Детская кинезиология, или сказки для ума

Автором исследовательского и творческого проекта в ДОУ на тему "Детская кинезиология, или сказки для ума" была поставлена цель повысить профессиональное мастерство участников мастер-класса в процессе ознакомления педагогов с инновационными методами кинезиологии.
Подробнее о работе:
В представленной методической разработке "Детская кинезиология, или сказки для ума" предложено справочное описание информации о кинезиологии и методик развития мышечной активности у детей дошкольного возраста. Педагог дошкольной организации стремится создать условия для активности участников мастер-класса, продемонстрировать возможности практического применения «умных движений» в развитии речи детей дошкольного возраста.
В рамках темы исследования педагог ДОУ продемонстрировала диссеминацию педагогического опыта, инновационных идей и авторского использования «сказок для ума». Таким образом, предложенные в проекте упражнения можно использовать для проведения с детьми физических упражнений, которые в свою очередь также направлены и на развитие речи.
Оглавление
Введение
1. Мастер-класс «Детская кинезиология, или сказки для ума».
Заключение
Литература
Введение
Цель: Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе ознакомление педагогов с инновационными методами кинезиологии.
Задачи:
- Создать условия для активности участников мастер-класса, продемонстрировать возможности практического применения «умных движений» в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Диссеминация педагогического опыта, инновационных идей и авторского использования «сказок для ума».
Мастер-класс «Детская кинезиология, или сказки для ума»
Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения.
Что такое кинезиология?
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Основная ее идея: Развивающая работа должна быть направленна от движения к мышлению, а не наоборот. Другими словами «Движение-речь-мышление».
Многие кинезиологические комплексы нам хорошо знакомы: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, коррекционные движения тела и пальцев, самомассаж. Многие мы используем на занятиях как физминутки, но очень часто они не имеют системности….
Предлагаю всем выполнить данные упражнения возле своих мест. Следует отметить, что кизенеологические упражнения объединены в комплекс, включающий в себя коррекционные движения тела и пальцев.
Давайте попробуем проиграть упражнение «Ухо-нос». Для этого левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
Сейчас я проговорю потешку, а вы попробуйте выполнять данное упражнение.
Эй, мороз, мороз, Не показывай нам нос. Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой! Упражнение выполняется 8-10 раз. Попробуйте самостоятельно выполнить это упражнение постепенно увеличивая темп, при этом проговаривайте текст.
При выполнении данных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
Следующее упражнение «Дерево». Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево.
А теперь представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. У снеговика есть голова, тело, торчащие в стороны руки и стоит он на крепких ногах. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. А нам необходимо расслабиться.
Сейчас мы с вами делали растяжки: – они нормализуют тонус мышц. Этими упражнениями мы учим детей с гипертонусом расслабляться, а с гипотонусом нормализовать свой мышечный тонус.
Поэтому с нашей точки зрения, эти упражнения эффективны в самом начале занятия, так как ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Теперь попробуем второй вид упражнений: дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.
Предлагаю упражнение «Ветерок». Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Предлагаю участникам подняться через одного, для правильности выполнения. Производим глубокий вдох через нос, а продолжительный выдох через губы трубочкой. Выполняем вместе со мной.
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо, (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю! (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Третий вид - глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
«Бабочка» Упражнение выполняется как за столом, так и сидя на ковре. Предлагаем детям следить глазами по контуру нарисованной бабочки.
Четвертый вид - это упражнения для релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Представленные упражнения можно проводить как индивидуально, так и со всей группой детей.
Обращаю ваше внимание, что разученные с детьми «умные движения», мы при взаимодействии с воспитателями эффективно используем их: как прием при заучивании стихотворений и текстов, физминутками, на физкультурных и музыкальных занятиях, в режиме дня, что приводит к системному использованию данных упражнений.
Таким образом двигательное развитие тесно связано со всеми образовательными областями и побуждает детей к исследованию, экспериментированию собственного тела, импровизации с формами художественного выражения. Помогают в речевом развитии детей.
Предлагаю вам проиграть сказку «Яблонька», используя разученные с вами сейчас упражнения. Приглашаем 5 желающих. (способ организации – стоя).
Готовы: Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю. Семечко поливал дождик, пригревало солнышко и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку. (Какими знакомыми движениями мы можем передать данные слова)Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь).
К яблоньке часто прилетал её дружок – «ветерок» и играл с ней. Какое здесь упражнение можно использовать. Обращаю ваше внимание, что во время обыгрывания текста, дети выполняют две роли: туловище-дерево, голова и шея -ветерок. Попробуем и мы с вами выполнить данное задание.
Стала яблонька большой и на ней появились цветочки. (существует несколько вариантов упражнений «Цветочек»).
К цветочкам прилетели бабочки. (Для выполнения упражнения «Бабочка», мы будем рисовать горизонтальную восьмерку от цветка к цветку. Для этого нужно переместить немного вперед руки)
В конце лета появились яблочки. (Зажать руки в кулаки)
Пришли к яблоньке дети. (“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Мы должны следить за тем, чтобы дети при выполнении этого упражнения высоко поднимали колени и распрямляли кулачки).
И стали рвать сочные и румяные яблочки и складывать их в корзину. (Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать» яблоко. Нагнуться и «положить яблоко» в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками). Попробуйте выполнить данное упражнение самостоятельно.
В данном упражнении мы так же объединяем два комплекса: дыхательное упражнение и растяжку. И не забываем о речи детей.
Заключение
Данную разученную сказку можно легко превратить в театральную постановку, распределив роли между детьми, этот прием можно использовать на любой занимательной деятельности по развитию речи, ознакомлении с художественной литературой и при постановке театральных представлений.
Дети легко переносят заученные сказки с движениями в игровую деятельность, проигрывая их иногда по несколько дней подряд.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Хочется отметить, что кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
«Обучение на основе движения» - это когда любое обучение быстрее, легче и радостнее.
Литература
- Сказки с сайта.
- Обучение на основе движения: методические рекомендации для специалистов образования и родителей/{под ред. А.В. Бояринцевой}.-М.Линка-Пресс, 2019-208с.
- Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во
- ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.