Проект "Организация финансов в Российской Федерации: Межбюджетные отношения"
В процессе выполнения индивидуальной исследовательской работы по экономике "Организация финансов в Российской Федерации: Межбюджетные отношения" автором была поставлена цель, исследовать межбюджетные отношения как составляющую организации финансов в Российской Федерации, для того чтобы поступить в институт.
Подробнее о работе:
В основе готового исследовательского проекта по экономике "Организация финансов в Российской Федерации: Межбюджетные отношения" лежит изучение, анализ и обобщение справочных сведений о межбюджетных отношениях. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что межбюджетные отношения находятся в непрерывном развитии, вследствие чего нуждаются в дополнительном изучении. Автор стремится повысить уровень своих знаний по этому вопросу, чтобы поступить в университет.
В ученическом проекте по экономике "Организация финансов в Российской Федерации: Межбюджетные отношения" автор дает определение понятия "межбюджетные отношения" и рассматривает историю их становления в Российской Федерации. Проблема организации финансов в нашем государстве является одним из важнейших направлений для развития экономики страны в целом, т.к. от эффективности и целесообразности распределения обязанностей и финансовых ресурсов между бюджетами зависит возможность государства успешно выполнять свои функции. Именно поэтому учащаяся подробно изучила этот вопрос и представила в своем проекте.
Оглавление
Введение
1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: определение и история становления.
2. Классификация межбюджетных отношений.
3. Основные принципы и функции межбюджетных отношений.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Предметной сферой данного исследовательского проекта является экономика. В проекте затрагивается проблема того, что мне не понятна система устройства межбюджетных отношений, а для того чтобы понять, я хочу лучше исследовать этот вопрос, что поможет мне для поступления в экономический институт.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что межбюджетные отношения находятся в непрерывном развитии, вследствие чего нуждаются в дополнительном изучении, помимо этого проблема организации финансов в нашем государстве является одной из важнейших направлений для развития экономики страны в целом, т.к. от эффективности и целесообразности распределения обязанностей и финансовых ресурсов между бюджетами зависит возможность государства успешно выполнять свои функции.
Целью проекта является исследовать межбюджетные отношения как составляющую организации финансов в Российской Федерации, для того чтобы поступить в институт.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
определение сущности и истории развития, принципов и основных функций межбюджетных отношений; рассмотрение классификации межбюджетных отношений;
определение особенностей построения межбюджетных отношений в Российской Федерации;
обозначение системы бюджетного федерализма;
рассмотрение механизмов реализации межбюджетных отношений.
Гипотеза моего проекта заключается в том, что, исследуя систему устройства межбюджетных отношений, я смогу лучше понять специфику их действия и повысить компетентность своих знаний. Организация межбюджетных отношений и финансов в Российской Федерации нуждается в дополнительном изучении и анализе с целью повышения их эффективности и качества управления государственными финансами. А в свою очередь, через повышение эффективности межбюджетных отношений происходит упорядочение бюджетного устройства в Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень и качество жизни каждого ее гражданина.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации: определение и история становления
Без выявления правовой природы и сути межбюджетных отношений невозможно осуществить поиск путей к решению государственно-правовых проблем этих отношений. Рассмотрим историю становления данного понятия.
Изначально межбюджетные отношения определялись как «отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления». Данная формулировка передаёт неполное и неопределенное понятие термина, что предоставляет выбор по-своему трактовать смысл законодательного определения.
Далее межбюджетные отношения обозначены как «взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Несмотря на то, что в новую формулировку межбюджетных отношений внесены определённые коррективы: обозначены причины их возникновения — вопросы регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса — она по-прежнему не отражает сущности этих отношений: можно заметить, что и субъектный состав не изменился, и вопрос, который касается круга участников, является спорным и неоднозначным.
Так, одни считают, что межбюджетные отношения в Российской Федерации включают в себя всех участников по составлению основ бюджетов, их доходов и расходов, по рассмотрению и утверждению бюджетов всех уровней, участников, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль.
Другие, составляющие большинство, рассматривают в качестве субъектов этих отношений органы власти и управления всех уровней. Третьи считают, что межбюджетные отношения — это отношения не только между органами власти различных уровней управления, но, прежде всего, между субъектами государства, его административно–территориальными единицами. Более правильную позицию по данному вопросу занимают М. В. Карасева, Ю. А. Крохина, Н. И. Химичева, А. И. Землин. Например, по мнению М. В. Карасевой, из самого понятия следует, что межбюджетные отношения должны возникать между бюджетами, а значит, между субъектами, являющимися собственниками бюджетных средств.
Это определено тем, что многие права или полномочия, реализуемые в сфере бюджета, являются суверенными, принадлежавшими только государству, а не каким-либо другим субъектам. Исходя из этого Ю. А. Крохина отмечает: «Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким кругом участников — в межбюджетные правоотношения вступают только территориальные субъекты бюджетного права: Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования. Н. И. Химичева, А. И. Землин также считают, что законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими общественно–территориальными образованиями, а не за органами государственной власти или местного самоуправления.
Что касается причин возникновения межбюджетных отношений, нужно заметить, что в научной литературе представлены различные мнения по этому вопросу. Можно выделить как широкий подход, когда в качестве таких причин рассматриваются все те вопросы, с которыми Бюджетный кодекс связывает возникновение бюджетных правоотношений, так и узкий подход, когда в качестве таких причин рассматриваются исключительно вопросы оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Рассматривая узкую трактовку межбюджетных отношений, В. Б. Шуба отмечает, что на самом деле эти отношения не исчерпываются только оказанием финансовой помощи, а их сферой считает распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, а также разграничение на постоянной основе или распределение по временным нормативам регулирующих доходов.
Если принять во внимание тот факт, что в процессе оказания финансовой помощи — распределения доходов между бюджетами различных уровней — решаются, с одной стороны, вопросы формирования доходной части соответствующего бюджета, а с другой — осуществления связанных с этим расходов из бюджета того или иного уровня, то, исходя из этого, можно составить следующее определение: межбюджетные отношения — это складывающиеся в процессе реализации бюджетных полномочий отношения между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов по поводу формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.
Что касается сферы действия межбюджетных отношений, то чёткого ответа нет, но помимо всего, в научной литературе наиболее распространена точка зрения, согласно которой межбюджетные отношения — это отношения, возникающие не только «по вертикали» (между субъектами, находящимися на различных уровнях бюджетной системы), но и «по–горизонтали» (в пределах одного её уровня).
По этому поводу Ю. А. Крохина отмечает, что в условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи, где отграничиваются отношения в бюджетной сфере между государственными, а также между государственными и муниципальными территориальными образованиями, являются преобладающими. По её мнению, именно эти выделенные группы бюджетных правоотношений правомерно называть межбюджетными правоотношениями. Также стоит отметить мнение А. С. Колесова, который считает, что выстраиваемые «по вертикали» межбюджетные отношения являются «основополагающими или точнее градообразующими».
В статье 10 БК РФ структура бюджетной системы определяется как трёхуровневая, но в то же время в ней законодательно предусматривается разделение местных бюджетов на бюджеты ещё двух уровней: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт–Петербурга и бюджеты городских и сельских поселений.
Кодекс закрепил правовые основы взаимодействия местных бюджетов как между собой, так и с бюджетами субъектов РФ, федеральным бюджетом. Таким образом, согласно бюджетному законодательству, взаимоотношения в бюджетной сфере могут выстраиваться как «по вертикали», так и «по горизонтали», но именно выстраиваемые «по вертикали» межбюджетные отношения имеют существенное значение в условиях федеративного государства, являясь градообразующими.
На данный момент помимо последнего — существует еще несколько определений понятия межбюджетных отношений; выделим основные из них.
Межбюджетные отношения:
- финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
- взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
- отношения, возникающие у органов государственной власти и органов местного самоуправления в ходе разграничения доходов, расходов, и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетного перераспределения средств.
Таким образом, мы можем заметить, что все приведённые выше определения имеют одну структуру, но только последнее наиболее выявляет всю суть и дефиницию межбюджетных отношений.
Классификация межбюджетных отношений
Существует множество классификаций межбюджетных отношений. Отметим главные:
I. По субъектам межбюджетных отношений можно определить отношения:
- между Российской Федерацией и субъектами РФ;
- между субъектом РФ и поселениями;
- между субъектом РФ и муниципальными районами;
- между субъектом РФ и городскими округами;
- между муниципальными районами и поселениями;
- между Российской Федерацией и муниципальным образованием города Байконур (в соотвествии с межгосударственным договором с Республикой Казахстан);
- между Российской Федерацией и закрытыми административно–территориальными образованиями (ЗАТО).
II. По формам межбюджетных трансфертов можно выделить отношения по предоставлению а) дотаций на выравнивание; б) субсидий;
в) субвенций. (см. Приложение 1)
III. По направленности движения бюджетных средств выделяются прямые (от вышестоящего к нижестоящему бюджету) и обратные трансферты (от нижестоящего к вышестоящему бюджету).
IV. По порядку движения денежных средств:
1. По времени действия:
а) Постоянныемежбюджетные отношения построены в соответствии с законодательными актами, в которых установлено разграничение видов расходов и доходов между уровнями бюджетной системы на постоянной основе. Разграничение видов доходов производится в соответствии со статусом налогов и сборов: федеральный, региональный и местный. Примером постоянных межбюджетных отношений по порядку движения денежных средств на федеральном уровне могут служить таможенные пошлины и сборы, на региональном уровне — транспортный налог, на местном уровне — налог на имущество физических лиц. В части, касающейся расходов, это финансирование обороны страны (федеральный уровень), на региональном и муниципальном уровнях — оплата работ и услуг в части реализации соответствующих полномочий.
б) Временные межбюджетные отношения ежегодно устанавливаются законами или решениями о бюджете, определяющими нормативы отчислений по уровням бюджетов по конкретным налогам и направлению расходов. Направление расходов в рамках межбюджетных отношений определяется в зависимости от передачи тех или иных расходных полномочий с вышестоящего уровня на нижестоящий уровень бюджетной системы, а также в виде финансовой помощи. Структура средств, передаваемых с одного уровня на другой, ежегодно меняется.
2. По статусу установления
Статус установления межбюджетных отношений определяется по вводящему их документу. В Налоговом кодексе РФ предусматривается порядок установления и отмены налогов и сборов: федеральных, региональных и местных. Региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие законами и решениями соответственно субъектов Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с порядком и пределами, установленными НК РФ. БК РФ определяет основы межбюджетных отношений, устанавливает принципы осуществления этих полномочий.
3. По типу распределения бюджетных средств
а) По вертикали: Эти отношения проявляются в предоставлении межбюджетных трансферт от вышестоящих к нижестоящим бюджетам (дотации, субсидии, субвенции); перечислении налоговых и неналоговых платежей от нижестоящих к вышестоящим бюджетам происходит через счета Федерального Казначейства по кодам бюджетной классификации от разных органов: налоговых, таможенных и др. Федеральное Казначейство распределяет эти деньги по бюджетам разных уровней. Осуществляются при установлении доходов по уровням бюджетной системы, как на долгосрочной, так и на временной основе.
б) По горизонтали: Эти отношения проявляются в предоставлении бюджетом одного уровня бюджетных ссуд аналогичным бюджетам, т.е. предоставляются на временное пользование свободные деньги на платной основе; осуществляются при распределении средств через фонды, образуемые в бюджетах вышестоящего уровня, и направлении их в бюджеты нижестоящего уровня.
4. По целям движения бюджетных средств.
При предоставлении и получении финансовой помощи —выражаются в планировании и поступлении дотаций и субсидий; при предоставлении и получений субвенций — в том, что направление денежных средств носит целевой характер и они предназначаются для выполнения полномочий переданных с другого уровня власти.
Следует упомянуть, что субвенции представляют собой финансовую помощь, так как они являются своеобразной платой за выполнение поручений того уровня власти, который их предоставил. Предоставление и получение бюджетных ссуд и кредитов служат целям устранения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, выдаются и получаются, как правило, на срок не более шести месяцев, являются возвратными. Бюджетные кредиты служат источником погашения дефицита бюджета и предоставляются бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основе.
5. По периодам реализации бюджетного процесса.
По периоду планирования бюджета межбюджетные отношения выражаются в разграничении видов доходов и расходов между уровнями бюджетной системы в законодательных и нормативных актах.
По периоду исполнения бюджета — выражаются в перечислении и получении денежных средств из одного уровня бюджета в другой. При этом перечисления могут быть как запланированными, предусмотренными законом (решением) о бюджете, так и перечисляемыми и получаемыми в ходе исполнения бюджета (средства по взаимным расчетам, бюджетные ссуды).
V. По порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.
а) по этапам реализации бюджетного процесса:
- Планирование;
- Рассмотрение и утверждение бюджета;
- Исполнение бюджета;
- Составление, предоставление и утверждение отчетности по расходованию средств
.
б) по этапам управления бюджетным процессом:
- Мониторинг результативности и эффективности бюджетного процесса;
- Внутренний и внешний аудит;
- Постоянное улучшение бюджетного процесса.
Таким образом, межбюджетные отношения присутствуют на всех этапах бюджетного процесса, начиная с определения требований к порядку движения денежных средств в виде доходов и расходов и заканчивая оперативным управлением тремя уровнями бюджетного процесса на основе управленческих решений исходя из результатов мониторинга, анализа, корректирующих и предупреждающих действий. При этом ключевую роль эти отношения играют в процессе управления, которое переориентировано с управления затратами на управление ресурсами и процессами, с целью повышения их результативности и эффективности.
Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме. В свою очередь, сущность бюджетного федерализма определяется его основными принципами: наличием не менее трех основных уровней бюджетной системы, единством общегосударственных интересов и интересов населения как основы сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам, сочетанием принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе, высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предоставлением им необходимой для этого налоговой инициативы, активным участием субъектов Федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджетные отношения.
Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.
Российский бюджетный федерализм (см. Приложение 2) можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы и, прежде всего, заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.
Основные принципы и функции межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения строятся на основе определённых принципов, которые включены в общий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. К ним относятся:
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Основой данного принципа является конституционный принцип единства экономического пространства. Кроме того, определенное влияние на его содержание оказывает конституционное положение о том, что финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации обеспечивает целостность и определенное единообразие в функционировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип закрепляет само содержание межбюджетных отношений. Он препятствует необоснованной концентрации доходов или расходов бюджетов на каком-либо одном уровне бюджетной системы. Конституционной основой данного принципа является определенная самостоятельность субъектов Федерации и муниципальных образований;
Принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип основан как на определенной самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, так и гарантированности права государственной и муниципальной собственности. Принцип самостоятельности бюджетов реализуется в динамической взаимосвязи с принципом единства бюджетной системы. Однако в отдельных случаях сложно понять, какой из этих принципов должен применяться при разрешении того или иного дела;
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований. Данный принцип основан на положении о том, что субъекты Федерации равноправны. Глубинным основанием рассматриваемого принципа бюджетной системы является принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Принцип равенства бюджетных прав проявляется в существовании единых методик распределения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы;
Сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
Эффективность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности). Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации и др;
Достоверность бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Единство кассы. Данный принцип означает: зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Прозрачность (открытость). Данный принцип означает: обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; обеспечение доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Согласно этим принципам, отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется общий принцип расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также общий порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Таким образом, при соблюдении этих принципов власти максимально выполняют государственные задачи, что в основном положительно сказывается на социально-экономическом развитии страны. Если власти грамотно прогнозируют доходы, и в соответствии с этим ставят задачи только те, которые могут профинансировать, т.е. постоянно сокращают расходы, то в таком случае уже нельзя говорить о государстве, как о социальном, правовом и демократическом.
Основными функциями межбюджетных отношений являются:
Выравниваемая: направление фондообразующей функции, содействие устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями; выравнивание бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны);
Стимулирующая: активизация деятельности региональных органов власти и местного самоуправления в наращивании налогового потенциала, самозарабатывании бюджетных средств, своевременном и полном сборе платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рациональном и эффективном их расходовании;
Фондообразующая: формирование бюджетов на региональном и местном уровне в соответствии с политикой бюджетного выравнивания и социальными стандартами и обязательствами государственных органов власти и местного самоуправления;
Распределительная: распределение и перераспределение стоимости внутреннего валового продукта между различными субъектами межбюджетных отношений в целях сбалансированности бюджетов Российской Федерации различных уровней;
Регулирующая: регулирование формирования бюджетов в соответствии с политикой бюджетного выравнивания и социальными стандартами и обязательствами государственных органов власти и местного самоуправления;
Компенсационная: возмещение бюджетам нижних уровней расходов на финансирование государственных полномочий, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов бюджетов;
Инвестиционная: повышение инвестиционной активности региональных органов власти и местного самоуправления за счёт инвестиционного субсидиарного механизма.
Первые две функции: выравнивающая и стимулирующая - подлежат реализации в сочетании как единый процесс, поэтому, когда выравнивающая функция становится преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных отношений. В России в большей степени преобладает выравнивающая функция, что снижает стимулы территориальных органов власти к наращиванию доходного потенциала и эффективному расходованию бюджетных ресурсов. Фондообразующая и регулирующая функции межбюджетных отношений взаимосвязаны и реализуются в процессе бюджетного регулирования.
Ряд исследователей (А.И. Архипов, В.К. Сенчагов, Л.Н. Павлова, А.М. Бабич, Ю.И. Любимцев, В.М. Родионова, М.В. Рязанцева и др.) рассматривают межбюджетные отношения как систему, компоненты которой находятся в разнообразных перераспределительных отношениях в условиях ограниченности бюджетных услуг в соответствии с достигнутым в стране уровнем потребления.
Таким образом, обобщение идей и мнений, содержащихся в изученных законодательных актах и научной литературе по исследуемой проблеме, а также учёт вышеназванных аспектов по наиболее дискуссионным вопросам и выбранных авторских позиций относительно понятия «межбюджетные отношения» позволили придерживаться следующего мнения: межбюджетные отношения – это комплексная система экономико-правового горизонтального и вертикального взаимодействия публично-правовых образований в лице их уполномоченных органов по поводу формирования, распределения, перераспределения и регулирования бюджетных полномочий и источников их финансирования для максимизации обеспеченности населения территории бюджетными ресурсами.
Заключение
В ходе работы над проектом мне удалось исследовать межбюджетные отношения как составляющую организации финансов в РФ. В результате были определены: сущность и история развития, принципы и основные функции межбюджетных отношений; рассмотрена классификация межбюджетных отношений; определены особенности организации финансов и построения межбюджетных отношений в Российской Федерации; обозначена система бюджетного федерализма; рассмотрены механизмы реализации межбюджетных отношений. Благодаря исследованию системы устройства межбюджетных отношений я стала лучше разбираться в специфике их действия и повысила компетентность своих знаний.
Я сделала вывод, что межбюджетные отношения в РФ нуждаются в дополнительном изучении и анализе, так как происходит их постоянное изменение и развитие с целью повышения эффективности и качества управления государственными финансами.
По моему мнению, для совершенствования межбюджетных отношений и финансов в России необходимо: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
- укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе; создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
- введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;
- обеспечение определенных финансовых преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Скорее всего, процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих направлениях: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации; создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты; создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами; повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. Проведённое мной исследование межбюджетных отношений однозначно пригодится мне в дальнейшем изучении сфер экономики для совершенствования моих знаний, для развития умения конкретизировать информацию и для дальнейшего обучения в институте.
Список используемой литературы
- Бюджетное регулирование на субфедеральном уровне [Книга] / авт. Д.П. Пупенко. - Москва : [б.н.], 2002.
- Формирование и развитие межбюджетных отношений [Книга] / авт. Б. Шуба В.. - Москва : [б.н.], 2004.
- Бюджет и бюджетная система Российской Федерации [Книга] / авт. Годин А. М. Подпорина И. В.. - Москва: [б.н.], 2002.
- Бюджетная система РФ: учебное пособие [Книга] / авт. Д. В. Дементьев В.А. Щербаков. - Москва : КНОКУРС, 2008.
- Бюджетное право и российский федерализм [Книга] / авт. Ю.А. Крохина. - Москва : [б.н.], 2002.
- Бюджетный кодекс РФ [Книга]. - 1998.
- Бюджетный кодекс РФ и развитие бюджетного федерализма [Книга] / авт. В. Карасева М.. - 2002. - Т. Хозяйство и право.
- Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации [Книга] / авт. Р.Г. Сомоев. - СПб : [б.н.], 1999.
- Бюджетный Федерализм: дефиниция и принципы [Книга] / авт. Д.Е. Фадеев. - 2002. - Т. Юридический мир.
- Использование в России совместных налогов для межбюджетного регулирования / Реформирование межбюджетных отношений: опыт Германии и России / авт. А.Г. Игудин / под ред. Н.С. Максимовой, Н.Г. Сычёвой, В.Г. Ермиловой. - 2003 г..
- Кодекс Российской Федерации - 1998 г..
- Концепция межбюджетных отношений в регионе [Книга] / авт. Клисторин В.И. Сепиверстов В.Е., Суслицын С.А.. - 2001. - Т. экономика и социология.
- Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования [Книга] / авт. А.С. Колесов. - 2002. - Т. Финансы.
- Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования [Книга] / авт. О.Г. Бежаев. - Москва : [б.н.], 2001.
- Основы построения бюджетной системы Российской Федерации.
- Правовое положение бюджетов в Российской Федерации на современном этапе / Право и жизнь [Книга] / авт. О. Говорухин. - 2002.
- Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации [Книга] / авт. Г.В. Петрова Т.В. Конюхова, А.В. Горева / под редакцией Г.В. Петровой. - СПб : [б.н.], 2003.
- Принципы бюджетной системы
- Реализация правового статуса субъектов РФ в системе межбюджетных отношений [Книга] / авт. И. Коровин Д.. - Московская область : [б.н.], 2001.
- Редакция Бюджетного кодекса РФ [Книга]. - 2005.
- Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации. Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода (проблемы, пути решения, рекомендации) [Книга] / авт. Татаркин А. И. Пыхова И. А.. - Екатеринбург : [б.н.], 2000.