Индивидуальный проект "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"
В детской исследовательской работе по истории на тему «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков» рассматриваются воспоминания земляков учащейся школы о годах Великой Отечественной войны, участниками или очевидцами которой они были, а также их рассказы о героизме наших людей и подвиге всего советского народа.
Подробнее о работе:
Настоящий учебный проект по истории «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков» - это дань признательности и уважения к ныне живущим ветеранам той страшной войны. Проблемные вопросы, предлагаемые для исследования, позволяют прикоснуться к тем испытаниям, которые выпали на долю всего советского народа
В исследовательской работе учащейся 9 класса рассмотрены воспоминания ветеранов и детей ВОв с целью увековечивания памяти погибших земляков — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Автор, основываясь на собранной информации, создает альбом об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны — родственниках и земляках «Я помню, я горжусь…» и стенд в библиотеке «Наши земляки — Герои Советского Союза».
Оглавление
Введение
1. О ветеранской организации.
2. Детство и война.
3. Воспоминания ветеранов о ВОв.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны.
Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы войны, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы, людей, проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Основные этапы проекта.
- совместная деятельность по подготовке материалов с учителем русского языка Пономаревой Е.А. и школьной библиотеки ;
- изучение литературы и периодической печати;
- выбор методов исследования под руководством учителя истории.
- самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;
- анализ собственных данных, их сопоставление;
Цель работы: исследовать взаимосвязь истории малой Родины с достоянием целой страны; углубить и расширить свои знания о ВОВ на основе судеб своих земляков.
Исходя из целей поставлены следующие задачи:
- Расширить свои знания о ВОВ
- привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края
- из местных газет, энциклопедий узнала о земляках - участниках войны
- встретилась с семьями участников ВОВ
- записала их воспоминания
- изучила литературу по данной теме
- провела опрос среди учащихся школы о наличии знаний, о героях ВОВ
Предмет исследования:История жизни моих земляков - участников ВОВ.
Объект исследования: Мои земляки - участники ВОВ.
Источники исследовательской работы стали:
- Воспоминания семьи Л.Т.Лебедевой
- Воспоминания семьи Е.С.Чернявской
- Воспоминания семьи Мясниковой Л.Н.
- Воспоминания семьи Мановой К.Н.
Новизна исследования: новизна состоит в том, что именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны. Позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир. Результаты работы и выводы: всесторонне изучены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. О вкладе земляков в Победу.
Область практического применения результатов: создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны. Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. И тем значимее для нас, молодого поколения XXI века, живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи.
Меня увлекла данная тема. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, которые живут рядом с нами, об их судьбах, ведь об их жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Я решил узнать от родственников живых свидетелей того времени о жизни советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере своих земляков, познакомить со своими исследованиями учащихся нашей школы. В этом заключается практическое значение моей работы.
О ветеранской организации
Рассказывает Людмила Тимофеевна Лебедева - председатель первичной ветеранской организации.
Работа в организации
Я вам хочу рассказать, почему я оказалась председателем Совета микрорайона. Уже 8 лет я состою в этой должности, и на начало моей работы у нас было 16 участников войны, настоящих фронтовиков и 134 тружеников тыла. Время идет, мы стареем, мы дряхлеем, мы умираем и сейчас у нас осталось 9 участников войны и то не все фронтовики. Здесь есть 3 человека, приравненные к фронтовикам. Есть одна женщина - юная узница концлагерей. Она родилась в 44 году, видимо, в концлагере. А по положению, если ты даже один день провел в концлагере – это уже юный узник. Вот такой микрорайон у нас.
Нашим бабушкам и дедушкам это не важно, они труженики тыла или участники войны, в любом случае это престарелые люди. Совет ветеранов занимается самой разнообразной помощтю этим людям. И если им до поликлиники нужно было добраться на перекладных, я попросила пустить 28 автобус не по кольцу через Гагарина, а через улицу Усти-на-Лабе.
На осуществление этого ушло 3 года. Это было очень удобно и людям, приезжающим в город. Убирают у нас теперь хорошо, чисто стало, красиво , выстроили два новых дома напротив фонтанов, которые вечером загораются, прямо как в Париже. Но вот хлеба у нас купить негде, соли у нас купить негде, луковицу купить негде. Мы за всем едем на «Ополье». И некоторым пожилым людям, уже тяжело ездить так далеко. Так что планов у нашей ветеранской организации много, столько всего нужно сделать, чтобы помочь ветеранам и труженикам тыла.
В этом году был конкурс на лучшую ветеранскую организацию, где мы заняли 1 место. И вот доказательство - диплом. Он далеко не единственный, за годы работы их накопилось немалое количество. Еще есть и личная грамота от всесоюзной организации ветеранов войны и тружеников тыла. Кроме того нас наградили вот этим чайным сервизом, вы сегодня первый раз пьете из этих чашек, чай должен быть очень вкусный. Потому что подаренные чашечки.
Помощь ветеранам требуется самая разнообразная, но сейчас мало кто из них живет поодиночке, поэтому родственники заботятся о них и помогают в быту. А вот ваша помощь может заключаться в том, чтобы непосредственно перед праздником сходить и подарить открытку, пусть даже самодельную и поздравить ветерана. Опустить её в почтовый ящик, потому что людей, которые живут по одному, мы настраиваем, чтобы они никого не пускали.
В нашем микрорайоне жила Евгения Андреевна Малиновская. Она открыла дверь двум незнакомым женщинам и вечером, когда пришла дочка с работы, недосчиталась очень многих вещей. И тогда мы уже стали к ним ходить в субботу, когда есть кто-то дома. В праздничный день лучше всего сходить к ним, когда наши ветераны не по одному. А что вы еще можете? Ведь не будут уборкой заниматься дети. Есть другие службы для этого.
Мы оказываем самую разнообразную помощь, хотя материальной помощи не получаем. Эта работа абсолютно бесплатна, то есть на общественных началах. Мне однажды одна женщина сказала: «Да знаю-знаю я ваши общественные начала, всё равно вы получаете деньги». Я ей отвечаю: «Получаю, к Новому Году 150 рублей, хотите я поделюсь ими с вами?». Да и то потратишь их сразу, как идешь поздравлять пожилого человека, по дороге цветочек купишь.
Детство и война
Наше детство пришлось на очень трудные годы. Мне не было еще десяти лет, как началась война. Я крестьянская дочь, жила в деревне, но, несмотря на то, что радио не было, света не было в деревни в ту пору, а уж о телевидение и говорить нечего (оно вообще появилось у нас после войны), страшное известие о начале войны пришло к нам в то же утро.
И ведь не ждали люди повестку, а сразу женщины пекли лепешки, сушили и укладывали их в рюкзаки или просто в мешки и собирали своих мужей на войну. Нашего папу призвали несколько попозднее - я очень хорошо это помню -и вот почему: во-первых, у нас было пятеро маленьких детей маленьких, во-вторых, мой папа учувствовал в первой войне, он был в возрасте и он имел или контузию или ранение, но они никогда никому не жаловались, пахали, косили урожай убирали государству сдавали вот такая была жизнь.
До войны наша семья было материальна, обеспечена, потому что родители мои были очень трудолюбивые в колхозе. На трудодни давали очень много. Помню мама сказала: «Дети, мы, наверное, если уж война не так долго пробудет, ее переживем: у нас 16 пудов крупы гречневой и ядрицы и целый чан соли». Вот такие были запасы. И действительно, нам почти на всю войну хватило соли, мыла, ниток.
Но случилось, так что наша мам заболела, и некому было работать в колхозе. Помню такой момент: пришел председатель колхоза и сказал: «Николаевна, ведь ты не выполнишь 360 трудодней (это была норма). Придется у тебя отрезать усадьбу по угол дома, корову в стадо не выпускать и покосу не давать». А это смерть. Мне было 13 лет , и я решила бросить школу и работать. Это было где-то то в апреле, когда начинаются полевые работы.
Меня в 4 часа сажали на плуг, и я плуговила. Тогда плуги были другие, а самое главное, не было бензина, и газогенераторные трактора появились: они работали на деревянных чурках, которые пилили, сушили (их хорошо сушили потому что если плохо высушишь это вредительство, а за вредительство давали срок, этого нельзя было делать) на печке.
А трактористом был дядя Ваня, он маме вечером скажет: «Николаевна, спит ведь девчонка на плуге, боюсь, запашу». Там руль такой был круглый, вот я крутила, когда поглубже когда помельче надо, а было семь корпусов, это было очень тяжело. Я даже когда вспоминаю, не верю, что я это делала. Сморю на руки, а они мужские видимо девочкам тяжелой работой заниматься нельзя.
Я не ходила в школу. Занятия тогда шли не с 1 сентября, а с 1 октября, и дети до этого времени копали картошку, собирали колоски. Все дети все работали, а 1 октября шли учиться. В школу я ходила за 5 километров. Мы ведь не видели ни конфет, ни сладкого: нам только дадут картошечку да четвертиночку молока - вот тогда перекусишь на большой перемене. Но я работала, и мне за рабочий день записывали полтора трудодня.
Где-то в середине октября у нас уже был выработан была классный руководитель - Клавдия Петровна Пыжова. Она пришла к нам в деревню звать меня в школу, но я боялась, что меня уже – как тогда говорили – выгнали из школы. Но нет, на педсовете решили перевести в 6 класс. И в конце октября, я пришла в 6 класс.
Вот почему я стала тружеником труда: так как выработала 6 месяцем подряд, и мне было выдано удостоверение ветерана войны. Позднее в нашу школу пришли 3 молодые учительницы: Людмила Николаевна преподавала немецкий язык, Анна Григорьевна - литературу и Елизавета Михайловна - математику. Такие красивые, умные, хорошо одетые, а мы-то все время водной одежке ходили. Анна Григорьевна, будь то русский, то литература в конце урока оставляла хоть пять минуточек и обязательно читала нам какое-нибудь стихотворение.
Крик роняют журавли бабьим летом.
Журавли, в сентябре не кричите,
Вдов солдатских на заре не будите
Пусть они еще поспят, дозарюют,
Хоть во сне своих солдат доцелуют.
Пусть забудут, что весна не вернется,
Паутиной седина в косы вьется.
А любовь они хранят, в сердце прячут,
Только песни не молчат, песни плачут.
А любовь они хранят в сердце свято,
Что закрыты двери хат, знают сваты,
Но и как же их судьбой не гордиться?
Нам бы верности у них поучиться…
У меня даже папиной фотографии нет. Мамина фотография есть вместе с ее двумя сестрами. Мама моя была бухгалтером на заводе, а кончала она церковноприходскую школу и всё: больше негде было учиться в деревне.
На старых газетах тех времен видите этих людей на обложке?
Об этих великих людях можно сказать многое: это портреты молодогвардейцев , которые погибли в штольне. Их спустили в шахту, и живыми засыпали. Им было кому 16, кому 18. Вы помните их имена :это Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. Мой папа погиб в Краснодаре то есть там где были замучены эти отважные молодогвардейцы, а сейчас молодежь, которая проклинает и ругает «москалей» сами с собой воюют. Ребята, никогда не допускайте, чтобы вы были в войне со своим народом. Наш народ многое вынес, и, как правильно говорит наш президент Владимир Владимирович Путин, никогда не удастся поработить русский народ, потому что мы патриоты .
Мы-то думали, что в 1945 году с Японией и Германией была заключена безоговорочная капитуляция. Была закончена Великая Отечественная война. Все думали, что вдов в России больше не будет. Но нет… Афганская война, первая и вторая чеченская война, зачем они нам нужны были, сколько жизней солдат они унесли, сколько женщин остались вдовами, очень много жертв была при Чернобыльской АЭС. Журавли продолжают кричать и кричать тревогу. Кто это может прекратить? Наверное, уже ваше поколение. Да Бог, чтобы на вашу долю не выпало таких испытаний и чтобы вы были способны их предотвратить.
Манова Клавдия Никифоровна
Наша страна готовится отметить великий праздник -70-летие победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым годом все меньше остается тех, кто защищал нас не только на фронте, но и в тылу. Когда мужчины ушли воевать, их заменили женщины и дети. В нашем микрорайоне проживают те, кто своим каждодневным трудом приближал победу. В доме номер 1 по улице Большая Нижегородская проживала семья Мановых.
Манову Виктору Васильевичу в 1941 году исполнилось 18 лет, и он сразу попал на фронт. В звании старшего лейтенанта он командовал разведротой, принимал участие в освобождении городов: Смоленска, Могилев, Данциг, Штедтин, Темплин. Имеет тяжелое ранение. Награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью за отвагу и орденом Ленина.
Его жена – Манова Клавдия Никифоровна – удостоена звания Участник Великой Отечественной войны.
- Сколько Вам было лет, когда началась война?
- Когда началась война, мне было 10 лет. Я ходила в школу. Нас стали угонять в колхоз, и заставляли месить гляну: надевали нам бахилы, потом лапти, и мы начинали работать. Еще работали на уборке хлеба. Мужчин не было. А мы – все еще молоденькие – ездили на лошадях и возили зерно. Помогали: это зерно отдавали государству. Во время войны нам запрещено было включать свет - и света ни у кого не было. Хотя были лампы, никто не зажигал. Нас в деревне предупредили, чтобы окна были замаскированы, когда летят самолеты. Знали, что война – есть война.
- Как Вы встретили День Победы?
- Это было 9 мая, и у нас пахали огород: 9 женщин тянули плуг, десятая – за плугом. Почтальонка шла и сообщила, что кончилась война. И все кричат: «Война кончилась!». Я услышала и забежала в огород в нашим. Мой брат погиб в 1943 году, и там пахала его жена. И она, как пахала, плуг бросила и давай землю грызть: «все погибли, а его живого нет!»
- Что Вы чувствовали в этот момент?
- Я бежала домой. Сказать своим – они ведь еще не знают. Конечно, для всех это радость была. И во время войны, и после, конечно, было трудно. Я такого не пожелаю никому. Мы еще жили - не видели голода, потому что у нас был участок, 40 соток земли, у нас была корова. Все было свое: картошка, молоко. А некоторые, которые жили в городе. Были голодные. Они приходили к нам и меняли все. Мы так не нуждались: у нас и соль была, и спички. В деревнях во время войны еще можно было прожить, а в городе было невозможно. Мы ничего хорошего не видели.
Победа в Великой Отечественной войне – это подвиг и слава нашего народа. Мы должны уважать наших ветеранов и помнить, что герои находятся среди нас. Должны беречь память о великом подвиге наших предков. Только то поколение достойно восхищения, которое знает историю свое прошлое.
Мясникова Людмила Николаевна
Мясникова Людмила Николаевна родилась в 1922 году в г.Владимире. В 1937 окончила 7 классов 14 школы города Владимира, в 1939 году - фельдшерско-акушерскую школу, так как ее отец был электриком и настоял на том, чтобы дочь шла учиться медицине. В сентябре 1939 года Людмила Николаевна начала работать в первой советской больнице – вплоть до 22 июня 1941 года.
22 июня они приняли присягу, выдали форму, а уже в августе 1941 во Владимир привезли первых раненых. Из школ и других зданий готовили госпитали. Был сформирован эвакогоспиталь, где был свой состав, своя кухня, железные кровати собирались и перевозились, свои три лошади тоже перемещались вместе в эшелоном. Жили в товарных вагонах, а командиром был начальник госпиталя строгий майор Коробко. От госпиталя послали 60 человек, а в бригаде их всю войну было четверо. С 1943 года отправили на линию фронта и демобилизовали только в 1945.
Людмила Николаевна вспоминает:
«Как только прибывал поезд эвакопоезда на место, там все принимались за подготовку помещения под госпиталь. Это были разные помещения в разных городах. А как только госпиталь был готов, начинали принимать раненых в фронта».
Осенью 1943 где-то между Москвой и Орлом на ст.Леозново «…высадили всех в лесу. Далее пути не было все было разбомблено, от поезда поехали на лошадях в глубину леса. От линии фронта было по 5-10 км». Вот тут и началась серьезная работа по подготовке помещений под госпиталь. Делали землянки:
«Лес был сосновый, значит, земля - песок, когда копали землянки, земля постоянно осыпалась, но ее укрепляли досками и дранкой. Дранку делали сами из досок и копали землянки тоже сами».
Им помогала команда из выздоравливающих военных, которые их охраняли, рубили лес.
«В землянках жилы вчетвером и спали по двое на одной железной кровати, поэтому старались смены выбирали разные, но были периоды, когда работали без выходных. Тогда перебинтовывали так, что даже уже мозг не понимал, это рука или нога, это день или ночь. Бывало, идешь к землянке, присядешь у дерева, а тепло, так и вздремнешь. Потом встрепенешься и опять идешь работать». В июне было большое наступление и работать приходилось вообще без сна.
«Самое страшное это бомбежки с самолетов». Также немцы во время войны разбрасывали агитационные листовки: «…на бумажках было написано пропуск по-русски, для перехода на их сторону. Конечно, так сразу начинали работать особисты…»
Постоянно по очереди сдавали кровь для раненых: «…там давали паек, сахар масло сало хлеб и перед сдачей крови был хороший обед».
Потом поезд поехал дальше повезли в Кенигсберг, но там не были, а повернули в Каунас.
«С утра началась такая стрельба, что было непонятно, что происходит, потом только дежурный, охраняющий солдат, крикнул: «Девчонки, это конец войны, ПОБЕДА!!!»
Однако приходилось оказывать помощь не только русским солдатам, но и военнопленным. Людмила Николаевна не говорила по-немецки, но знаками давал понять, что нужно сделать.
«Так как раненых было много, мы там еще были до октября 1945 года, а потом тех, кто был на войне с первого дня войны, демобилизовали. 15 октября 1945 года мне повар в день рождения подарил батон белого хлеба».
После войны Людмила Николаевна работа в больнице города Владимира в неврологическом отделении с февраля 1946 года по октябрь 1986 год старшей медицинской сестрой.
Чернявская Елена Сергеевна вспоминает
Война – слово, которое миллионы людей вспоминают со слезами на глазах. Война – слово, которое сломало тысячи судеб, погубило множество жизней, сожгло сотни городов и сёл, уничтожило долгие годы и вписало вечные даты в мировую историю.
Война застала врасплох и мою бабушку – Елену Сидоровну Чернявскую. Солдат отправили на фронт, а её, восемнадцатилетнюю девушку - рыть окопы. Она, как и её одноклассницы, босая, шла пешком 250 км до села Крапоткино. Жили у местных жителей. Условия были ужасны: отсутствовала вода, сменная одежда, кровати, кормили плохо.
После долгих трудовых месяцев наступила зима. Морозы стояли 40-42 градуса по Цельсию. Каждое утро бабушка шла 80 км туда и обратно, чтобы очистить окопы от снега. Когда с неба летели бомбы, падали в сугробы.
В марте 1942 года бабушка вернулась на родину. В это время из Краснодарского края пришли фашисты и захватили Майкоп. К ней подселили немца Лео. Он строил дороги и мосты. Именно Лео, как рассказывает бабушка, помог им выжить. Он приносил еду, одежду, укрывал в подвале от бомб, скидываемых русскими, дабы убить фашистов. Фосфорные бомбы сожгли полгорода. В 1942 году на реке Белой состоялось главное сражение, после которого русские почти вытеснили немцев.
В 1943 году фашисты покинули Майкоп. Начались тяжелые времена, еды почти не было. Спали 3 ночи под лавками, чтобы получить хлеб. 9 мая 1945 года бабушка услышала те заветные слова, которые вызвали волну ликования у всей страны: «Кончилась война!». Может быть, война и кончилась, но в сердце моей бабушки она оставила вечный отпечаток. Она очень часто вспоминает те пережитые ею события и с упоением рассказывает их снова и снова.
Я помню о тех людях, которые замерзали в окопах, умирали в фашистском плену, погибали от голода, проливали кровь от вражеского оружия и отдавали свои жизни за нашу святую землю.
Вся ваша грудь сияет орденами,
Геройски вы прошли сквозь дым войны
Пусть голова уже давно седая, но мыслью и духом Вы сильны,
Так пусть не сломят вас невзгоды жизни,
Здоровья счастья вам на долгий век.
Благополучия от всей души желаю,
Любимый ветеран…!
Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне — ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.
На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого недостаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Заключение
Исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об участниках Великой Отечественной войне, тружениках тыла, об их вкладе в победу над немецкими захватчиками, систематизировать собранный материал, пополнить школьный краеведческий уголок. Данная работа отражает жизнь земляков на примере конкретных людей, развивает интерес к истории города; воспитывает уважение к труженикам района, чувство гордости за свою малую родину.
Можно сказать, что пример наших старших товарищей повлияли на выбор жизненного пути. Самое главное, все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Это главное, что я хотела показать в своей работе.
По результатам исследовательской работы оформлена брошюра с воспоминаниями ветеранов нашего микрорайона. На классном часе, посвященном трудовым и военным подвигам советского народа в Великой Отечественной войне, я познакомила своих одноклассников с итогами работы.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их- значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит
Вот почему посмертно они живы!
Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты, офицеры, рабочие и колхозники, дети и взрослые.
Список использованной литературы
- Воспоминания семьи Л.Т.Лебедевой
- Воспоминания семьи Е.С.Чернявской
- Воспоминания семьи Мясниковой Л.Н.
- Солдаты Победы 1941-1945.
- Школьные материалы.
- Архивные данные.
- Воспоминания семьи Мановой К.Н.