Авторы в своем индивидуальном исследовательском проекте по физической культуре об отдыхе младших школьников исследовали занятость младших школьников на перемене и создали игровую зону, которая бы обеспечила правильное и безопасное времяпрепровождение учащихся начальных классов на переменах. Итоговый этап проекта был посвящен изучению влияния игровой зоны на качество отдыха детей на перемене.
Оглавление
Введение
1. 1 Поисково-исследовательский этап (февраль 2021).
2. 2 Поисково-исследовательский этап (февраль-март 2021).
3. Аналитико-оформительский этап.
Заключение
Литература
Введение
Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе. Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что дети на переменах не организованно, без какого-либо рода деятельности проводят свободное время.
В результате того, что дети не знают чем себя занять, возникают споры, обиды, травмы, агрессия. Исходя из вышесказанного, мы задались целью провести исследование о том, как с пользой проводить перемены в школе, как повысить качество отдыха, снизить травматизм и способствовать улучшению физической подготовленности. Усвоения знаний и умений на уроках во многом зависит от того, как мы проводим время в перерывах между уроками.
Актуальность темы проекта: Вследствие того, что дети на перемене травмируются, на следующий урок они приходят возбужденными, не отдохнувшими, а качество работы на уроке снижается - наша работа является актуальной.
Проблема: Перемена чаще всего носит неорганизованный характер, дети не получают качественный отдых.
Цель: Сформировать деятельность учащихся начальной школы, в которой они будут с пользой и без травм проводить перемены.
Задачи:
- Исследовать занятость младших школьников на перемене.
- Создать игровую зону.
- Изучить влияние игровой зоны на качество отдыха детей на перемене.
Методы исследования: изучение литературы и интернет ресурсов, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Гипотеза: Если мы создадим игровую зону, то это повысит качество отдыха и обеспечит безопасность младших школьников.
1 этап - поисково - исследовательский (февраль 2021)
Задачи 1го этапа:
- постановка проблемы.
- Поиск источников информации и их изучение.
- Определение и уточнение темы проекта, объекта и предмета исследования, постановка цели и задачи исследования.
- Проведение анкетирования среди учащихся младших классов и их родителей.
В последние годы из практики школы исчезли организованные перемены. Снизилась активность и ответственность дежурных классов. После урока, где дети сидели без движения, возрастает необходимость в двигательной активности и снятии психоэмоционального напряжения.
Во-первых, сидя на одном месте ребенок получает серьезную нагрузку на позвоночник и ноги. Даже если он сидит за удобной партой на удобном стуле, ему нужно двигаться, чтобы разрядиться.
Во-вторых, сила воли и внимание — исчерпаем ресурсы. Чтобы не терять концентрацию, ученику нужно отдыхать и желательно не читать на перемене книгу, а двигаться.
В-третьих, тема урока лучше усвоится, если дать мозгу на это время отдохнуть. Отдых после получения знаний помогает их усвоить, как отдых после еды помогает перевариванию.
В урочное время организация двигательной активности не всегда выполнима. А чем полезным и интересным заняться на перемене – дети не знают. Другая сторона – результаты ежегодных медицинских осмотров. Они не утешительны. Из 100% учащихся здоровыми считаются 25%. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости. Необходимы дополнительные возможности восстановления физических функций и работоспособности.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра. Игра для них-смысл жизни, они не могут жить без активности, но в школе нет игротеки, которая помогла бы детям узнать игр более содержательных, направленные на развитие двигательной активности, на общение друг с другом.
Из этого следует, что дети на переменах часто предоставлены сами себе и не всегда умеют самостоятельно организовать свое свободное время.
Как организовать перемену, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью? Как повысить работоспособность школьников, воспитать у них интерес и стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни?
Занятия в нашей школе начинаются в 8:30, продолжительность урока 45 минут. В графике предусмотрены три большие перемены по 20 минут (после 2го, 3го, 4го), после первого и шестого – по 10 минут, после пятого – 15 минут.
Таким образом, ежедневно для ученика нашей школы, работающего по расписанию шести уроков, 85 минут школьного времени отводится на перемену. Это не мало!
2 этап - поисково-исследовательский (февраль-март 2021)
Задачи этапа:
- Исследование проблемы
- Систематизация информации.
- Исследование выбранной проблемы.
- Анализ литературы, других источников информации, консультации
На данном этапе мы провели:
1 анкетирование - Анкетирование школьников (экспериментальная группа –классы, находившиеся в одной рекреации-1а, 1б и 3а). Всего 97 учащихся.
По результатам анкетирования мы выявили следующее:
- Нравится ли тебе перемена? (Да - 88,7; нет - 4,1; не знаю - 7,2).
- Чем ты чаще всего занимаешься на перемене? (Бегает, играет – 39,2%; читает – 6,2%; общается с ребятами – 45,4%; играет с телефоном – 2,1%; другое – 7,2%).
- Ты играешь один или с другими детьми? (Играю один - 8,2; играю с другими детьми – 91,8%).
- Чего тебе не хватает на перемене? (Друзей – 39,2%; времени – 19,6%; еды – 5,2%; телефона – 9,3%; мне всего хватает – 26,8%).
- Чувствуешь ли ты себя отдохнувшим после перемены? (Да – 49,5%; нет – 8,2%; не совсем – 42,3%).
- Для меня перемена это - …….( Веселье – 89.7%; скука – 10,3%)
Мы выявили следующее:
Увеличение количества детей, которые довольны временем, проведенным на перемене. Изменение произошло за счет детей, которым не нравилась перемена и тех, кто не знал, что они чувствуют.
На графике ниже показан выявленный прирост среди детей, которые занимаются двигательной активностью и среди тех, кто проводит время на перемене в общении. Этот факт подтверждает гипотезу о желании детей двигаться при наличии больших возможностей.
Вырос процент детей, которые стали коммуницировать друг с другом. Это показывает график ниже.
Интересны результаты открытого вопроса, который был задан до установки площадки: «Чего тебе не хватает на перемене?». Около 39% опрощенных школьников заявили, что им не хватает. Можно предположить, что независимо от того, кого дети подразумевали под друзьями, живое общение на перемене положительно скажется на качестве их отдыха на перемене.
Еще один интересный показатель – «Время». Дети указали, что им не хватает времени. Самоорганизация - способность детей рационально распоряжаться своим временем позволит им более качественно отдыхать на перемене. Этот навык также практикуется в играх.
Необходимо отметить, что количество школьников, которые ответили, что они стали чувствовать себя более отдохнувшими, значительно выросло. Направленная двигательная активность позволяет детям переключаться между деятельностью и чувствовать себя более отдохнувшими в итоге.
Детей, которые стали отмечать, что перемена для них это веселье стало больше.
2 анкетирование - Анкетирование родителей школьников (экспериментная группа –родители детей, учащихся в1а, 1б и 3а классах). Всего 71 родитель.
Проанализировав результаты опроса родителей, мы выявили следующее:
- Рассказывает ли Вам ребенок как он проводит перемену в школе? (Да – 43,7%; нет – 11,3%; не всегда – 45,1%).
- С каким настроением Ваш ребенок чаще всего приходит со школы? (Настроение приподнятое, эмоциональная открытость – 77,5%; угнетенное состояние, закрытость, не хочет рассказывать – 22,5%).
- Трудно ли Вашему ребенку установить контакт на перемене с другими детьми? (Легко устанавливает контакт – 77,5%; сложно устанавливает контакт – 5,6%; не имеет значения – 4,2%; затрудняюсь ответить – 12,7%).
- Какую форму проведения перерыва между уроками Вы предпочли бы для своего ребенка? (Играть с телефоном – 0,0%; читать книги, повторять уроки – 8,5%; бегать, играть в подвижные игры - 57,7%; разговаривать, общаться – 31,0%; другое – 2,8%).
Больше детей стали рассказывать, как они проводят перемену в школе. Этот показатель был увеличен за счет тех, кто вообще не рассказывал и за счет тех детей, которые редко рассказывали.
До установки интерактивной площадки был задан вопрос о настроении учащихся, с котором они приходят домой. До внедрения игровой площадки 77,5% детей приходили домой с хорошим настроением. После создания рекреационной зоны 83,1% детей стали более довольны временем, которое они проводят в школе.
Необходимо создавать в учебном заведении баланс нагрузки и отдыха, который позволят детям эмоционально восстанавливаться после учебного дня.
При сравнении результатов до и после, можно выделить, что небольшому количеству родителей кажется, что их детям стало легче находить общий контакт с другими детьми на перемене.
Большинство родителей разделяют мнение, что дети в младшей школе на перемене должны заниматься активной деятельностью и общаться между сверстниками. Родители определят основной ценностью возможность научиться налаживать коммуникацию на переменах.
Больше 63% детей рассказали своим родителям о новой игровой зоне в школе. Это значительный результат, учитывая, что не все школьники делятся новостями из школы и своими эмоциями, пережитыми в школе. Этот факт показывает важность создания интерактивной зоны для школьников.
Аналитико-оформительский этап (март 2021 г.)
Проанализировав наши действия, мы начали искать информацию как интересно, полезно и весело можно проводить школьные перемены и нашли информацию о напольном оформлении школьных коридоров и фойе, напоминающей игру «Классики».
В феврале этого года (2021г.) мы совместно с учителями физической культуры, решили запустить в нашей школе исследование, связались с компанией, которая предоставила нам игры “Руки, ноги” и “Баланс”.
Во время мартовских праздников, после проведенного анкетирования мы получили посылку от компании с которой мы сотрудничали и принялись за работу. Наклеили игры на полу в рекреации и коридоре. Одной игры было мало и мы решили своими силами по шаблону, краской, дублировать игру “Баланс”.
Праздничные дни закончились и дети вышли в школу. Дети очень удивились и заинтересовались данным рисункам на полу. В каждом классе были рассказаны правила данных игр, а классные руководители контролировали процесс.
Игровая зона, расположенная на полу, является нетрадиционным средством для физического воспитания. Занятия в игровой зоне развивают координацию движений, баланс и умение держать равновесие, учат согласованности действий и умению чувствовать движение других игроков, а также укрепляет опорно-двигательный и вестибулярный аппарат, развивает творчество и воображение.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития способности целесообразно строить двигательную активность, преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим.
Вестибулярная устойчивость обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияет на величину их использования, так как точное дозирование во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений-гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Выполняя перескоки, дети совершенствуют навыки вестибулярного аппарата, развивают чувство ритма. Также это является прекрасной профилактикой плоскостопия, так как большинство упражнений в игровой зоне направлено на мышцы стопы и связано с прыжками и перескоками с ноги на ногу.
Одно из самых важных особенностей игровой зоны-простота использования и не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Здесь нет проигравших, каждый, кто прошел дорожку-победитель.
Наблюдая за детьми на наш взгляд, можно сделать вывод, что дети активно пользуются предоставленной возможность играть в интерактивной зоне. Они общаются в процессе обсуждения правил и активно отдыхают на ограниченной территории.
Спросив классных руководителей как дети себя ведут и как влияет на их состояние можно выделить, что младшие школьники стали более усидчивыми. Они концентрированно выполняют задачи.
Заключение
Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Исследовав в рамках работы над исследовательским проектом по физкультуре на тему "Качество отдыха учащихся начальных классов на перемене в общеобразовательном процессе" занятость младших классов на перемене и создав игровую зону мы изучили качество отдыха детей в свободное время, до и после установки игровой зоны, и сделали следующие выводы. Благодаря этой работе дети научились самоорганизовывать себя на переменах и проводить время с пользой и без травм.
Литература
- Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий терминологии. Т.М. Балыхина// Москва.: МГУП, 2009. 160 с.
- Бондаревский, Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста. Развитие двигательных качеств школьников./Под ред.
- И.Кузнецовой. - М.: Просвещение, 2011. - С.153-177.
- Журов, М.Н. Подвижные игры. Учебник для СПО/., М.Н. Журов, Куликова Т.А. 4-е изд., стереотип..- Москва:"Академия", 2013. 160 с.
- Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. Учебное пособие для пед. ин-тов. и училищ / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников- М.: Просвещение, 2010. - 191с.
- Майорова Л.Т.,. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Лопина Н.Г / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006.
- Хрипковой,А.Г.Мир детства: Младший школьник. / Под редакцией А.Г. Хрипковой. - 2-е издание. - М.: Педагогика,1988. - с.272