Проект "Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации"
В процессе выполнения индивидуальной исследовательской работы по экономике "Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" автором была поставлена цель, определить основные направления во внешнеполитической деятельности страны.
Подробнее о работе:
В основе готового исследовательского проекта по экономике "Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" лежит изучение, анализ и обобщение справочных сведений о внешнеэкономической деятельности России. Проблематика выбранной темы обусловлена сложностью определения приоритетных направлений во внешнеэкономической деятельности.
В ученическом проекте по экономике "Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" автор дает определение понятия "внешнеэкономическая политика" (ВЭП) и рассматривает понятие, сущность и принципы внешнеэкономической деятельности государства, определяет цели и приоритетные направления внешней экономики России.
Оглавление
Введение
1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической деятельности государства.
2. Виды и цели внешнеэкономической политики.
3. Цели и приоритетные направления внешнеэкономической деятельности России.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что несмотря на то, что Российская Федерация считает неким экономическим гигантом в нашем мире, но все же внешнее взаимодействие с другими странами банально необходима. Для того, чтобы вести более понятную и правильную внешнеэкономическую политику, которая поможет в развитии нашей страны необходимо выявить приоритетные направления.
В статье 2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") содержат все основные направление, которые были мной изучены.
Объектом данной темы исследования является внешнеэкономическая деятельность.
Предметом данной темы исследования является внешнеэкономическая политика.
Целью данной темы исследования является определение основных направлений во внешнеполитической деятельности страны. Исходя из цели следует выявить данные задачи:
- Изучить понятие, сущность и принципы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
- Определить виды и цели внешнеэкономической цели страны;
- Рассмотреть цели и приоритетные направление внешнеэкономической деятельности Российской Федерции.
Методы исследования:
- Изучение литературы и других источников информации.
- Анализ текста.
Проблемой данной темы исследования является сложность определения приоритетных направлений во внешнеэкономической деятельности.
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использована в школе для учащихся старших классов для лучшего усвоения информации, а также в качестве учебного материала. Разработанные материалы могут быть использованы для организации самостоятельной работы учеников при выполнении домашней работы.
Объем работы составляет 16 страниц.
Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической деятельности государства
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.
Рисунок 1. Внешнеэкономическая политика
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства, который принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения.
Главная задача государственного регулирования ВЭД: сформировать ее законодательную базу, создать благоприятные экономические и организационные условия для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.
Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляются:
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
- равенством и недискриминацией участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- взаимностью в отношении другого государства (группы государств);
- обеспечением выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществлением возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
- выбором мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гласностью в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- обоснованностью и объективностью применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исключением неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесением ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
- обеспечением обороны страны и безопасности государства;
- обеспечением права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
- единством системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- единством применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
На сегодняшний момент торговля товарами и услугами на международном уровне является самой развитой формой экономических отношений между странами, одним из наиболее важных факторов глобализации мирового хозяйства.
Согласно принятым ООН, ВТО, ОЭСР определениям международная торговля – это товарооборот между странами, который является оплаченным и который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля, безусловно, играет ключевую роль в развитии мировой экономики. В частности следует отметить, что в настоящее время 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится именно на международную торговлю.
Она развивается высокими темпами, которые более чем в два раза превосходят темпы роста мирового валового внутреннего продукта. Участие в ней различных стран способствует интенсификации производства и углублению его специализации. Кроме того повышается степень загрузки оборудования, организуется массовое производство, внедряются новая техника и современные технологии, а, следовательно, при наличии спроса на рынке увеличивается экспорт, что влечет за собой увеличение занятости. По оценке ЮНКТАД ООН, увеличение экспорта промышленных товаров, равное 1 % ВВП, увеличивает рост доли промышленности в общей занятости на 0,62 – 0,78%.
Международными и общественными организациями, регулирующими мировою торговлю, являются: Комиссия ООН, созданная в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли; Всемирная торговая организация (ВТО), основанная в 1995 году.
Виды и цели внешнеэкономической политики
Международное сотрудничество стран партнёров позволяет повысить уровень национального благосостояния, который превышает производственные возможности национальной экономики. В этом экономическая цель и смысл мирохозяйственных связей, всех форм сотрудничества стран: внешней торговли, движения реального и финансового капиталов, миграции трудовых ресурсов и т.д. Теоретически, для реального осуществления такого движения - реальностью должен быть принцип «свободной торговли», т.е. должно быть исключено вмешательство государства в эти процессы.
Рисунок 2. Внешнеэкономическая политика
Фактически, с помощью инструментов таможенно-тарифной политики любая страна международного сообщества регулирует, стимулирует или ограничивает различные области международных экономических отношений, включая внешнеторговую деятельность. Хотя аргумент в пользу свободной торговли убедителен, все еще существуют серьезные препятствия для его реализации на практике.
Цель политики свободной торговли предполагает высокую степень экономической стабильности, устойчивости и прибыльности предприятий, что позволяет защитить отечественных производителей от сильной иностранной конкуренции, а также поддержать и укрепить их позиции. Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность считается обеспечение экономических и политических интересов 11 стран. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно - технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Но на практике практически все страны мира, в большей или меньшей мере, используют политику протекционизма, т.е. законодательно установленных ограничений в форме импортных пошлин, тарифов, а также нетарифных барьеров (квоты, лицензии, добровольные экспортные ограничения и т. п.). На первый взгляд убедительные аргументы помогают объяснить цели протекционистской политики.
Иногда их называют «таможенными зонтами», которые могут защитить отечественную продукцию от иностранной конкуренции. Аргументом в пользу протекционизма является также заявление об угрозе разрушения всего промышленного сектора страны и росте безработицы в стране, поскольку рабочие места и многие виды специализации будут сокращены. Кроме того, можно сказать, что протекционизм предотвращает возможность вмешательства иностранных товаров через поток больших объемов импортируемых товаров и обеспечивает национальную защиту внутреннего рынка.
Чрезмерный энтузиазм в отношении протекционистских мер приведет к потере мотивации к повышению эффективности экспортного производства, снижению конкурентоспособности их продукции, а иногда и к демпингу со стороны третьих стран и соответствующей антидемпинговой практике. В конце концов, если производители хотят воспользоваться сравнительными преимуществами в международной торговле, они должны, по крайней мере, сравнивать продукты и оценивать конкурентов и их продукцию. Но при активном содействии государства эта потребность и мотивация отпали.
К современным инструментам протекционизма следует также отнести валютно-финансовые рычаги воздействия, так как именно эта сфера является наиболее чувствительной к любым изменениям в силу своего связующего характера во внешнеторговых сделках. Легко видеть, что во всех аргументах «за» и «против» свободной торговли - множество спорных вопросов, где дилеммой выступает всё тот же критерий - рост ВВП и благосостояние народа.
Какие меры более предпочтительны для достижения этой цели: свободная торговля или протекционизм? Однозначного ответа нет, точнее он теряется в тех самых аргументах «за» и «против» и требует точных количественных измерений, которые не возможны из-за неопределённости и рисков, присущих экономическим процессам в границах стран и на мировых рынках.
Цели и приоритетные направления внешнеэкономической деятельности России
Цель внешнеэкономической политики - создать условия для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства: реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере переработки сырья.
Основные факторы достижения данной цели представляются повышением доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году 80 до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2021 году; увеличением российского экспорта с 354 млрд. долларов США в 2007 году до 630-650 млрд. долларов США в 2015 году и более 900 млрд. долларов США в 2021 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80-90 долларов за баррель). Нужны общие усилия всех государств мирового сообщества. При кооперативном подходе к поиску выхода из сформировавшейся ситуации преодолеть проблему ресурсообеспеченности можно в ближайшие годы.
Сырьевая модель российской экономики не гарантирует ее нормального развития просто потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует больших специальных капитальных вложений. В то же время диверсификацию российской экономики не следует рассматривать только с точки зрения изменения географической структуры товаров и экспорта.
При этом необходимо руководствоваться соображениями национальной продовольственной безопасности и национальной безопасности. Без учета особенностей региональной специализации невозможно реализовать диверсификацию национальной экономики. Торговые санкции в отношении нашей страны не только позволяют нам задуматься о статусе и роли России в мировой экономике, но также позволяют нам думать об экономической и политической независимости и независимости России.
Экономическое положение России в 2020 году можно охарактеризовать как кризис, вызванный внешними шоками: падением цен на нефть и санкциями, резко ухудшившими доступ к мировым рынкам капитала. 7 мая 2014 г. правительство Соединенных Штатов Америки исключило Россию из торговой 23 программы, которые позволяют странам с переходной экономикой беспошлинно импортировать в США определенные виды товаров.
Рисунок 3. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации в % к сентябрю 2019 - 2020 года.
В 2015г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 534,4 млрд. долларов США (66,3% к 2019г.), в том числе экспорт - 340,3 млрд. долларов (68,4%), импорт - 194,1 млрд. долларов (63,0%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 146,3 млрд. долларов США. Для России введение санкций может принести как положительные, так и отрицательные результаты.
К сожалению, в последние годы наша экономика неуклонно сокращается, и развитие практически остановилось. Следует отметить, что в ближайшее время, особенно в период введения санкций, вопрос об ускорении диверсификации экономики России в сфере импортозамещения не имеет отношения к высокотехнологичной сфере экономики, а не имеет ничего общего с высокотехнологичной сферой экономики. для обеспечения продовольственной безопасности страны, которая обострилась.
В последние несколько лет, чтобы реализовать экономическую диверсификацию, Россия приняла ряд мер национальной политики в области законодательства и надзора за проектами. Существует государственная программа Российской федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Без учета особенностей региональной специализации невозможно реализовать диверсификацию национальной экономики. Торговые санкции в отношении нашей страны не только позволяют нам задуматься о статусе и роли России в мировой экономике, но также позволяют нам думать об экономической и политической независимости и независимости России. Только приняв эффективные и комплексные меры по диверсификации всех секторов, включая меры государственной поддержки секторов, имеющих важное социальное значение, и модернизируя экономику страны, можно будет сохранить экономическую и политическую независимость.
Заключение
Регулирование внешнеэкономических операций на национальном уровне основывается на нормативно-правовой базе отдельной страны и соответственно обладает своей спецификой. Основа государственного регулирования внешней торговли в любой стране представляется внешнеэкономической политикой.
Эта система мер государства направлена на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.
Основная цель внешнеторговой политики любой страны - поддержание экономической и политической независимости страны, поддержание военного превосходства, обеспечение экономического роста, наилучшее включение страны в международное разделение труда и защита российских производителей от неблагоприятных последствий. Иностранная конкуренция, выход на рынок через надзор за экспортом таких товаров, когда наблюдается острая нехватка сельскохозяйственных продуктов или других товаров.
У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который бы соответствовал ее потенциалу. Россия активно участвует в решении таких проблем, как состояние международной торговли, разоружение, охрана окружающей среды и др.
Для обеспечения стабильности нынешней российской экономики и будущего роста российской экономики необходимо сотрудничество с другими странами при налаживании внутреннего производства продукции. Во внешней торговле особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В экспортном секторе приоритетное внимание следует уделять поддержке высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. Россия должна бороться за равенство на мировом рынке.
Список использованных источников
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Электронный ресурс
- Вологдин А.Л. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2020. — 448 с.
- Джабиев А.Ш. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Учебник. — М.: Экономика, 2019. — 480 с.
- Покровская В.Д. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. — М.: Юрайт, 2018. — 730 с.
- Прокушев Е.В., Костин А.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. — М.: Юрайт, 2020. — 528 с.
- Ростовский, Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - М.: Магистр, 2016. - 592 c.
- Черенков, В. И. Внешнеэкономическая деятельность. Основные операции / В.И. Черенков. - М.: Феникс, 2014. - 544 c.