
В учебной исследовательской работе по истории на тему "Анализ эвенской и юкагирской одежды" автором была изучена справочная информация по теме и дано описание внешнего вида традиционной одежды эвенского и юкагирского народов, поскольку, зная о традициях шитья национальной одежды и об украшениях, мы сохраняем традиционную культуру своего народа.
Подробнее о работе:
Автор детского исследовательского проекта по истории на тему "Анализ эвенской и юкагирской одежды" изучает традиции изготовления элементов национального костюма эвенов и юкагиров, а также выясняет характерные для них орнаменты и их символику. В работе приведены сравнительные таблицы, в которых представлено описание и сравнение национальной одежды и обуви эвенов и юкагиров, а также объясняется семантика узоров и орнаментов у этих якутских народов.
В данном творческом исследовательском проекте на тему "Анализ эвенской и юкагирской одежды" описаны традиционные способы и технологии изготовления одежды на Севере, какие материалы для этого использовались, а также рассмотрено, как украшали национальную одежду эвенов и юкагиров. Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков по краеведению, технологии, истории, тематических классных часов.
Оглавление
Введение
1. Традиционная одежда эвенского и юкагирского народов.
1.1.Описание и сравнение национальной одежды эвенов и юкагиров.
1.2. Семантика узоров и орнаментов у эвенов и юкагиров.
2. Анализ костюма (жилет, капор, пояс, нарукавник).
2.1. Описание практической работы.
2.2.Анализ украшения, формы костюма.
Заключение
Использованная литература
Введение
Якутия занимает огромную территорию на северно-восточной Сибири, по течению рек Лены, Оленька, Анабара, Яны, Индигирки, Колымы и их притоков. На этой земле издревле проживали эвенки, эвены и юкагиры. Все эти народы были охотниками, оленеводами и рыбаками. В некоторых местностях было распространено собирательство.
Одежда любого народа имеет свой фасон, свою фактуру, есть способы изготовления и пошива, отличаются орнаменты и отделка.
Коллекция народных традиционных костюмов юкагиров и эвенов, хранящиеся в музеях Америки, Германии, Якутии открывают перед нами прекрасное народное искусство и являются свидетельством богатейшей фантазии юкагирского и эвенского народов, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.
Исследовательской деятельностью мы занимаемся не первый год. В прошлом году мы защищали тему «Искусство изделий из рыбьей кожи». На защите мы выступали в костюме, которую сшили своими руками из рыбьей кожи. Перед нами встал вопрос: к какому народу относится костюм, правильно ли сшит, правильно ли подобрано украшение?
Актуальность исследования: Зная о традициях шитья национальной одежды, об украшениях, мы сохраняем традиционную культуру народа.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: юкагирский и эвенский народные костюмы.
Гипотеза: Расширяя кругозор за счет изучения истории народного костюма эвенов и юкагиров, исследуя элементы народных костюмов как исторический источник, выполняя практическую работу, мы сохраняем культуру народа.
Цель исследования: На основе сравнения костюмов эвенов и юкагиров сделать анализ практической работы
Задачи:
- изучить материал по теме исследования;
- заинтересовать своих одноклассников историей эвенского и юкагирского костюмов;
- выяснить, как изготавливали одежду на севере, какие материалы использовали;
- изучить, как украшали национальную одежду эвенов и юкагиров
Методы исследования:
- изучение литературы по теме;
- ознакомительно-ориентировочный;
- словесно-наглядный;
- практический.
Практическая значимость исследования: Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков по краеведению, технологии, истории, тематических классных часов.
Структура исследовательской работы: состоит из введения, первой и второй глав, заключения, использованной литературы и приложения.
Традиционная одежда эвенского и юкагирского народов
Изучив необходимую литературу по теме исследования, мы сделали таблицу описания и сравнения традиционной эвенской и юкагирской одежды.
Одежда
предмет | эвены | юкагиры |
Крой |
![]() |
![]() Традиционный костюм юкагиров похож на эвенскую одежду. Но в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку, юкагирский кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку. |
Верхняя одежда, кафтан |
![]() Одежда эвенов по составу костюма и покрою подобна юкагирской. Одежда шилась из оленьего меха или ровдуги. Эвенский костюм состоял из кафтана, сшитого в талию, борта которого едва сходились на груди, Мужчины носили более короткие шубы чем женщины. |
![]() Кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали окрашенным в красный цвет мехом нерпы-белька, летние ровдужные (наймэкэ) отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным волосом оленя красного, черного и белого цвета. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет. На женских — два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. |
фартук |
![]() |
![]() Нагрудник женский летний. Ровдуга, сукно, кожа, подшейный волос оленя, металл. Вышивка |
Шапка-капор |
![]() капор огибает декоративная бисерная кайма общего бело-голубого холодного тона. Ме-жду полосами бисера проложена теплая, мягкая по цвету ровдужная вставка, отделанная параллельными полосками вышивки подшейным оленьим волосом с чередующимися участками ослепительно-белого и оранжевого золотистого цвета. Все декоративные полосы окаймлены тончайшими нашитыми между ними кожаными рубчиками. |
![]() Типичным головным убором юкагиров был капор мого (монго). Повседневные мужские и женские шапки имели одинаковый крой. Можно выделить два типа шапок: цельнокроенные из трех частей и сшитые из полосок. Наиболее распространенными были шапки, выкроенные, как у эвенов, из трех частей: две боковые лопасти и одна продольная полоса. |
Обувь
торбаза |
![]() Из ровдуги |
![]() Из рыбьей кожи |
Семантика узоров и орнаментов у эвенов и юкагиров
Узоры, орнаменты
узоры | эвены | юкагиры |
Основным способом украшением эвенской и юкагирской одежды, обуви, головных уборов служит вышивка | В орнаменте эвенских узоров, часто используются образы верхнего мира( солнце, луна, звезды) Украшения эвенской одежды состоят из орнамента, в которых сочетается как различный материал, так и различная техника. Бисерные украшения состояли из полос сплошь зашитых бисером. Преобладали синий, черный и белый цвета. | Орнамент юкагиров линейно-геометрический: преобладают прямые и перекрещенные линии, пунктир, зигзаг, углы, шевроны-«ёлочки», треугольники, четырехугольники, кружки и полукруги. Но орнаментальному искусству юкагиров не чужды растительные узоры и изображения человека. |
Итикагча – «личики», от эвенского ити «лицо», – один излюбленный эвенский мотив, которым расшиваются и передники, и торбаса, и полы кафтанов. От горизонтального ряда кружков диаметром 1–2 см («лица») отходят вниз под углом примерно 60 градусов две линии, формирующие силуэт человеческой фигурки. Ширина декоративной полосы 2,5–4 см. Цветовая гамма – обычно белое на черном фоне, но могут встретиться и другие варианты, например, черный узор но голубому полю. |
Наиболее популярен орнамент «солнышко» йэльоодьо С древнейших времён Солнце являлось основным божеством юкагирского пантеона, ему посвящено главное празднество года шахадьибэ. |
|
Мэрэтикэгчэ – «кружки», от эвенского мэрэти «круг», «круглый» – широко распространенный орнамент. Встречается на женских передниках, торбасах, полах кафтана |
Орнамент мотивөнмиэдиэ «молодая лиственница», «молодой человек». Өнмиэдиэ в прошлом украшали женские и мужские передники, по одному узору помещали на нижних углах изделия над бахромой и орнаментальной полосой; этим узором украшены обувь и сумочки. Мотив өнмиэдиэ известен среди наскальных рисунков древней Якутии, в украшении одежды тундровых юкагиров. Обувь с орнаментом өнмиэдиэ |
|
![]() Утэкэгчэ «домики», от эвенского утэн «дом» (дом-землянка или дом русского типа), – этим орнаментом украшают обычно нижнюю часть передников, торбаса, редко – полы кафтанов. Представляет собой ломаную линию со скругленными по верхнему краю углами. Цветовая гамма – темная линия на светлом фоне (например, черная на голубом) или светлая на темном фоне (белая на черном фоне), иногда черная и белая линии располагаются рядом. Высота декоративной полосы 1,5–2 см Часто у орнамента утэкэгчэ верхнее и нижнее пространство, разграниченные ломаной линией, зашиваются бисером разных цветов. |
Орнамент оожии нодо нойл «утиные ножки» вышивают только на предметах мужского гардероба. Считается, что он является символическим пожеланием удачи промысловику. Узор вышивают подшейным волосом оленя/лося, цветными нитками, бисером | |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() Киресэкэгчэ или киресэгчэ – «крестики». Довольно редкий орнамент, представляющий собой ряд равносторонних крестов, контрастирующих по цвету с фоном: либо черные кресты на белом, либо белые на черном. Ширина линий, образующих крест, 0,5–1 см, ширина и высота крестов 2–4 см. Может вышиваться бисером и в технике меховой мозаики. |
![]() |
Вывод: Одежда юкагирского и эвенского народов были похожи, но отличались по крою. Орнаменты у обоих народов состояли из круглой, шахматной, крестообразной, квадратной формы, присутствовали прямые и волнистые линии. Для пошива одежды они использовали ровдугу и шкуру оленя, а юкагиры также использовали рыбью кожу.
Анализ костюма (жилет, капор, пояс, нарукавник)
Перед вами костюм, выполненный из кожи щуки, налима и чира. Из исследования видно, что рыбью кожу использовал для шитья юкагирский народ.
Костюм состоит из жилета, напульсников, пояса и головного убора – капор с открытым теменем, но в каталоге музейных экспонатов материальной и духовной культуры народов Якутии в музеях мира сказано, что девочки не носили открытые капоры, поэтому мы, закрыли теменную часть капора круглым орнаментом из бисера и соединили с нижней частью капора с полоской, украшенным бисером.
Капор изготовлен из щучьей кожи.
Спина жилета выполнена из кожи налима, перед - из щучьей, а бока - из кожи чира. Пояс и напульсники – также сшиты из кожи щуки.
Костюм выполнен в современном стиле с сохранением традиции в основном юкагирского народа.
Экономическая стоимость изделия:
Количество | Цена за 1 шт. | Стоимость | |
Рыбья кожа | 8 шкур | 350 | 2800 |
Бисер | 8 упаковок | 100 | 800 |
Рыбий клей | 1 пузырь | 150 | 150 |
Нитки | 2 мотка | 60 | 120 |
За работу | 15 час | 200 | 3000 |
Стоимость изделия | 6735 |
Анализ украшения, формы костюма
Костюм украшен бисером белого, голубого и синего цветов, что больше соответствует традиции юкагирского народа. Орнамент имеет округлую форму в виде «солнца». С древнейших времён Солнце являлось основным божеством юкагирского народа. Похожий орнамент есть и у эвенского народа. Встречается на женских передниках, торбазах, полах кафтана.
Украсили жилет и пояс кружками, из которого отходят две линии – висюльки из бисера, формирующие силуэт человеческой фигурки. Это узор эвенского народа, но орнаментальному искусству и юкагиров не чужды растительные узоры и изображения человека.
Чтобы создать целостность костюма, мы дополнили его поясом и напульсниками, украшенными теми же орнаментами из бисера.
Вывод: Выполнен современный юкагирский костюм для девочки.
Заключение
При выполнении своей исследовательской работы, мы больше узнали об истории традиционной одежды эвенов и юкагиров.
В первой главе, мы сравнили традиционные костюмы юкагиров и эвенов. И пришли к выводу, что юкагирская одежда похожа на эвенскую одежду. Но в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку, юкагирский кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку. По этой особенности кроя соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов — «людьми с хвостами гагары».
Под кафтан надевали нагрудник и эвены, и юкагиры.
Головной убор обоих народов - это капор, с закрытой или открытой макушкой.
Для пошива одежды оба народа в основном использовали ровдугу, мех оленя, а юкагирский народ шил и из рыбьей кожи.
Во второй главе, мы описали и сделали анализ современного костюма для девочки. Костюм сшит из рыбьей кожи и украшен бисером круглой формы с висюльками, напоминающие человеческую фигуру. И пришли к выводу, что костюм более близок к одежде юкагирского народа.
Таким образом, цель исследовательской работы выполнена.
Использованная литература
- Красавчикова А.П., Ветошкина Е.А. К вопросу о классификации натуральной кожи // Вестник КГТУ. Вып. 15. – Кострома: КГТУ, 2007.
- Сайнакова Н.Ю. методическое пособие «Традиционная выделка рыбьей кожи». pdf
- Интернет-ресурсы.
- Иванова - Унарова З.И. Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начало XX века.) Каталог том 2 Сибирская коллекция в музеях США, том 1, книга 1, на русском и на английском языках. Якутск, 2017
- Габышева А.Л., Луценко Ю.В., Неустроева Г.Г., Тимофеева В.В. Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начало XX века.). Каталог, том 2. Музеи Германии. Книга 1, на русском и на английском языках. Якутск, 2018
- Эвены. Каталог коллекции из собрания ХКМ им. Н.И. Гродекова.Хабаровск, 2014
- Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом». Народы севера земли. Культура народов севера. Москва «Северные просторы», 1999
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 7.44 КБ |
![]() | 14.21 КБ |
![]() | 6 КБ |
![]() | 4.76 КБ |
![]() | 6.99 КБ |
![]() | 5.29 КБ |
![]() | 6.09 КБ |
![]() | 3.42 КБ |
![]() | 4.97 КБ |
![]() | 5.04 КБ |
![]() | 4.02 КБ |
![]() | 4.08 КБ |
![]() | 4.11 КБ |
![]() | 3.51 КБ |
![]() | 3.66 КБ |
![]() | 3.88 КБ |
![]() | 4.13 КБ |
![]() | 26.69 КБ |
![]() | 48.41 КБ |