В процессе проведения индивидуальной исследовательской работы на тему "Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике" авторы наглядно продемонстрировали применение свойств квадратичной функции при решении экзаменационных задач в 1 части ОГЭ по математике.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по математике "Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике" авторы дают определение понятия "квадратичная функция", а также показывают пример графика квадратичной функции и перечисляют ее свойства. В своем проекте ученики 9 класса выяснили влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости.
В представленной проектно-исследовательской работе по математике на тему «Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике» учащиеся 9 класса осуществляют сбор информации о применении квадратичной функции и ее свойств, проводят анализ и систематизацию собранной информации и показывают решения экзаменационных заданий.
Оглавление
Введение
1. Квадратичная функция. Ее график и свойства
2. Исследование. Влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости.
3. Применение квадратичной функции, ее графика и свойств при решении экзаменационных задач.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Цель работы: показать применение свойств квадратичной функции при решении экзаменационных задач 1 части ОГЭ по математике.
Задачи работы:
- Сбор информации о применении квадратичной функции и ее свойств на примере образовательного портала «Сдам ГИА: Решу ОГЭ»;
- Провести анализ и систематизацию собранной информации;
- Исследовать влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости;
- Показать решения заданий разного типа.
Гипотеза: предполагаем, что знание свойств квадратичной функции полезно при решении экзаменационных задач ОГЭ по математике.
Квадратичная функция. Ее график и свойства
Определение. Квадратичной функцией называется функция вида
у=ах2+вх+с, а не равно 0
График – парабола (см. Рис. 1) с вершиной в точке х0у0, где х0=в/2а, у0=ах2/0+вх0+с
х0 = - b/2а, у0 = ах2/0 +bх0+с.
D (f): х Є R.
Функция непрерывна на всей D (f)
Свойства функции
1) У = ах2 + bx + c в случае а больше 0.
Пусть а больше 0.
Свойства:
1. D (f): х Є R;
2. Е (f) : у больше у0;
3. у убывает при х Є - ∞ х0; у возрастает при х Є х0 + ∞;
4. Унаим = У0, Унаиб - не существует;
5. Непрерывна;
6. Выпукла вниз.
Свойства функции
2) У = ах2 + bx + c в случае а меньше 0.
Пусть а меньше 0.
Свойства (см. Рис. 2):
Рис. 2. График функции у = ах2 +bx+c в случае а меньше 0.
1. D (f): х Є R ;
2. Е (f) : у < y0 ;
3. y возрастает при хЄ( - ∞; х0); у убывает при хЄ(х0 + ∞);
4. Унаиб = У0, Унаим - не существует;
5. Непрерывна;
6. Выпукла вверх.
В задачах, не требующих построения графика, можно ограничиться схематическим изображением: ось абсцисс, расположение нулей функции (два, один или ни одного) и направление ветвей параболы. Такого схематического изображения достаточно для получения информации о наличии нулей функции и о знаке коэффициента a.
Исследование. Влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости
Цели исследования выяснить влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы на координатной плоскости.
План исследования
эксперимент №1
Расположение графика при а>0 1. b>0,c>0 2. b>0,c<0 3. b<0, c>0 4. b<0,c<0 |
эксперимент №2 Расположение графика при а<0 1.b>0,c>0 2.b>0,c<0 3.b<0, c>0 4.b<0,c<0 |
Результаты исследования
эксперимент №1
Расположение графика при а>0
1. b>0,c>0 вершина находится во II или III четверти.
2. b>0,c<0 вершина параболы находится в III четверти
3. b<0, c>0 вершина находится в I или IV четверти
4. b<0,c<0 вершина находится в IV четверти
эксперимент № 2
Расположение графика при а<0
1.b>0,c>0 вершина параболы находится в I четверти
2. b>0, c<0 вершина находится вo I или IV четверти
3.b<0, c>0 вершина параболы находится вo II четверти
4.b<0,c<0 вершина находится вo II или III четверти.
Применение квадратичной функции, ее графика и свойств при решении экзаменационных задач
Задание 11 № 1
Найдите значение a по графику функции y = ax2 + bx + c , изображенному на рисунке.
1) - 1
2) 1
3) 2
4) 3
Решение: Абсцисса вершины параболы равна −1, поэтому минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус 1, откуда b=2a. Парабола пересекает ось ординат в точке с ординатой 3, поэтому c=3. Тем самым, уравнение параболы принимает вид y = ax2 + 2x + 3 . Поскольку парабола проходит через точку (−1; 2), имеем:
2=a умножить на ( минус 1) в степени 2 плюс 2a умножить на ( минус 1) плюс 3 равносильно 2= минус a плюс 3 равносильно a= 1.
Верный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2.
Задание 11 № 2
Найдите значение b по графику функции y = ax2 + bx + c, изображенному на рисунке.
1)- 2
2) 1
3)
4) 3
Решение.
Абсцисса вершины параболы равна −1, поэтому минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус 1, откуда b=2a. Парабола пересекает ось ординат в точке с ординатой 3, поэтому c=3. Тем самым, уравнение параболы принимает вид y=ax в степени 2 плюс 2ax плюс 3. Поскольку парабола проходит через точку (−1; 2), имеем:
2=a умножить на ( минус 1) в степени 2 плюс 2a умножить на ( минус 1) плюс 3 равносильно 2= минус a плюс 3 равносильно a= 1.
Таким образом, b=2a=2 умножить на 1=2. Верный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3.
Задание 11 № 3
Найдите значение с по графику функции y = ax2 + bx + c , изображенному на рисунке.
1) - 3
2) 1
3) 2
4) 3
Решение.
Значение c — это ордината графика при x=0. Значит, c=3. Такой ответ указан под номером 4.
Ответ 4.
Задание 11 № 4
На рисунке изображён график квадратичной функции y = f(x). Какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера в порядке возрастания.
1) Функция возрастает на промежутке (−∞; −1].
2) Наибольшее значение функции равно 8.
3) f(−4) ≠ f(2).
Решение.
Проверим каждое утверждение.
1) На луче (−∞; −1] большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Следовательно, функция возрастает на этом луче; первое утверждение верно.
2) Наибольшее значение функции равно 9, а не 8, как сказано во втором утверждении. Второе утверждение неверно.
3) Значения функции в точках −4 и 2 равны нулю, поэтому f(−4) = f(2). Третье утверждение неверно.
В ответе следует указать номера неверных утверждений, то есть 23.
Ответ: 23.
Задание 11 № 5 5
На рисунке изображён график функции y = ax2 + bx + c . Установите соответствие между утверждениями и промежутками, на которых эти утверждения выполняются. Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
УТВЕРЖДЕНИЯ | ПРОМЕЖУТКИ |
А) функция возрастает на промежутке Б) функция убывает на промежутке |
1) [1;2] 2) [0;2] 3) [-1;0] 4) [-2;3] |
Ответ:
Решение.
Функция, изображённая на графике возрастает на промежутке [-1; 0] и убывает на промежутке [1;2]. Следовательно, функция возрастает на третьем промежутке и убывает на первом.
Ответ: 31.
Задание 11 № 6
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента a и дискриминанта D.
1) a > 0, D > 0 | 2) a > 0, D < 0 | 3) a < 0, D > 0 | 4) a < 0, D < 0 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Решение.
График функции — парабола. Ветви этой параболы направлены вверх, если и вниз, если а меньше 0.
При D > 0 уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет два корня, то есть график функции y = ax2 + bx + c имеет два пересечения с осью абсцисс. Если D < 0, то корней нет, а соответственно график не пересекает ось абсцисс. Таким образом, получаем ответ: A — 1, Б — 2, В — 4, Г — 3.
Ответ: 1243.
Задание 11 № 7
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1) у = х2
2) у = х/2
3) у = Öх
4) у = 2/х
Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке.
А | Б | В |
Решение.
Определим вид графика каждой из функций.
1) у = х2 — уравнение параболы, ветви которой направленны вверх.
2) у = х/2 — уравнение прямой.
3) у = Öх — уравнение верхней ветви параболы, направленной вправо.
4) у = 2/х — уравнение гиперболы.
Тем самым найдено соответствие: A — 1, Б — 4, В — 2.
Ответ: 142.
Задание 11 № 8
График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
1) у = х2-х
2) у = - х2-х
3) у = х2+х
4) у = - х2 + х
Решение.
Ветви изображённой на рисунке параболы направленны вверх, а абсцисса вершины отрицательна. Следовательно, данному графику могут соответствовать функции y=x в степени 2 минус x или y=x в степени 2 плюс x. Найдем координаты вершин параболы:
Формула 1: y=x в степени 2 минус x: x_0= минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус дробь, числитель — минус 1, знаменатель — 2 = дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 .
Формула 3: y=x в степени 2 плюс x: x_0= минус дробь, числитель — b, знаменатель — 2a = минус дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 = минус дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 .
Следовательно, графику соответствует вариант под номером 3.
Ответ 3
Задание 11 № 9
На одном из рисунков изображен график функции у = х2-2х+3. Укажите номер этого рисунка.
Решение
Коэффициент, поэтому ветви параболы направлены вверх. Абсцисса вершины параболы равна: -b/2a=1.
Правильный вариант ответа указан под номером 1.
Ответ:1
Задание 11 № 10
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + c. Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов a и c.
ЗНАКИ КОЭФФИЦИЕНТОВ
1) a > 0, c < 0 | 2) a < 0, c > 0 | 3) a > 0, c > 0 | 4) a < 0, c < 0 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение. График функции y=ax в степени 2 плюс c — парабола. Ветви этой параболы направлены вверх, если a больше 0 и вниз, если a меньше 0. Значение c определяет ординату вершины параболы. Если c больше 0, то вершина параболы находится над осью абсцисс, а если меньше нуля, то ниже. Таким образом, получаем, ответ: A — 4, Б — 1, В — 2, Г — 3.
Ответ: 4123.
Задание 11 № 11
На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Установите соответствие между знаками коэффициентов a и c и графиками функций.
Коэффициенты
А) a > 0, c < 0 | Б) a < 0, c > 0 | В) a > 0, c > 0 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение.
Если парабола задана уравнением y=ax в степени 2 плюс bx плюс c, то: при a больше 0, то ветви параболы направлены вверх, а при a меньше 0 — вниз. Значение c соответствует значению функции в точке x = 0. Следовательно, если график пересекает ось ординат выше оси абсцисс, то значение c положительно, если ниже оси абсцисс — отрицательно.
Таким образом, функциям соответствуют следующие графики: А — 1, Б — 3, В — 2.
Ответ: 132.
Заключение
В ходе проектно-исследовательской работы мы изучили литературу о квадратичной функции, ее свойствах. Выяснили влияние коэффициентов квадратного трехчлена на расположение параболы. В результате работы мы убедились, что знание свойств квадратичной функции полезно при решении экзаменационных задач ОГЭ по математике.
Литература и интернет ресурсы
- Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М. Просвещение, 1989г
- Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир М.: М.. «Вентана-Граф», 2018.
- Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: справочные материалы: книга для учащихся. М. Просвещение. 1988г
- Образовательный портал «Сдам ГИА: Решу ОГЭ»