Проект "Безопасность в интернете"

В процессе исследовательской работы по информатике "Безопасность в интернете" учеником 9 класса была поставлена и реализована цель, определить, как защитить ребёнка от вирусов, нежелательного контента в интернете и научить ребёнка с ним обращаться. В работе предложены действенные способы обеспечения безопасности детей в Интернете.
Подробнее о проекте:
В процессе написания исследовательской работы по информатике "Безопасность в интернете" учащийся 9 класса изучает скрытые и открытые угрозы интернета, анализирует классификацию интернет-угроз, выделяет способы защиты от интернет-угроз. В своем проекте ученик представил материал о том, что должны знать дети и родители, чтобы интернет стал безопасным; предложил меры, которые нужно принять для обеспечения безопасного интернета при работе детей за компьютером в школе и дома.
В учебном проекте по информатике "Безопасность в интернете" автор представил справочный материал о правилах использования сети Интернет детьми и родителями, а также указал критерии безопасности работы в сети интернет, на которые стоит обращать внимание, чтобы избежать воздействия на детей интернет-угроз.
Оглавление
Введение
1. Проблема безопасности сети Интернет для детей.
2. Классификация интернет–угроз.
3. Способы защиты сети Интернет.
4. Рекомендации для детей и родителей.
4.1 Правила пользования сетью Интернет для родителей.
4.2. Рекомендации для родителей
4.3. Правила использования Интернет.
Заключение
Список используемых источников информации.
Введение
Как-то раз я смотрел новости и услышал, что хакеры опять что-то взломали. Я задумался: ”А насколько действительно безопасен интернет?” Вопрос заключался даже не столько во всяких вредоносных программах, сколько в безопасности интернета для подрастающего поколения. Как он повлияет на психику ребёнка, если дать ему бесконтрольный доступ к компьютеру и телефону? Многие родители покупают ещё незрелым детям телефон и никак не контролируют его использование, по сути перекладывая воспитание ребёнка с себя на интернет.
Вероятнее всего такие действия повлекут к негативным последствиям, ведь на самом деле интернет это на данный момент достаточно свободная площадка, на которой ребёнок может увидеть просто огромное количество нежелательного контента. Говоря дети, я подразумеваю возраст до 12 лет, когда у ребёнка нет абсолютно никаких фильтров и он впитывает в себя любую информацию как губка.
Актуальность темы. Вопрос о безопасности встает на первое место. Безопасность использования интернета и информационных и коммуникационных технологий одна из актуальнейших и важнейших тем современности.
Объектом исследования является выявление способов защиты от интернет угроз.
Предметом исследования является безопасная деятельность в интернете и способы защиты от интернет - угроз.
Цель работы: Определить как защитить ребёнка от вирусов, нежелательного контента в интернете и научить ребёнка с ним обращаться.
Гипотеза: при условии выполнения минимальных рекомендаций по сохранению безопасности в интернете можно будет избежать возникновения последствий в виде вирусов и нарушений психики
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
- изучить скрытые и открытые угрозы интернета;
- проанализировать классификацию интернет - угроз
- выделить способы защиты от интернет угроз;
- подготовить материал о том, что должны знать дети, родители, чтобы интернет стал безопасным;
- меры безопасного интернета при работе детей за компьютером в школе и дома.
Основными методами исследования являются:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- отбор информации;
- анализ;
- обобщение;
- описание.
Проблема безопасности сети Интернет для детей
Сегодня трудно представить себе жизнь без компьютера. В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Стремительное развитие и распространение информационных технологий приводит к тому, что постоянно увеличивается число детей, которые используют компьютер в школе, на уроках информатики и для подготовки домашних заданий, а также проводят за ним часть своего свободного времени.
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а также получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно - образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно - образовательных ресурсов.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный материал. Терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры материала, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.
1 сентября 2012 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Он направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности.
Как ожидалось, закон должен был способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.
Бесконтрольное распространение нежелательной информации противоречит целям образования и воспитания молодежи. Однако, полностью отказываться от благ информационных технологий бессмысленно.
Классификация интернет–угроз
Контентные риски.
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент.
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контент.
В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены: материалы сексуального характера с участием детей и подростков, порнографический контент, описания насилия, в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.
Электронная безопасность.
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн - мошенничество и спам.
Вредоносные программы.
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы - шпионы, нежелательное рекламное ПО и различные формы вредоносных кодов.
Спам.
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет - трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество.
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким - либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль.
Коммуникационные риски.
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет - пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Рекламные программы.
Рекламные программы - нежелательное программное обеспечение, содержащее рекламу. Рекламные программы поставляется в сочетании с программными продуктами, как правило, бесплатными или условно-бесплатными. В дальнейшем, при использовании программного продукта пользователю принудительно показывается реклама, которая может содержать нежелательную информацию.
Кроме того бесконтрольно всплывающие рекламные окна раздражают и, в некоторых случаях, снижают производительность системы. Также, рекламные системы могут собирать конфиденциальную информацию о компьютере и пользователе, такую как IP-адрес компьютера, список часто посещаемых пользователем сайтов, поисковые запросы, прочие данные, которые можно использовать при проведении последующих рекламных кампаний.
Вредоносное программы.
Вредоносные программы (вирусы) - любое программное обеспечение, специально созданное для причинения ущерба отдельному компьютеру или компьютерной сети. Вредоносные программы устанавливаются без Вашего разрешения и влияют на работу Вашего компьютера. Наиболее распространенными видами вредоносных программ являются компьютерные вирусы, которые чаще всего, проникают на компьютер через Интернет или по электронной почте.
Шпионские программы.
Шпионская программа – это несанкционированно установленный программный продукт, целью которого является скрытое отслеживание поведения пользователя в сети. Также, подобные программы используются для сбора различных типов личной информации, например привычка пользования Интернетом и посещаемые сайты.
Мошенничество.
Интернет-мошенничество-вид мошенничества с использованием Интернета. Оно может включать в себя сокрытие информации или предоставление неверной информации с целью вымогательства у жертв денег, имущества и наследства. Интернет-мошенничество не считается отдельным преступлением, а включает ряд незаконных действий, совершаемых в киберпространстве. Однако оно отличается от кражи, поскольку в этом случае жертва добровольно и сознательно предоставляет преступнику информацию, деньги или имущество.
Еще одна опасность, подстерегающая в Интернете-это интернет-зависимость.
Признаки Интернет- зависимости:
- Навязчивые бесконечные путешествия по Всемирной паутине.
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки.
- Избыточность знакомых и друзей в Сети.
- Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми.
- Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда «больной» может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
Способы защиты сети Интернет
Программы фильтры
Можно установить специальные программы-фильтры на компьютер, которые будут совершать:
- ограничение по суммарному времени работы;
- поддержку перерывов в работе;
- поддержку разрешенных интервалов работы;
- возможность запрета интернета
- возможность запрета игр/программ.
Правила пользования Интернетом для родителей
Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет.
Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем имени, возрасте, номере телефона, номере школы или домашнем адресе, и т.д. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Научите ребенка использовать прозвища (ники) при общении через Интернет: анонимность - отличный способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка на веб-страницах или публичных форумах.
Оградите ребенка от ненадлежащего контента.
Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях от неизвестных источников, открывать различные вложения. Такие ссылки могут вести на нежелательные сайты, или содержать вирусы, которые заразят Ваш компьютер. Удаляйте с Вашего компьютера следы информации, которую нежелательно обнаружить Вашему ребенку.
Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого человека.
Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг Вашего ребенка по чату в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
Рекомендации для родителей
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
- Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
- Составьте список правил работы детей в Интернет и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действовать всегда и без оговорок.
- Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
- Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.
- Объясните своему ребенку, что как и в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
- Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;
- Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
- Объясните, что далеко не все, что можно увидеть в Интернете – правда. При сомнениях, пусть лучше уточнит у вас.
- Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате.
- Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети.
- Используйте современные программы, которые предоставляют возможность фильтрации содержимого сайтов, контролировать места посещения и деятельность там
.
Правила пользования Интернета
Всегда спрашивай родителей, взрослых о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Нежелательно размещать персональную информацию в интернете. Персональная информация — это ваше имя, фамилия, возраст, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и адрес школы, в которой Вы учитесь.
Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!
Пользуйтесь браузерами Яндекс, Opera, Google Chrome и Safari!
Контролируйте работу за компьютером. Неограниченное использование компьютера может привести к физическим (глазным, гиподинамия, остеохондроз) и психологическим заболеваниям (Интернет-зависимость). Через каждые 20 минут работы выполни зарядку для глаз.
Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми познакомились в Интернете.
Не используйте в качестве паролей набор цифр: 1234, дату вашего рождения и т.п. «Легкие» пароли быстро взламываются, и Вы можете стать жертвой злоумышленников. Не передавайте свой пароль посторонним лицам.
Используйте на компьютерах лицензионное программное обеспечение, антивирусные программы и своевременное обновляйте их, для того что бы защитить компьютер от вирусов и вредоносных программ. Обновление необходимо для пресечения проникновения новых вредоносных программ на Ваш компьютер.
Заключение
Интернет может быть очень опасным, но в тоже время, нельзя не упомянуть о том, что Интернет сегодня является необходимостью. И здесь, как и в реальной жизни, всё зависит от самого человека. Если у него есть чувство меры в «отношениях с Интернетом» и не возникает нездоровая Интернет-зависимость, то такое достижение человечества, как Интернет вполне достойно всяческого уважения.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.