Проект "Программа для скорочтения"
В процессе исследовательской работы по информатике "Программа для скорочтения" учеником 10 класса была поставлена и реализована цель создать программу-тренажер к концу учебного года для быстрой обработки информации и тренировки быстрого чтения. Такая программа необходима в связи с возникшей перед школьниками проблемой получения большого объема информации за минимальный промежуток времени.
Подробнее о проекте:
В процессе написания исследовательской работы по информатике "Программа для скорочтения" были проанализированы и выявлены возможные проблемы при чтении текстов, создан план упражнений и тренировок для решения этих проблем, разработана программа в соответствии с полученными результатами, скорректирована работа программы в соответствии с отзывами пользователей.
В учебном проекте по информатике "Программа для скорочтения" автор собрал и проанализировал информацию о техниках быстрого чтения, которую использовал при проектировании своей программы, позволяющей в ограниченный временной период получать и анализировать большой объем информации. Используя данную программу, можно за короткое время приобрести навык быстрого чтения.
Оглавление
1. Паспорт проекта.
2. Этапы работы над проектом.
3. SWOT – анализ.
4. Возможные эффекты проекта.
5. Введение.
6. Техники быстрого чтения.
7. Структура программы.
8. Пример работы программы.
9. Ресурсы.
Паспорт проекта
Название проекта: «Программа для тренировки скорочтения»
Руководитель проекта: Мохов Дмитрий Васильевич
Тип проекта: информационный
Противоречие: современному человеку необходимо обрабатывать огромное количество информации, однако не все люди располагают возможностями и достаточным количеством времени для этого.
Проблема: получение большого объема информации за минимальный промежуток времени.
Цель: создать программу-тренажер к концу учебного года для быстрой обработки информации и тренировки быстрого чтения.
Задачи проекта:
- Проанализировать и выявить возможные проблемы при чтении текстов
- Создать план упражнений и тренировок для решения этих проблем
- Разработать программу в соответствии с полученными результатами
- Скорректировать работу программы в соответствии с отзывами пользователей
Вопросы проекта:
- Как сделать чтение более простым и непринужденным?
- Какими навыками должен обладать хороший читатель?
- Как развить в себе эти навыки?
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающегося | Временные рамки |
Подготовительный | Определение темы. Формулировка цели, задач, проблемы и противоречия проекта | Согласовать тему и содержание проекта с куратором и формулировка целей, задач, проблем | Сентябрь – Ноябрь 2020 |
Организационный | Сбор информации из различных источников, проектирование структуры программы. | Проанализировать различные источники, составление плана работы, проектирование программы. | Октябрь – Ноябрь 2020 |
Практический | Написание программы, выявление возможных недостатков. Выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе работы над проектом | Написание программы согласно составленной схеме проекта и плану работы. | Ноябрь – Февраль 2020 |
Аналитический | Анализ готовой части проекта, доработка, корректировка работы программы в соответствии с отзывами. | Проведение самоанализа проделанной работы, выявление недоработок, недостатков и устранение их. | Февраль - Март 2020 |
Презентационный | Составление презентации и публичное представление продукта проектной деятельности | Презентация проекта и работы готового программного продукта. |
~Март – Май 2020 (в зависимости от требований) |
SWOT – анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
· Адаптивность программы под уровень каждого пользователя · Хранение результатов и прогресса читателя · Возможность загружать собственные книги · Комбинирование средств для быстрого чтения и набора упражнений · Размещение программы на GitHub |
· Небольшое количество упражнений по сравнению с другими подобными программами · Отсутствие онлайн версии программы · Отсутствие красочного дизайна интерфейса · Отсутствие возможности загружать книги в формате pdf и doc |
Возможности | Угрозы |
· Возможность учитывать индивидуальные потребности пользователей при разработке · Возможность разместить программу на различных хостингах с целью продвижения. |
· Высокая конкуренция среди подобных программ данного типа · Небольшой опыт разработчика |
Возможные эффекты проекта
Социальный | Помощь учащимся в развитии навыков продуктивного быстрого чтения и вовлечение в данную тему. |
Технологический | Использование компьютерных технологий для повышения эффективности и продуктивности обучения. |
Финансовый | Программа бесплатна и в открытом доступе => экономия по сравнении с другими программами данного типа. |
Введение
Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120–180 слов в минуту, по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378). Под скорочтением понимают способность чтения в 3–4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Существуют способы скорочтения, позволяющие достичь и более высоких скоростей, более 1 000 слов в минуту. Скорочтение также играет важную роль в увеличении производительности труда в некоторых отраслях, например, для управленческого персонала.
Считается, что некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.
В основах скорочтения лежат, в частности, исследования французского врача-офтальмолога Эмиля Жаваля. В 1878 году он обнаружил, что глаза совершают короткие движения (скачки) с короткими остановками (фиксации). Во время чтения одной строки глаза останавливаются 3—4 раза, а не на каждом знаке. Исследование показало, что поле зрения человека шире, чем считалось ранее. В 1894 году в печати появились статьи о преимуществах скорочтения. С распространением массового образования интерес усиливался.
Для развития данных навыков создается программа-тренажер, включающая в себя наиболее распространенные и эффективные упражнения, такие как таблица Шульте, бегущая строка др.
Техники быстрого чтения
Упражнения, представленные в программе, помогают достичь и совершенствовать 4 вида (техники) скорочтения:
Скорочтение «по диагонали»
Чтение «по диагонали» – это вид скорочтения, объединяющий несколько техник: чтение «зигзагами», которое практиковал Теодор Рузвельт, чтение страницы целиком, «спринтерская» техника чтения страницы текста одним взглядом. Все эти техники основаны на практике чтения с помощью периферийного зрения.
Однако у этого метода есть и недостатки: по мнению офтальмологов и биологов, чтение периферийным зрением не позволяет правильно распознавать текст и имеет низкие показатели усвояемости. Кроме того, чтение «по диагонали» не подходит людям с болезнями зрения, например людям с близорукостью.
Непрерывное чтение
Практика непрерывного чтения состоит в фиксации чтеца фрагменте текста и быстром переходе к следующему абзацу или предложению. Переходы сменяются небольшой паузой для осмысления информации, по окончании которой процедура фиксации и перехода повторяется.
Недостатком данного метода также является низкое качество восприятия текста.
Подавление субвокализации
Читая книгу или статью в Интернете, человек проговаривает «про себя» текст. Это явление ученые называют субвокализацией, или проговариванием, необходимым для усвоения информации. Техника подавления субвокализации призвана сэкономить уходящее на «проговаривание» время и за счет этого ускорить скорость чтения.
Техника дает хорошее ускорение скорости чтения, но так же как и предыдущие практики, плохо влияет на усвояемость текстов
Действенный способ избавиться от этой привычки — читать быстрее, чем можете произносить в голове. Даже если какие-то слова будут произноситься — скорость чтения увеличится.
RSVP (быстрая последовательная визуальная демонстрация)
Эта техника основана на методе демонстрации информации на дисплее компьютера или смартфона. Метод получил широкое распространение в середине 2010-х благодаря технологии Spritz. Её суть в последовательной демонстрации слов на экране. Читатель может отрегулировать скорость воспроизведения текста и, если чувствует в себе силы, время от времени «ускоряться».
Разработчики spritz-приложений уверяют, что эффект скорочтения достигается за счет того, что в обычных условиях человек тратит слишком много времени на движения глаз во время чтения, а программы дают взгляду сконцентрироваться в одной точке экрана, и читателю остается только внимательно наблюдать смену одних слов другими. Биологи считают, что техника RSVP может ускорить чтение на какое-то время, но вряд ли ускорение составит 70-80%, которое обещают разработчики.
Одна из вариаций spritz-приложения представлена в разработанной программе.
Структура программы
Используемые технологии:
Данный проект был создан на ЯП python, а также с использованием фреймворка PyQt5 для создания дизайна окон и встраиваемой СУБД Sqlite3 для хранения результатов пользователя.
Структура БД
В проекте используется база данных Users, включающая 2 таблицы:
1. User:
a. Login
b. Password
2. Stats:
a. Wm_rating
b. Score
Пример работы программы
1. Меню авторизации
2. Тест скорости чтения
3. Визуализация RSVP
4. Упражнение на внимательность
Ссылка на репозиторий проекта:
https://github.com/Stepan-yandexlyceum/Speed_Reader
Для написания данного проекта были использованы ресурсы сети Интернет.