Индивидуальный проект "Санкт-Петербург в 19 веке"
В готовой исследовательской работе по литературе "Санкт-Петербург в 19 веке" ученицей была поставлена цель, получить и систематизировать информацию о жизни Петербурга в 19ом веке, найти отражение реалий того времени в литературе.
Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Санкт-Петербург в 19 веке" автор приводит цитаты из литературных и поэтических произведений, в которых говорится о Санкт-Петербурге в общем, или рассказывается о его жителях, улицах, домах или исторических событиях, произошедших в городе или связанных с ним. Такое изучение литературы позволяет перенести описываемые события или образы в реальную жизнь, понять и прочувствовать их.
В индивидуальном детском проекте "Санкт-Петербург в 19 веке" автор изучает, существуют ли описанные в стихотворениях улицы и дома сегодня, анализирует насколько они изменились и с чем это связано, выясняет, какие люди жили в Питере в 19ом веке и каким они видели свой город, осуществляет поиск различий прошлого и настоящего.
Оглавление
Введение
1. Петербург и исторические события 19го века.
2. Петербург и люди 19го века.
3. Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века.
Использованная литература
Введение
Моя работа посвящена настроению Санкт-Петербурга в 19ом веке.
Актуальность этой темы:
- в погружении в часть истории России.
- Понятие того, каким видели Питер люди того времени
- Поиск различий прошлого и настоящего.
Таким образом, мы можем открыть что-то новое, познакомиться с новооткрытыми для себя произведениями, или же освежить события того века, в частности и для литературы, повысить уровень своей осведомленности в тематике о истории нашей культурной столицы и писателях с их необычным взглядом, на всю ту же культурную столицу.
Целью и задачей моего проекта является получение и систематизация информации по теме «Санкт-Петербург в 19ом веке» по дисциплине «Литература».
Эта тема меня заинтересовала своей обширностью, к тому же, она дает возможность узнать что-то новое о жизни, меня интересующих, писателях или о тех, на кого я не обращала внимания долгие годы, познакомиться с их комментариями о Питере, их взглядами и посмотреть на все с другой стороны. При выполнении этого задания я обращалась к разным учебным источникам от сносок в журналах до целых произведений и учебников.
Собрала и проанализировала информацию с разных онлайн-источников, и прочла множество дополнительных фактов о создании тех или иных произведений. Мой проект, цель которого заключается в анализе, предоставлении информации по межпредметной теме, включает в себе элементы исследовательской деятельности (анализ и рассмотрение изменений в культурной столице).
Петербург и исторические события 19 века
Санкт-Петербург переживал послевоенное время. Вернувшиеся из Парижа в 1814 году овеянные славой войска встречали с цветами, наградами, слезами и подарками, строили триумфальные арки в честь победы. Жизнь чрезвычайно оживилась. Героям были рады везде и ждали, ждали с нетерпением. Их рассказы были нечто запредельное и слушали их с упоением. В городе стали появляться и развиваться кружки и общества.
И они уже имели роль не только развлекательную, но и служили помощником в получении информации для размышления, формирующую общественное мнение. К Петербургу обращались десятки русских писателей и поэтов. Были среди них и гении, и поэты второго и даже третьего сорта. Но все произведения так или иначе были связаны. Питером. В этой связи каждое произведение было одним из десятков других звеньев, которые, как я уже и сказала, создавали цепочку.
Петербург влетел в русскую литературу 19 века на максимально мажорной ноте. Авторы извивались в поисках оригинальных приемов, образов, но в то же время пытались сделать произведения понятными и близкими каждому сердцу и вызвать восторг и удивление. Современному читателю бросится в глаза, в произведениях посвященных Питеру, множество исторических и мифологических отсылок, к античным богам и героям.
Петербург и люди 19го века
Перечитывая творчество живущих в Петербурге 19го века, я обнаружила, что этот город, был для всех разный, и творческие люди в нем видели все совершенно разное: В творчестве Александра Сергеевича Пушкина в образе Санкт-Петербурга подчеркиваются черты убожества и мрака. А.С любил Петра 1, поэтому в одной из своих поэм он дал памятнику силу самостоятельного бытия,а вместе с тем и пророчество о судьбе.
Так и создался миф Петербурга. В поэме «Медный всадник» все эпитеты создают видимость хаоса, во времена наводнения, коим страдал Санкт-Петербург в 1824 году: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И Сам Пушкин это признал: Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.
Но в тоже время, Александр Сергеевич свято верил в процветание, он знал какими усилиями был обстроен этот город «...Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.» Он любил этот город, несмотря на весь его хаос.
У Федора Михайловича Достоевского была любовь к городу, но в тоже время, он считал его мрачным. В своем романе «Преступление и наказание» Образ Петербурга был лишь контрастом. Особое внимание было уделено чувствам, жизни людей. Несмотря на это, Петербург описанный в романе-имеет роль несколько важней, чем просто фон, на котором развернуты весьма нерадостные события. Образ становится символом безнравственной жизни, хорошо сопоставим с событиями произведения.
Практически все действия романа происходит в части города, погруженной в бедности. Можно сказать, что Петербург- это то место, где на каждом углу зазывали бедность залить свое горе: «близость Сенной, обилие известных заведений» «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особое множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» «Он находится на –ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел.
Весь второй этаж налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигающим фигурам в окнах, был набит битком. В заде разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны женские взвизги» Пьяные толпы, женщины прыгающие с моста, чуть ли не по расписанию, это ужасное царство беспросветной нищеты, бесправия, несправедливости, и болезней.
Городской пейзаж соответствует душевному состоянию самого Достоевского, он соответствует безумным мыслям Раскольникова и способствует развитию его теории. Читатель, погружаясь в эту историю прежде всего испытывает духоту. Это ощущение перерастает в лейтмотив романа. Человек, задыхаясь «под тяжелым петербургским небом» и в комнатах, где он живет, ощущает всю трагичность жизни в Петербурге.
Образ самого Петербурга в романе весьма многолик: Он является всего лишь фоном, контрастом для внутренних переживаний людей, но в то же время был важным действующим лицом. Все герои произведения так или иначе имели собственное мнение о городе.
Лужин считал Питер информационным гнездом, что было естественно, так как во времена написания, Петербург все еще был столицей Империи: «Все эти наши новости, реформы, идеи - все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге...» Свидригайлов считает это место пристанищем "полусумасшедших":
"...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.
Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем..." Петербургские вечера были не безопасными местами и Разумихин говорил об этом: «Я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…». Так же в городе проживает много иностранцев, которые держат лавки, среди которых проскакивают и состоятельные, например, как хозяйка квартиры Мармеладовых: «… Все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудава-то приезжают, все глупее нас» Так отзывалась Катерина Ивановна Мармеладова.
Летом Петербург превращается в город с «зараженным» воздухом: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но я жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…» «…а где тут воздухом дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..».
Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург — социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается к читателю своей “оборотной стороной”: “строгий и стройный вид “Петербурга Пушкина — “грязные улицы, лавки, мосты” Некрасова, “береговой гранит” Невы — “громадная гробница”. За долгие годы поэт сроднился с Петербургом. В его произведениях разный облик в разное время одного и того же Питера. Он показывал не только красоту, но и глухие, забытые Богом, окраины, грязные подвалы. Уже в раннем юмористическом стихотворении “Говорун” (1843) Некрасов писал:
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам — рай.
Здесь всюду наслаждение
Для сердца и очей,
Здесь всё без исключения
Возможно для людей
При деньгах — вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть...
В его стихотворениях сравнивались два мира, богатых и беззаботных и бедных. Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 года, окрыленный радужными надеждами — учиться в университете и стать поэтом. Однако суровая действительность быстро развеяла эти мечты. Отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в университет, лишил сына материальной помощи. Юноша оказался в чужом для него городе один, без родных, без всяких средствк существованию.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Начались тяжелые дни.
Сам он проживал жизнь бедного бездомного: пережил холод, голод, ночевал в ночлежках на окраинах города, и удивлялся своей живучести: «Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург».
Сенная площадь (ныне площадь Мира) неузнаваемо изменилась за годы Советской власти. От некрасовского времени сохранилось только старинное здание гауптвахты (Садовая, 57).
На Сенную, тогда здесь был шумный грязный рынок, частенько приходили петербургские бедняки в надежде найти какой-нибудь случайный заработок. На площади иногда бывали ссоры и драки. Здесь мог видеть Некрасов сцены, описанные им позднее (1850) в стихотворении “Вор”:
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: держите вора!
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга...
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгий,
И вора повели торжественно в квартал.
На Сенной же Некрасов был свидетелем жестоких наказаний крепостных крестьян: по требованию господ над провинившимися или непокорными здесь совершали публичные экзекуции:
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Некоторое время Некрасов н жил в подвале на Васильевском острове Н. В. Успенский передавал рассказ Некрасова: “Нанимал я квартиру на Васильевском острову, в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки... Лежа на полу на своей шинели (т. к. пришлось продать все скудное имущество), я сделался предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон.
Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою... Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти”. Этот эпизод описал Некрасов в рассказе “Без вести пропавший пиита”.
И не здесь ли, рядом с Некрасовым, в таком же сыром подвале разыгралась жизненная драма целой семьи, так проникновенно рассказанная поздНесчастная мать идет на улицу великолепного Петербурга, чтобы продать себя одному из сытых, праздных, развратных хозяев жизни. Только крайняя степень нищеты довела ее до этого шага. В стихотворении “Убогая и нарядная”, написанном значительно позже — в 1857 году, развивается та же тема:
Мы в нее приговор роковой,
Подзовем-ка ее да расспросим:
“Как дошла ты до жизни такой?”
Одним из первых в русской литературе Некрасов затронул эту острую тему, о которой не принято было говорить и писать. Он показал” как несправедливый социальный строй толкает несчастных бедняков на преступление — воровство, проституцию — или обрекает их на нищенство.
нее поэтом в стихотворении “Еду ли ночью...” (1847).
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком...
Поэт мужественно боролся с мучительным недугом. Превозмогая страдания, писал свое поэтическое завещание — “Последние песни”, работал над любимой своей поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, руководил “Отечественными записками”, явившимися, по выражению одного из писателей, “продолжением запрещенного „Современника”.
И больной, работая полгода,
Я трудом смягчаю свой недуг...
Вчера в силы своего народа, в его грядущее счастье не оставляла Некрасова. Перед смертью он пишет пророческие слова:
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою...
27 декабря 1877 года (8 января 1878 года), в 8 часов 50 минут вечера, Россия потеряла великого человека... Большая часть произведений Некрасова была посвящена не просто Санкт-Петербургу, а городу, в котором жили люди со своим проблемами, переживаниями, о которых не раз затрагивал поэт.
Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века
Сейчас от оригинальной Дворцовой пристани остались только львы. В 19 веке, до постройки Дворцового моста, на его месте был парадный спуск к Неве, созданный по проекту архитектора Карла Росси. В 1914 году из-за строительства моста пристань со львами была сдвинута от Зимнего дворца на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. После переноса внешний вид набережной изменился, пристань композиционно и функционально объединили с левой береговой опорой моста, а львы стали ниже уровня перил переправы.
Дом № 5 по Кузнечному переулку, на углу его с улицей Достоевского (при жизни писателя называлась Гребецкая, а затем Ямская) — доходный дом, который был построен в первой половине XIX века (точный год постройки неизвестен) по проекту архитектора С. Пономарёва, а в 1882 году был частично перестроен по проекту архитектора Василия фон Витта. Изначально (когда Достоевский короткое время прожил там в 1846 году) дом принадлежал купцам Кучиным, а затем, в последние годы жизни писателя, — купчихе Розалии-Анне Клинкстрем
Сейчас эта квартира музей, деленный на две части: ервая — это мемориальная квартира Достоевского с приблизительно воссозданной обстановкой, в которой жил писатель. Вторая — это литературная экспозиция, расположенная в залах напротив мемориальной квартиры. Разделение экспозиции на эти две части отражено в названии музея — «Литературно-мемориальный».
Принципиальное отличие двух частей заключается в том, что мемориальная квартира в целом остаётся неизменной, а литературная экспозиция, как не призванная статично отражать какую-либо обстановку, периодически подвергается изменениям[9]. Существующая сейчас литературная экспозиция является уже третьей по счёту за время существования музея, и открылась 9 февраля 2009 года.
В доме княгини Волконской на набережной реки Мойки «у Конюшенного мосту» семья А.С Пушкина снимала квартиру с начала сентября 1836. После смерти поэта дом неоднократно перестраивался. Существенно изменился и архитектурный облик квартиры. Осенью 1924 бывшая пушкинская квартира перешла в ведение пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались работы по её реконструкции, продолженные в последующие годы. в восстановленном кабинете поэта состоялось собрание, посвящённое годовщине смерти А. С. Пушкина. Первый музей был открыт в нескольких комнатах , затем существенно преобразован к 100-летию со дня смерти поэта (по новому стилю).
Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина. В комнате жены поэта можно увидеть её портрет, выполненный в 1832 году художником Брюлловым, а также принадлежавшие ей флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком, и другие памятные вещи.
Использованная литература
- “Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.
- Достоевская А. Г. Воспоминания. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. — М: Правда, 1987. — 544 с.
- Неизвестный Достоевский : журнал. — Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2015. — № 1 4. газета «Новые Известия», 16 февраля 2011 года