Проект на тему "Шлиссельбург вчера, сегодня, завтра"
Итоговый индивидуальный проект истории на тему "Шлиссельбург вчера, сегодня, завтра" является исследовательской работой ученицы 11 класса, в которой выявляются проблемы города Шлиссельбурга, показываются пути их решения и создаётся интересный маршрут для посещения. Исследовательская работа представлена в виде информационного буклета с картой города.
Подробнее о работе:
Темой исследовательской работы "Шлиссельбург вчера, сегодня, завтра" являлось прошлое, настоящее и будущее города.Проблемы, поднимавшиеся в данной работе, должны вдохновить людей, ответственных за развитие малых городов Лен. области, обратить их пристальное внимание на проблемы города, найти пути их решения и сделать город по-настоящему привлекательным для туристов.
Исследовательская работа (проект) "Шлиссельбург вчера, сегодня, завтра" отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта. При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
Оглавление
Введение
1. Ключ к проблемам Шлиссельбурга.
2. История Шлиссельбурга.
2.1 Мероприятия по территориальному планированию и развитию Левобережной части Приневских территорий.
2.2 Мероприятия по территориальному планированию и развитию Шлиссельбурга.
Литература
Заключение
Введение
При выборе темы и содержания проекта ведущим не элементом являетсяактуальность.При создании данной работы актуальность заключается в том, что недостаток бюджета малых городов России в 2021 году делает их непривлекательными для туристов, а также жители стремятся переехать оттуда в столицы России.
У малых городов России много нерешенных проблем. В сложный период перехода страны к жизни в новых экономических и социальных условиях именно малые города оказались практически беззащитными. Таким и является, рассматриваемый в моей работе город. Жители малых городов ощутили спад производства, закрытие подчас единственного в городе завода, задержки выплаты заработанной платы.
Уменьшение и гибель малых городов является политической перестройкой России, о чем говорит в своем выступлении Д.А. Медведев 28 октября 2009 года на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, в котором было предложено в целях формирования модернизационного потенциала проводить в России политику «нового огораживания», разрушая социально экономический полуаграрный уклад.
Цель проекта: Показать значимость Шлиссельбурга и обозначить проблему нехватки бюджета в малых городах Лен. Области.
Задачи:
- Выявить несовершенства города Шлиссельбурга
- Выяснить какой бюджет уйдёт на решение экономических проблем города
- Показать насколько богатую историю имеет город
- Показать плюсы и минуса Шлиссельбурга
- Создать маршрут, по которому можно изучить самые красивые места города
- Предложить людям посетить данный город
Этапы работы
Подготовительный
- Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы,
- Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде игры.
Основной
- Поиск информации об истории города
- Поиск информации и способах решения экономических проблем Шлиссельбурга
- Поиск наилучших мест для посещения
- Создание буклета с картой города и проложенным маршрутом
Заключительный
- Оформление буклета
Ключ к проблемам Шлиссельбурга
Александр Дрозденко честно обозначил, что по малым городам Ленобласти – самая непростая ситуация в Шлиссельбурге.
"Не хочу судить, кто прав, кто виноват. Но действительно очень многое зависит от муниципальной власти", – подчеркнул он.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на встрече с жителями Шлиссельбурга обсудил острые вопросы, касающиеся ремонта транспортно-дорожной сети, освещения улиц, капитального ремонта домов, обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой.
Глава региона предложил пакет мер, которые позволят преодолеть многолетнее отставание города в социально-экономическом развитии и пообещал жителям Шлиссельбурга через год отчитаться о выполнении.
Обсуждались на встрече и текущие конкретные проблемы, волнующие жителей, такие, в частности, как состояние муниципальных дорог и тротуаров, а также частичное отсутствие освещения в черте города. Финансирование из областного бюджета выделено, в этом году Шлиссельбургу предоставлено 11 млн рублей на разработку проектов строительства мостов (автомобильного и 3 пешеходных) через Староладожский и Малоневский каналы. В ближайшее время планируется заключить контракт на проектно-изыскательские работы по установке освещения на подъезде к городу.
Большое количество вопросов касалось социальных и жилых объектов. Глава региона дал поручение завершить строительство долгожданного нового бассейна на 8 дорожек в 2022 году, а также начать проектирование реконструкции заброшенного стадиона. По каждому из четырёх домов-долгостроев уже найдены решения и дольщики смогут получить компенсации. В 2023 году планируется построить новый многоквартирный дом для предоставления жилья гражданам, переселяемым из аварийного жилья. До конца 2021 года будет капитально отремонтировано 24 домов.
Решен был и вопрос ветерана о необходимости размещения совета ветеранов в пригодном помещении. «Обижать ветеранов — это самое последнее, поэтому без обсуждений даю поручение провести обследование существующего здания и провести ремонтные работы в кратчайшие сроки», — сказал глава региона.
Аудитория позитивно восприняла инициативу губернатора организовать праздник в день города Шлиссельбурга с участием оркестра «Таврический»
Шлиссельбург в ближайшее время ждет перезагрузка.
Руководители города и специалисты комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области провели рабочую поездку в г. Шлиссельбург. На повестке дня стоял вопрос благоустройства города. Комиссия осмотрела практически все значимые места и оценили состояние дорог и жилого фонда. В частности, была дана оценка Староладожскому и Малоневскому каналам, набережным, пешеходным мостам и стадиону «Водник».
Комиссия дала заключение о неудовлетворительном состоянии осмотренных объектов. Эксперты пришли к единому мнению, что каналы нуждаются в очистке и дноуглубительных работах, требуется незамедлительный ремонт пешеходных мостов и спусков к ним. Что касается парковых зон – им нужно благоустройство и уличное освещение. Помимо этого, в городе много деревьев, которые подлежат спилу, несколько домов нуждаются в капитальном ремонте, есть несколько зданий в аварийном состоянии, которые подлежат сносу.
История Шлиссельбурга
Крепость «Орешек»
Свое название это фортификационное сооружение получило, по-видимому, по названию острова, на котором она расположена – Ореховый. Сохранилось совсем немного памятников архитектуры, представляющих собой оборонительные строения.
Знаковое для горожан сооружение имеет форму вытянутого пятиугольника. Каждый угол крепости венчает башня. Она привлекает наибольшее число туристов. На территории острова-музея, кроме оборонительных бастионов, имеется еще немало других, не менее интересных мест, достойных осмотра.
Головина башня
Самый мощный бастион крепости. Мало найдется на северо-западе России более древних памятников истории и архитектуры. Когда-то ее считали неприступной. Ее стены имеют толщину около 6 метров.
Башню назвали по имени ее строителя. Она служила для обороны подступов со стороны устья Невы. Здесь размещался сторожевой пост.
Сейчас на башне устроили смотровую площадку. С ее высоты открываются все красоты Ладоги. В 2010 г. в деревянную крышу башни попала молния. Пожар уничтожил кровлю сооружения. В 2013 г. ее полностью восстановили.
Государева башня
Ее считают самым интересным местом в крепости. До сих пор считается, что это эталон искусства фортификации. Сюда можно попасть через проезд, расположенный в первом ярусе вежи. Изогнутый под прямым углом, он делал невозможным применение, при штурме таранов.
Проезд перекрывали тяжелые ворота с опускающимися коваными решетками. Перед въездом был вырыт ров. Через него был устроен перекидной мост. На башне, по указу Петра I, прикрепили ключ от города. Он стал символом начала победы над шведами в Северной войне.
Королевская башня
В северо-восточном углу крепости расположена Королевская (по-другому, Нарышкина) башня. Все бойницы вежи – раструбы, направленные на Ладогу. Они предназначены для обстрела вражеского десанта.
Все башни имеют по 5 ярусов. Королевскую вежу стали возводить в XV столетии. Завершили строительство в начале следующего века. Во время шведского владения, башню перестраивали. Восстановили сооружение и открыли для посещений в 1958 г
Флажная башня
Юго-восточная вежа. Ее бойницы направлены в сторону Шлиссельбурга. Свое название она получила из-за того, что тут находился поднятый флаг крепости. Башня сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Сейчас – это историческая ценность государственного масштаба.
Головкина башня
Она – южная часть оборонительного сооружения, входит в число 6 сохранившихся башен. В месте ее нахождения можно увидеть изгиб крепостной стены. В данный момент верхняя часть строения разрушена. Башня названа по имени Г. Головкина – соратника Петра I, бившегося со шведами в начале XVIII столетия.
Светличная башня
Возвели сооружение, как часть оборонительной цитадели. В ней было 3вежи: Колокольная, где размещался вестовой колокол, Мельничья, где в начале XVIII в. находилась ветряная мельница. Светличная башня названа так потому, что в ней было жилое помещение – светлица. Ее построили в 16 веке. До нашего времени сохранилась именно Светличная вежа.
Другие достопримечательности Шлиссельбургской крепости
Кроме сохранившихся башен, в крепости найдется еще немало дошедших до нашего времени зданий и сооружений:
Крепостная пристань – до нее можно добраться как из Петербурга, так и из Шлиссельбурга
Цитадель – первые стены, возведенные новгородцами, пришли в негодность и перестали выполнять свои функции к XVI в. В середине XVIII столетия их разобрали и возвели более мощные укрепления, которые дошли до нашего времени.
Водонапорная башня – построена в 1909 г., использовалась для снабжения крепости водой. В дни ВОВ на ней водрузили боевое знамя. Его подняли в честь годовщины Октября. С 6 ноября 1941 г. флаг гордо реял над крепостью. Укрепления защищали Ленинград 498 дней и ночей. Башня разрушена фашистскими обстрелами. Решается вопрос о ее восстановлении.
Руины крепостных стен, постройки 1352 года – в конце 70 гг. прошлого века археологи нашли развалины первоначальных укреплений. Они их законсервировали. Часть северной стены стала ценным экспонатом музея-крепости.
Памятный камень Ореховского мира – установлен в крепости. Это символ заключения первого мирного договора между шведами и новгородцами. Согласно ему, к Швеции отошли земли на западе Карельского перешейка и примыкающая к нему область Саволакс. Восточная его часть, вместе с Карелой (в наше время – Приозерск), отошла к Новгородским землям. По договору была впервые установлена граница между шведами и новгородцами.
С XVIII столетия крепость, расположенная на острове, стала использоваться как острог. Ее называли русской Бастилией. В связи с этим на территории музея расположено несколько зданий тюрем и помещения для надзирателей. Орешек грудью стоял, защищая рубежи России.
Храмы города-крепости
Как правило, все города, строившиеся, как военные поселения, имели хотя бы одну церковь. Здесь верующие обращались к Богу с просьбами о помощи в ратных делах и повседневной жизни. Не стал исключением и Шлиссельбург.
Благовещенский собор Пресвятой Богородицы
Благовещенская церковь города Шлиссельбурга начала свою историю со времен Петра I. По его указу, в 1702 г. в небольшом поселении построили первый деревянный храм. Его возводили местные мастера. Работы были закончены спустя год
Первому зданию церкви не удалось простоять долго. Его век продлился всего 50 лет. За это время храм несколько раз перестраивался, но спустя полвека церковь сгорела.
Каменный собор отстроили в 1764 году. Архитекторы и историки относят здание храма к стилю барокко. Многие из них отмечают схожесть Благовещенской церкви с храмом Петра и Павла в Санкт-Петербурге, на территории Петропавловской крепости.
Никольская церковь
Собор Николая Чудотворца построили в 1770 г., рядом с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы. В отличие от большого прихода, маленькая Никольская церковь была отапливаемой. В холодное время года сюда стекались верующие со всей округи.
Каменная церковь находится на месте деревянного храма. Его перенесли в одну из деревень Ленобласти – Гавсарь, в 1772 г. Главной святыней церкви считалась икона Николая Угодника. У нее была богатая серебряная риза. Лик Святого хранился в соборе до начала XX столетия.
Храм закрыли во времена борьбы с религией – в 1933 г. Собор освятили и вернули верующим лишь в 90-х годах прошлого века. Сейчас он полностью восстановлен, в нем ведутся службы, происходят таинства крещения и венчания.
Казанская часовня
Освященная в честь Богоматери Казанской, часовня вместе с церковью Николая Угодника входят в комплекс храма Пресвятой Богородицы. Ее возводили по чертежам архитектора Ершова. Строительство окончилось в середине XIX в. (1864 год).
Праздник Казанской Богоматери священники начинали с крестного хода. В это время икону переносили из храма Шлиссельбургской крепости в часовню. Возвращался Святой лик обратно в воскресенье, после Спаса Преображения. На место этой иконы в помещении церкви выставляли образ Пресвятой Богородицы, но уже из Благовещенского храма.
Рождественский храм Иоанна Предтечи
Изначально храм этот строился как тюремная гарнизонная церковь Шлиссельбургской крепости. Его возводили с 1826 по 1831 гг. Службы проводились до 1917 г. Последнее здание православной достопримечательности построено во главе с архитектором Штаубертом. Храм относят к классическому стилю.
До этого на месте святилища успели побывать перестроенный из лютеранской кирхи собор (1702 г.) и первая каменная церковь, возведенная в 70 г. г. XVIII столетия. Ее построили по проекту А. Виста. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от бомбежек. Сейчас находится в полуразрушенном состоянии.
Чиновники и работники музея, оберегая открытый на территории церкви мемориальный комплекс, препятствуют восстановлению собора. С 2010 г. здесь проводятся богослужения под открытым небом. Но, чтобы на них попасть, прихожане вынуждены приобретать билеты для посещения музейного комплекса.
Городские музеи
И в небольшом городе найдутся места, где хранят память о минувших событиях, о людях, живших здесь, совершавших боевые и трудовые подвиги.
Музей истории Шлиссельбурга
Городской краеведческий музей расположился в здании-архитектурном памятнике XIX века. Это строение – образец «промышленного» стиля. Остров Фабричный является резиденцией культурного центра. Коллекция экспонатов музея насчитывает свыше 6 тыс. различных документов, вещей из обихода разного времени, рисунков и исторических макетов.
Собрание музея рассказывает горожанам и гостям Шлиссельбурга о богатом на события прошлом и о нынешней жизни города-корабела, где строят и ремонтируют суда.
«Ключ от блокадного кольца» — маршрут рассказывает о жизни горожан во время фашистской оккупации, о событиях, связанных с десантами и обороной крепости.
«Легенды и мифы Шлиссельбурга» — экскурсия, знакомящая гостей музея с историей этого самобытного города, украшением которого служат шлюзы и каналы. Панорама крепости дополнит знакомство, более подробно осветит события, некогда происходившие на передовых рубежах обороны Петербурга и Ленинграда от различных захватчиков.
«Гидротехнические сооружения города» — тур, знакомящий гостей комплекса с инженерными сооружениями XVIII столетия, когда создавалась система каналов, соединяющих Ладожское озеро и два городка, находящихся неподалеку – Новую Ладогу и Шлиссельбург.
Музей корабельных орудий
Это одна из самых популярных выставочных площадок на открытом воздухе в Ленобласти. Основные экспонаты музея – зенитные корабельные орудия военных лет. Присутствует и послевоенная техника.
Демонтированное вооружение кораблей было отреставрировано и размещено на смотровых площадях музея. Орудия установили к 60 годовщине Великой Победы в 2005 году.
Посетив мемориальный комплекс, все гости останутся довольны. Здесь действительно есть на что посмотреть. Образцы вооружений удивят туристов и горожан своим разнообразием и схожестью с оригиналами.
Памятники и мемориальные места Шлиссельбурга
В городе-военном труженике не может не быть памятников, мемориалов и памятных мест. Повоевавший Шлиссельбург бережно хранит воспоминания о своих героях.
Памятник защитникам крепости
Шар-обелиск установлен на территории храма. На нем находятся барельефы с изображением солдат того времени. Это часть мемориального комплекса, посвященного стойким защитникам Орешка, стоявшим насмерть в 1941-1943 гг.
Почти за 500 дней боев 350 советских воинов, возглавляемых капитаном Чугуновым и комиссаром Марулиным, не сдали своих позиций врагу.
Благодаря мощи своих стен и героизму солдат крепость так и не досталась фашистам. Значение этого подвига трудно переоценить – здесь проходила «Дорога жизни», ставшая единственной нитью, связывающей блокадный Ленинград с Большой землей
Памятник Петру I
Памятник великому реформатору был установлен в городе в честь 250 годовщины Ленинграда. Это произошло в 1957 г. Петр I в мундире Преображенского полка. Парадная форма, ботфорты, сбоку палаш.
В левой руке царя – подзорная труба. Правая – сжимает трость, опираясь на нее. Грудь украшает орден Андрея Первозванного.
Памятник – первое сооружение советских лет, посвященное особам царских кровей. Он расположен вблизи Петровской пристани. Староладожский канал, его сооружения, также находятся здесь. Они строились под руководством самого царя. Строительные работы велись с 1719 г.
Памятник Савве Владиславичу-Рагузинскому
Сподвижник Императора Петра. Известный общественный деятель, серб, участвовавший в подготовке к Полтавской битве. Занимался переговорами с правящими династиями на Балканах. Помогал России одержать победу в войне с Турцией. Устанавливал отношения с Китаем.
Памятный Крест солдатам, павшим при штурме Нотебурга
Нотебург – так назвали город шведы, после падения крепости в 1612 г. Предания гласят, что покидая рубежи, их защитники замуровали в стены укреплений икону божией Матери Казанской – чтобы вернуться
Крепость снова стала русской после Северной войны. Осенью 1702 г. после сражения, длившегося 13 часов, твердыня пала, шведы были изгнаны. В честь этой победы, на одном из возвышений в крепости, в месте захоронения воинов Семеновского и Преображенского полков, павших при штурме Орешка, установили памятный Крест.
Памятник погибшим революционерам
Мемориал открыли в далеком 1919 г. Он находится у бастионов крепости Орешек, рядом с Королевской башней. Место для памятника – не случайное. Здесь покоятся останки революционеров, погибших в 1884-1906 гг. в крепости-тюрьме.
После революции 1905 г., крепость была превращена властями в настоящую каторгу. Небольшая казарма, перестроенная в тюремный корпус, имела три этажа. Каторжане называли это узилище «Зверинец», что было недалеко от действительности.
Камеры здесь отделялись от коридора решеткой. Металлические прутья начинались у самого пола и заканчивались у потолка тюрьмы. В остроге казнили 15 борцов за лучшую жизнь. Многие ушли сами или умерли, не выдержав пыток и истязаний.
Памятник речникам-путейцам
Самый молодой мемориал Шлиссельбурга. Его открыли весной 2019 г. Это первый памятник речникам-путейцам. Эти люди многие годы, не считаясь с капризами погоды, зажигали огни, указывавшие путь судам. Их малозаметный, на первый взгляд, труд помогал речному и озерному судоходству России. Памятник находится у Новоладожского канала. На дамбе установлена лодка, отлитая из металла. В ней сидит бакенщик, освещающий путь судам. Это первый в мире подобный мемориал.
Мемориальный комплекс, посвященный защитникам крепости Орешек
Летом 1941 г., рвущимся к Ленинграду фашистам, непреодолимым рубежом стала крепость Орешек. Захватив ее, немцы бы полностью замыкали блокадное кольцо, отрезая северную столицу России от Большой земли. Преградой врагу стали воины Первой дивизии НКВД. Плечом к плечу с ними сражались артиллеристы морской Балтийской батареи. Они почти 500 дней удерживали крепость, давая надежду на жизнь ленинградцам.
Мемориал на месте боев открыли в 1985 г. Комплекс установили внутри разрушенного Иоанновского храма. В него входит «Клятва» — скульптурная группа, расположенная рядом с обелиском. На мемориальном знаке, в форме шара, находятся барельефы с лицами воинов, оборонявших твердыню. В комплекс также входит братская могила, где покоятся останки 24 героических защитников Орешка.
Адмиралтейский якорь
Поднятый со дна Невы, в непосредственной близости от Шлиссельбурга, раритет. Этот предмет корабельной оснастки датируют временами правления царя Петра I. Его установили у шлюзов, вблизи Петровского моста.
Шлиссельбург трудно представить без своих каналов и шлюзов. Ладожский, Петровский, а сейчас – Староладожский канал построили в первой половине XVIII столетия. Искусственная водная артерия соединяла реку Волхов с Невой. Длина канала была 117 км, а глубина достигала немногим более 2 м.
Шлюзы сооружения находятся в Новой Ладоге и Шлиссельбурге. Когда закончилось строительство этого гидротехнического сооружения – канал стал крупнейшим в Европе. В нынешнее время он утратил свое значение, после постройки Новоладожской водной артерии.
Новоладожский канал
У этого гидротехнического сооружения такие же функции, как и у своего старшего собрата. Канал проложили вдоль берегов Ладоги. Этот судоходный путь не имеет шлюзов. Его строили 5 лет (в 1861-1866 гг.). До революции 1917 г. канал назывался именем царя Александра II (Освободителя).
Засуха 1826 г. заставила установить в Новой Ладоге паровые насосы, а в Шлиссельбурге – шлюзы. Делалось это, чтобы избежать обмеления водного пути. Сейчас по каналу, длиной в 110 км, ходят только суда с малым водоизмещением. Еще его используют для отстоя больших кораблей зимой.
История города неразрывно связана со строительством крепости Орешек. Местность, на левобережье Невы заселялась и обживалась постепенно. Сначала здесь находился Спасо-Городецкий погост – место, где гостили проезжие путешественники. Позже Спас на Неве превратился в посад. Уездным городом Шлиссельбург стал в 1780 году. Старый город – это архитектурные ансамбли Никольского храма и Часовни Казанской богоматери.
Городская пристань
Здесь нет обилия больших и малых судов. Многие прогулочные и экскурсионные катера идут к пристани у крепости. Но, тем не менее, здесь также можно увидеть представителей малого речного флота, бегущих по своим делам или стоящим у причала.
Большинство туристов посещают Шлиссельбург ради визита на Ореховый остров, где расположена крепость, имеющая схожее название. Близость от Санкт-Петербурга, экскурсия, не занимающая много времени – делают этот маршрут по историческим местам России популярным и востребованным. Путешествие на катере, знакомство с фортификационным сооружением, одним из немногих, сохранившемся до нашего времени, мало кого оставит равнодушным. А запомнится надолго – это точно.
Сегодня роль Шлиссельбурга и восточных приневских территорий в градостроительном развитии Санкт-Петербурга очевидна. Санкт- Петербург, задыхающийся в своих границах, запертый с востока кольцевой автодорогой и упирающийся грудью в Финский залив лишен территориальных ресурсов для естественного развития. Самой природой в северной части Кировского района заложена возможность формирования сбалансированной симметричной линейной градостроительной структуры. Центральный планировочный элемент – Нева.
С запада и востока – огромные водные пространства. Исторически сложившиеся два центра – Санкт-Петербург и Шлиссельбург. Транспортные и энергетические коридоры со стороны сырьевых и промышленных регионов с северо-востока, востока и юго-востока. Местоположение промышленности относительно мест проживания с учётом главенствующих ветров – северо-восточные территории. Возможность формирования и развития транзитных коридоров через центральную малозаселённую часть территории. Возможность размещения объектов воздушного транспорта – удобство подходов и наличие свободных территорий.
Эти и многие другие факторы определяют естественную логику развития территории: размещении основных промышленных площадок в западной части Кировского и Тосненского районов, расселение и рекреация вдоль берегов Невы и Ладожского озера, административный, деловой и культурный центр – в Шлиссельбурге. Согласно стратегии развития, агломерация Санкт-Петербурга будет развиваться именно в восточном направлении.Реализация мероприятий по территориальному планированию левобережной части приневских территорий придаст мощный импульс развития территории Шлиссельбурга
Мероприятия по территориальному планированию и развитию Левобережной части Приневских территорий
- формирование промышленных зон юго-восточнее города Кировска для размещения предприятий выносимых с территории Санкт- Петербурга;
- размещение на территории города Кировска в районе Кировской ГРЭС водно-железнодорожного транспортно-логистического узла для переброски грузов, следующих из Скандинавии и порта Усть-Луга на внутренний водный транспорт, что позволило бы минимизировать транзит грузового водного транспорта через Петербург и разгрузить акваторию Невы в среднем и нижнем течении;
- строительство в городе Шлиссельбурге в районе Охтинской верфи пассажирского речного порта, совмещенного с автобусным терминалом и многофункциональным общественно-деловым комплексом;
- размещение регионального аэропорта, обслуживающего внутренние направления, в районе поселка Молодцово;
- строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры местного регионального и федерального значения, для обеспечения устойчивого развития территорий;
- формирование системы рекреационных объектов вдоль берегов Невы и Ладожского озера с активным включением объектов водного транспорта, спорта и туризма регионального и федерального уровня;
- формирование общественно-делового, культурного и административного ядра в Шлиссельбурге.
Мероприятия по территориальному планированию и развитию Шлиссельбурга
- упорядочение, восстановление и развитие исторической планировочной структуры города с созданием городской среды и инфраструктуры равной по характеристикам европейским показателям;
- формирование нового центра города с размещением комплекса административных и общественно-деловых зданий;
- восстановление и реконструкция памятников истории и культуры;
- реконструкция исторической системы гидротехнических сооружений;
- размещение объектов культуры - здание областного театра, областная библиотека, досуговый комплекс;
- размещение выставочно-делового комплекса международного уровня – как вариант переноса комплекса ЛенЭкспо;
- вынос промышленного предприятия с берега Невы и строительство яхт-клуба на освободившейся территории;
- реконструкция и модернизация основного градообразующего предприятия (судоремонтный завод);
- строительство центра парусного спорта на территории недействующей судоремонтной базы на Новоладожском канале;
- организация парковой зоны за счёт развития дамбы Новоладожского канала с организацией объектов хранения маломерных судов;
- размещение объектов высшего образования регионального или федерального значения со студенческим городком;
- реконструкция и развитие систем инженерного обеспечения территории.
- Проведение данных мероприятий позволит восстановить функционально-планировочное равновесие в рамках агломерации Петербурга. Развитие же Шлиссельбурга, как второго планировочного центра агломерации остановит центрично-радиальные тенденции градостроительного развития Санкт-Петербурга и даст толчок к возрождению восточных приневских и приладожских территорий, переживающих период депрессии.
Заключительная часть
- Шлиссельбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
- Кирпичников А. Н., Сапков В. М. «Крепость Орешек.»
- Поспелов Е. М. «Географические названия России»
- Официальный сайт администрации Шлиссельбурга
- Список памятников культурного наследия Шлиссельбурга и крепости Орешек в «Википедии»