Проект "Экскурсия по английским залам Эрмитажа (298-301)"
В процессе проведения индивидуальной исследовательской работы на тему «Экскурсия по английским залам Эрмитажа (298-301)» автор изучил экспозиции, привезенные из Англии в Эрмитаж, и подготовил виртуальную экскурсию по английским комнатам Эрмитажа, чтобы познакомить всех учащихся с этой выставкой.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по иностранному языку «Экскурсия по английским залам Эрмитажа (298-301)» автор представляет свой маршрут экскурсии, а также дает изложение истории исследуемой коллекции. Для большего погружения учащаяся 10 класса подобрала иллюстративный ряд, чтобы можно было хорошо и в деталях рассмотреть комнату, экспонаты. Текст экскурсии является простым и доступным, что позволяет легко усвоить материал.
В ученическом проекте по английскому языку на тему «Экскурсия по английским залам Эрмитажа (298-301)» ученица 10 класса составила виртуальную экскурсию по Эрмитажу, которая позволит учащимся, интересующимся историей Англии или желающим узнать о ней больше, познакомиться с английской коллекцией Эрмитажа. Экскурсия должна побудить учащихся к углублению знаний в рамках изучения предмета школьного курса «английский язык», заинтересовать объемом и содержанием самой коллекции, вызвать эмоциональный отклик на увиденное.
Оглавление
Введение
1. Экскурсия по английским залам Эрмитажа.
2. Занимательная тетрадь (задания).
Заключение
Литература
Введение
При выборе темы и содержания проекта ведущим её элементом является актуальность.
Актуальность данной работы заключается в том, что люди всегда интересовались историей и искусством как своей страны, так и зарубежных стран. Эти науки носят социальный характер, так как отвечают многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Также проект будет актуален учащимся школ с углубленным изучением английского языка, так как в этих школах дети, изучая английский язык с 1ого класса, должны не только владеть языком, но и знать историю этой страны, актуальность работы сложно переоценить особенно в обстановке пандемии, когда сложно, а иногда и невозможно посетить музей, также работа будет выставлена на платформе YOUTUBE, что даст возможность ученикам других городов увидеть английскую коллекцию.
Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению и сохранению культурного наследия, поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музеи – хранилище ценных, старинных, важных вещей, которые влияют на духовное развитие людей. Английская коллекция Эрмитажа ценна как для России, так и для Англии, ведь экспонаты, привезенные из Англии, находятся в России, и в этой коллекции хранится история взаимоотношений этих двух стран.
Цель проекта: создать виртуальную экскурсию по английской коллекции Эрмитажа для учащихся
Задачи:
- Создать маршрут экскурсии
- Изучить историю коллекции
- Подобрать иллюстративный ряд, чтобы можно было хорошо и в деталях рассмотреть комнату, экспонаты
- Составить текст экскурсии
- Оформить экскурсию
- Подготовить место, где будет возможно посмотреть экскурсию
- Подготовить презентацию экскурсии
Этапы работы
Подготовительный
- Сообщение куратору о цели, задумках, вариантов выполнения работы
- Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде экскурсии
Основной
- Разработка экскурсии
- Составление плана, маршрута экскурсии
- Поиск подходящих фотографий и видео
- Изучение истории коллекции
- Разбор подобранного материала вместе с куратором
- Изготовление экскурсии
- Проверка экскурсии
- Практический
- Пробные экскурсии
- Корректировка, исправление экскурсии
- Оценка слушателей
- Создания заданий для учеников, закрепляющих полученные в ходе экскурсии знания.
Экскурсия по английским залам Эрмитажа
Рождение Петербурга стало символом переломных событий русской истории. Город, основанный Петром I, стал для огромной страны «окном в Европу», а для западных стран – широкой дверью в Россию. Петр и сегодня остается лидером поступательного движения России в культурном развитии. Сегодня наша экскурсия посвящена английской коллекции. Небольшая, но ценная коллекция Эрмитажа позволяет проследить основные линии развития английского изобразительного искусства, расцвет которого падает на XVII век. Экскурсия рассчитана на 45 минут.
Коллекция размещается в четырех залах - 298-301. Я вас приглашаю в зал 298. Прошу пройти за мной. Давайте сделаем небольшую остановку и прежде чем мы познакомимся с экспонатами, находящимися здесь, я хочу сказать несколько слов о истории формирования этой коллекции. Коллекция небольшая – около 450 картин, но весьма интересная.
Представлены художники XVII века: Томас Гейнсборо, Джошуа Рейнольдс, Джордж Ромни, Джордж Морленд, Джозеф Райт из Дерби и многие другие, прекрасная коллекция английского художественного серебра ХVII-XVIII века, шпалера «Чудесный улов рыбы», вытканной по картону Рафаэля, шпалера «Поклонение волхвов», исполненная по рисунку Эдуарда Берн-Джонса, собрание английской керамики тесно связанная с именем Джозайи Веджвуда, уникальный фаянсовый сервиз «Зеленая лягушка», изготовленный на фабрике Дж.Веджвуда, серебряная лохань-холодильник работы Чарльза Кендлера I.
Ядро данного собрания — знаменитая коллекция сэра Роберта Уолпола. Положение Джорджа Уолпола, внучатого племянника Роберта, через 40 лет после строительства Хоутон-Холла (поместье Уолполов) стало настолько сложным, что ему пришлось продать коллекцию деда. Екатерина Великая купила у его беспутного внука-наследника за ничтожную сумму — 40 000 фунтов стерлингов. Так она отомстила за то, что когда-то Роберт Уолпол назвал её «философствующим тираном».
Чтобы подчеркнуть месть, представитель императрицы оставил ее портрет, где она стоит спиной к зрителям и который она любезно подарила внуку Роберта после приобретения собрания, на опустевших стенах родового замка Уолпола. Продажа этой коллекция считается в Великобритании крупнейшей культурной потерей, в России же эти картины стали не только основой крупнейшего музейного собрания страны, но и одной из основ крепнущей государственности.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на центр зала, где расположена серебряная лохань для охлаждения вина. Это уникальное произведение, равного которому нет ни в одном музее мира, выполнено Чарльзом Кендлером I.
Работа над лоханью-холодильником длилась около четырех лет, что и неудивительно, принимая во внимание богатый декор изделия, замысловатые рельефы, скульптуры, которыми украшены ручки произведения. Впечатляют и размеры чаши: ее длина составляет 1м 69 см, высота – 98 см, ее вес – 220 кг. После нашей экскурсии воспользуйтесь свободным временем и рассмотрите чашу и ее изысканные детали.
А сейчас я прошу вас вместе со мной подойти к портрету Абрахама ван дер Дорта. Этот портрет кисти Уильяма Досона является одним из интереснейших произведений английской живописи в коллекции Государственного Эрмитажа. Добсон был первым английским художником среди иностранных мастеров, работавших в то время в Англии.
Примечательна и личность Абрахама ван дер Дорта, который был хранителем картин и редкостей короля Карла I, казненного Оливером Кронвелем. Ван дер Дорт был автором первого каталога королевской коллекции. Портрет был написан незадолго до его самоубийства, причиной которого была невозможность вовремя найти востребованную королем миниатюру.
Мы видим, что лицо на портрете выражает смятение, тревогу, изображение динамично благодаря контрасту между темным фоном и выступающим из мрака лицом. Автор творчески воспринял влияние искусства Ван Дейка, которого почти никто не избежал.
Пройдемте немного вперед – я хочу познакомить вас с творчеством английского художника Годфри Неллера. Хотя ему и не удалось избежать влияния традиций парадного портрета Ван Дейка, он более индивидуален. Его творчество представлено портретом скульптора Гриллинга Гибсона, самого значительного из английских скульпторов, и портретом английского философа Джона Локка, у изображения которого я предлагаю вам задержаться.
Портреты научной и художественной элиты Англии подчеркнули саму сильную сторону творчества Неллера, замечательного портретиста конца XVII века. Джон Локк, крупнейший английский философ, изображен в последний период своей жизни, когда он отошел от света и, живя в поместье своих друзей, общался с узким кругом своих близких. Портрет лишен парадности, преобладают темные тона, Локк одет в скромный домашний костюм, но несмотря на это, портрет полон значительности. Художнику удалось передать мимику, глубину и выражение прозорливых глаз, а живописная манера наполняет портрет жизнью.
Сейчас прошу вас перейти к следующему портрету, который поистине украшает этот зал. Это портрет Элеоноры Бетюн кисти известного шотландского мастера Генри Реберна. Он является основоположником шотландской школы живописи, в 1822 году ему было присвоено звание Художника Его Величества в Шотландии. На полотне изображена жена полковника Дринкуатера, известного тем, что он написал книгу об истории осады, которая более 100 лет служила пособием по военному делу. Портрет был заказан в год женитьбы полковника и присвоения ему генеральского звания. Ничто на портрете не отвлекает внимания от лица героини, полного достоинства и покоя.
Теперь я вас приглашаю к жемчужине этого зала –«Портрет дамы в голубом». «Портрет дамы в голубом» принадлежит кисти Томаса Гейнсборо, хотя художник в своем творчестве и писал в основном пейзажи, он прославился как портретист. Образ неизвестной дамы отличается утонченной красотой, изяществом, элегантностью. Легкие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубой цвет шали, невесомое перо шляпки на высокой прическе. Живописную манеру Томаса Гейнсборо, его удивительный голубой цвет, высоко ценили современники, им восхищался выдающийся художник Рейнолдс.
Сейчас я предлагаю вам пройти дальше, но перед тем, как мы покинем этот зал, хочу на секунду привлечь ваше внимание к витрине у окна, где выставлена прекрасная коллекция английского художественного серебра XVII-XVIII веков. Внимательно изучить ее вы сможете, когда вернетесь в этот зал, чтобы повнимательнее рассмотреть серебряную лохань, с которой мы начали осмотр зала.
Прошу пройти со мной в следующий зал.
Давайте обратим внимание на картину, расположенную слева от нас. «Приближение грозы» принадлежит кисти известного английского художника Джорджа Морленда. Джордж начал рисовать в возрасте 14 лет, будучи подмастерьем у своего отца, гравера и реставратора Генри Роберта Мордлера.
В 1785 году он совершает поездку во Францию, где женится по взаимной любви, но его финансовые дела пришли в упадок, и он бежит от кредиторов. Но вскоре его арестовывают и заключают в Королевскую тюрьму, откуда он будет освобожден, а потом опять арестован в 1804 году. Зная о своей смертельной болезни, он кончает жизнь самоубийством, оставляя нам свои шедевры. Перед одним из них мы сейчас стоим. Картина была написана в 1811 году и принадлежит к числу лучших работ художника. В 1919 года она стала частью эрмитажной коллекции. В ней автор не стремится точно отобразить «портрет» местности, а передает настроение тревоги, смятения, которое охватывает природу и человека перед грозовой бурей.
Интересный факт: В 1984 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 20 копеек (№ 5485 по каталогу ЦФА).
Пройдемте к следующей картине - картине Джозефа Райта, «Кузница. Вид снаружи», созданной в 1773 году. Это первое произведение английской живописи в коллекции Эрмитажа, приобретенное у автора Екатериной II в 1774 году. Сам художник родился и скончался в Дерби, и именно из-за его привязанности к родным местам к его имени часто добавляют приставку «из Дерби».
Талантливому художнику, мастеру светотени, всегда удавалось изобразить различные эффекты от источника света. При первом взгляде на картину в глаза бросается контраст холодного лунного света с теплым светом огня, именно мастерство передачи освещения создает настроение картины. Райт одним из первых пишет картины на индустриальные темы. Его кузница - некий островок цивилизации, дающий защиту от дикой ночной природы.
Прошу пройти немного вглубь зала. Хочу познакомить вас еще с одним шедевром английской живописи - «Фейерверк. Замок св. Ангела (Жирандола)», также принадлежащим кисти Джозефа Райта из Дерби. И опять мы видим интерес художника к световым эффектам в живописи, создания настроения картины с помощью освещения. Во время пребывания в Италии он видел фейерверки (жирандолы), а также наблюдал в Неаполе извержения Везувия. Художника всегда привлекало сопоставление технических достижений человека с природой, поэтому он посвятил этому две парные картины, одну из которых он назвал «чудом искусства» (Жирандоли), «Извержение Везувия» ныне хранится в Москве. Обе картины были приобретены Екатериной II в 1779 году.
Теперь пройдемте в следующий зал, бывший малый кабинет Первой запасной половины, где познакомимся с творчеством знаменитого английского художника Джошуа Рейнолдса. Прошу пройти за мной. Первая картина справа от нас - «Младенец Геракл, удушающий змей» - принадлежит кисти Джошуа Рейнолдса. Сэр Джошуа Рейнольдс – английский исторический и портретный живописец, теоретик искусства, первый президент Королевской академии художеств, член Лондонского королевского общества. По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки.
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы. В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» «Воздержанность Сципиона» и «Амур, развязывающий пояс Венеры». Все эти полотна расположены в этом зале. Итак, «Младенец, удушающий змей» является аллегорическим изображением России, побеждающей врагов. Картину на историческую тему заказала в 1785 году Екатерина II, сюжет выбирал сам художник, который предпочитал универсальный язык античного мифа конкретным историческим событиям.
Давайте подойдем к следующей картине Джошуа Рейнолдса «Амур, развязывающий пояс Венеры». По мнению известного искусствоведа Александра Бенуа, эта картина является «самой изящной» из трех картин художника. Рейнольдс придавал большое значение колориту, считая, что именно цвет, прежде всего, теплые тона, создает настроение, а холодные цвета, голубые ленты, используются для усиления теплых тонов.
По некоторым источникам, прототипом Венеры послужила леди Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона.
Сейчас мы перейдем к третьей картине Джошуа Рейнолдса - «Воздержанность Сципиона Африканского». Рейнолдс получил заказ на эту картину от князя Потемкина, фаворита Екатерины II, в 1785 году. Право выбора сюжета было оставлено за художником.
Живописец взял сюжет из «Римской истории» Тита Ливия. Полководец отказывается от выкупа и возвращает пленницу ее жениху. В сюжете просматривается намек на военные заслуги Потемкина, который командовал русской армией в русско-турецких кампаниях. Композиция строится на контрасте между изможденной пленницей и спокойным, уверенным в себе полководце. Отмечая красоту колорита, мы видим влияние фламандской школы. После смерти Потемкина в 1792 году картина была куплена для Эрмитажа.
Справа от картины в витрине представлены образцы изделий из фарфора, керамики и фаянса XVIII.
Если мы посмотрим в центр зала, то увидим еще одну лохань - холодильник. Данная чаша тоже принадлежала Потемкину, который использовал ее не только для охлаждения бутылок с вином, но и для ухи. Чаша была создана в 1699-1700 годах. После его смерти она была выкуплена в коллекцию Эрмитажа.
На противоположной стене представлены парадные портреты английской королевской семьи.
Сейчас прошу проследовать в следующий зал.
В этом зале мы увидим четыре портрета представителей семьи Воронцовых кисти ведущего английского портретиста Томаса Лоуренса, которые являются шедеврами английского искусства. О них мы с вами и поговорим.
Начнем с портрета Семена Романовича Воронцова. Семен Романович много сделал для развития отношений между Россией и Англией, способствовал возобновлению торгового договора между двумя странами в 1793 году, после окончания службы остался в Англии, где пользовался уважением и даже стал почетным гражданином г.Ричмонда, в котором жил.
Несмотря на то, что художник не отобразил все награды Воронцова, он сумел показать значительность личности художественными средствами. Колорит картины придают портрету торжественность. Светлые акценты в одежде привлекают взгляд к умному, спокойному, полного достоинства лицу Воронцова, и мы понимаем, что перед нами государственный деятель. В коллекцию Эрмитажа картина поступила в 1900 году.
Давайте подойдем к портрету другого представителя прославленной семьи -Михаила Семеновича Воронцова, выполненного также Томасом Лоуренсом в 1821 году. Мастер передал всю привлекательность модели, придав его несколько театральному облику оттенок романтичности. Полотно поступило в коллекцию в 1920 году из собрания Воронцовых-Дашковых.
Следующая картина, которую мы с вами видим рядом, также поступила из собрания Воронцовых-Дашковых в 1920 году. На полотне изображена изысканная красавица, чей облик поражает нежностью и достоинством. Ее глаза светятся умом, на губах порхает еле заметная улыбка. Это обворожительная Елизавета Ксаверьевна Воронцова, которая, по мнению современников, была одной из самых обворожительных женщин своего времени. А.С. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, например, «Ангел», «Талисман», «Храни меня, мой талисман». Портрет принадлежит кисти Джоржа Хейтера и был создан в 1832 году.
Пройдемте к портрету принадлежащему кисти уже хорошо знакомого нам Томаса Лоуренса. «Портрет Эмили Херриет Уэлси-Поул (леди Реглан)» был написан в 1814-1815 гг. и подарен Эрмитажу Алексеем Захаровичем Хитрово, который к концу жизни стал обладателем богатейшего собрания отечественной и западноевропейской живописи и скульптуры. По его завещанию все коллекции, включая «Даму в голубом» Гейнсборо, были безвозмездно переданы Эрмитажу.
Портрет был заказан Лоуренсу в честь бракосочетания племянницы герцога Веллингтона с лордом Сомерсетом в качестве подарка. Мы видим великолепное композиционное мастерство художника, который сместил полфигуры в угол, тем самым усилив ощущение стремительного движения. Воздушные одежды, шарф, накинутый на одно плечо, создают романтический образ девушки, на которую хочется смотреть неотрывно, гадая куда и что ее влечет.
А сейчас у вас есть свободное время, которое вы можете посвятить более детальному изучению залов и уделить внимание тем экспонатам, которым мы уделили не так много времени или которые вам больше всего понравились. Спасибо за внимание!
Занимательная тетрадь «А знаете ли вы, что…»
Экскурсия – это определенный вид деятельности человека, позволяющий нам познакомиться с одним из видов изобразительного искусства – живописью. Разговор в нашей экскурсии шел об английской коллекции Эрмитажа. Конечно, за время, отведенное на экскурсионный маршрут в музее невозможно рассказать всё. Не сказанным и не рассказанным осталось очень и очень много.
Но для интересующихся искусством в целом есть возможность восполнить недостающие знания. И пусть эти знания будут связаны не только с искусством, находящимся в английской коллекции Эрмитажа, но и всем английским искусством, которое есть у нас в городе. Это не означает, что знакомство должно быть интересно только изучающим английский язык.
Вовсе нет. Приобщиться к английскому искусству в целом позволено и допустимо всем. Для этой цели мы и создали Занимательную тетрадь. Здесь всё любознательные, увлеченные изучением истории СПБ и его английской стороной найдут ответы на многие вопросы. Часть предлагаемых заданий, безусловно, поставит некоторых в затруднительное положение – ведь нужно будет проявлять своё творчество, свои поисковые навыки, добывая информацию. И опять… Всё и обо всём, что связано с английской стороной Петербурга, невозможно представить тем небольшим количеством вопросов и заданий, поместившихся на страницах Занимательной тетради. Итак, друзья, вперёд! Откроем для себя мир английского искусства!
Задание 1
Дата основания Эрмитажа _______
Именно эта императрица приобрела в Берлине первую коллекцию живописи ______ (преимущественно коллекции этих школ: ________ и ________)
Задание 2
2002 года 21 июня День открытия __________. В открытии принимали участие директор Эрмитажа _________ и Лорд Джекоб Ротшильд (Великобритания)
В залах _________ искусства представлены около 200 экспонатов ________, _________, _________, _________, _________, _________, дающие панораму английского искусства с XVI по XIX вв.
На европейском континенте английское собрание Эрмитажа невелико, однако, оно одно из самых полных и лучших коллекций.
Задание 3
Коллекция английской живописи насчитывает около _____ картин. Это уникальное собрание. _____________– одна из первых европейских монархов, которая заказывала вещи из ___________.
Задание 4
В 1773 императрице _____________ заказала знаменитую английскому керамисту сервиз для дворца Петербурга, расположенному в местности, в переводе с финского называемого _________ болото. Именно её изображение – эмблема, украшающая предмет сервиза.
Этот дворец во времена _________ назывался Кекерекексинским. В 1780 дворец был переименован в Чесменский.
В сервизе ____ предметов, а в коллекции Эрмитажа 767 предметов.
Задание 5
(Она) _______ весит 14 пудов, поражает монумент форм, сложностью декора. ___________ – уником, равной которой нет ни в одном музее мира. Она была призом в 1735 году при проведении лотереи для сбора средств на постройку моста через Темзу. В 1730х годах попала в Россию.
Задание 6
Каждую среду павильонный зал Эрмитажа приковывал внимание посетителей наличием диковинных часов. Кого тут только нет: ________, ________, ________, ________. Часы «__________» – шедевр английского мастера, купленный в 1781 году фаворитом императрицы ___________.
Задание 7
Мы всё еще на Дворцовой площади. Через ____________ мы попадаем на Невский проспект. Она была задумана зодчим __________ как памятник победе над Наполеоном в войне 1812. Её венчает триумфальная колесница с крылатой фигурой богини _________.
____________– сложное инженерное сооружение. Предметом споров между её автором __________ и англичанином, директором Александрийского казенного завода инженером Кларком, стало исполнение скульптурной композиции арки. Вес колесницы – 80 тонн – был чрезмерно тяжел. Именно расчеты Кларка позволили облегчить колесницу, сделав её из более тонких медных листьев, что было впервые в практике создания скульптур.
Задание 8
Отойдя недалеко от Дворцовой площади, мы оказываемся у Адмиралтейства. Именно здесь император __________ поручил разбить прогулочную аллею. Придворный архитектор Руск разбил тенистый бульвар в три аллеи. А за садовую часть отвечал известный садовник Гульд (он же и разбил Таврический сад). Его работа была высоко оценена императором. В знак признательности __________ подарил садовнику __________.
Задание 9
Устали? Нет? Не уходите. Мы с вами тут же, на Адмиралтейском бульваре. Вдоль него проходит Адмиралтейский проспект. Что видите? Бесконечный поток машин. Так было всегда? Нет!
В 1907 именно здесь было открыто __________ движение! Официальная церемония состоялась прямо у Адмиралтейства. Православный священник освежил английский ____________________. Английская фирма «Бреш» изготовила специально для этого события 190 моторных вагонов, небольших, около 9 метров длиной и чуть больше 2х метров шириной. С обеих сторон вагонов есть полуоткрытые площадки, а вдоль стен – скамейки на 12 человек. Так в СПБ появился английский __________.
Задание 10
Если вы обратили внимание, то поняли, что задания, ответы на которые вы давали, в основном сосредотачивались вокруг содержания проведенной в залах Эрмитажа экскурсии. Все её специалисты, экскурсоводы – люди, хорошо владеющие культурологическими знаниями. И это здорово! Спасибо всем тем, кто столь профессионально владеет и словом, и знаниями. Мы многое увидели, дополнили. Но многое осталось за «кадром».
Именно поэтому вопросы занимательной тетради восполнят недостающие знания, которые Вы добывали сами.
И, если внимательно всмотреться в картинки, вчитаться в текст вопросов, то станет очевидным, что, по сути, мы с вами провели еще одну, не менее интересную экскурсию, связанную с английской стороной жизни России. Мы вспомнили хозяйку, основательницу английской коллекции Эрмитажа, продолжили «собирать» её внуками и правнуками, сохранить сегодняшнее днём. Мы вышли с вами из Эрмитажа и оказались на главной площади Петербурга, «прокатились» на трамвае, прошли через Триумфальную арку Главного штаба, погуляли по аллее Александровского сада. Мы, петербуржцы – хранители духовных ценностей наших предков. Мы ценим, бережем и охраняем своё наследие. Это наша культура. Это наша история.
Ответы на вопросы
- 1764 год, Екатерина II, голландской и фламандской школ
- М.Б. Пиотровский, зал британского искусства, живопись, серебро, керамика, медали, часы
- Екатерина II, 450 картин, Англия
- Екатерина II, лягушачьи, 944 предмета Лохань
- Гриб, сова, колокольчики, павлин, петух, Екатерина II
- Триумфальная арка, Росси, Ники, триумфальная арка
- Император Александр I, английский, бриллиантовый перстень
- Трамвай
Создай свой маршрут экскурсии. Расскажи об официальных символах СПБ, об англичанах, живших и работавших здесь. Об их занятиях, династиях, связях. Об английской моде. Создай план проведения экскурсии из выбранных тобою тем.