Проект "Вандализм в искусстве"
Готовая исследовательская работа по ИЗО и МХК на тему "Вандализм в искусстве" направлена на изучение различных течений в искусстве, в частности - проявления вандализма. Что такое "вандализм", откуда он взялся и кого принято считать вандалами в искусстве рассказывает учащаяся 9 класса школы.
Подробнее о работе:
В исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему "Вандализм в искусстве" обучающейся 9 класса описаны виды вандализма в искусстве, дана характеристика вандалам и приведена история появления данного понятия, перечислены известные в истории и современности художники-вандалы, объясняется, по какой причине их имена отнесены к данной категории, названы и проиллюстрированы самые яркие примеры проявления вандализма в искусстве.
В рамках учебного творческого проекта по ИЗО на тему "Вандализм в искусстве" ученица 9 класса школы проводит исследование и анализирует имеющуюся информацию по теме проекта, с помощью чего выясняет, какое отношение к вандализму преобладает в современном обществе и какое проявление вандализма в искусстве допустимо в современных реалиях.
Оглавление
Введение
1. Что такое вандализм?
2. Откуда название «вандал»?
3. Художники-вандалы.
4. Современное отношение к вандализму.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Настоящая работа по ИЗО и МХК на тему «Вандализм в искусстве» направлена на изучение различных течений в искусстве.
Ученица 9 класса планирует определить значение вандализма в искусстве и повседневной жизни, а так же обозначить отношение общества к данному течению.
Самая частая причина, по которой совершают нападения на произведения искусства, — выражение политического протеста. По крайней мере, так говорят сами преступники.
На втором месте у вандалов, по-видимому, растревоженные религиозные и этические чувства.
Искусство, особенно хорошее искусство, всегда тревожит. Произведения искусства беззащитны перед вандалами, какие бы цели они перед собой ни ставили и какой бы славы в итоге ни достигли.
Давайте разберемся, что такое вандализм и как он проявляется в искусстве.
Что такое вандализм?
Вандализм – одна из форм девиантного поведения человека, в ходе которого оскверняются или уничтожаются предметы искусства, культуры. Так же вандализм – это состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, предметы роскоши, произведения искусства.
Откуда название «вандал»?
Изначально вандалами (или вандилиями) называли представителей германского племени Вандалов. К 435 году вандалы овладели большинством территорий в Северной Африке. Вскоре Рим пал, Папа Лев Первый смог взять с вандалов обещание не убивать граждан и не разрушать город в обмен на капитуляцию.
Обещание варвары выполнили своеобразно: в течение двух недель они грабили город, вывозя оттуда все ценности, уводя в плен тысячи людей. Попадавшиеся им памятники и святые для римлян места вандалы разрушали и оскверняли.
Слухи о беспощадном разграблении Рима достигли всех уголков современного мира. На вопрос «Кто разграбил Рим?» люди неизменно получали ответ «Вандалы!». Это выражение глубоко осело в памяти народа, что вандалом и по сей день называют любого, кто уничтожает чужие произведения искусства.
Но можно ли это назвать вандализм исключительно уничтожением?
В истории мировой культуры и искусства есть множество случаев, когда художники-вандалы прославляли себя и свои «произведения», искажая или вовсе уничтожая чужие работы.
Художники-вандалы
Первым общепризнанные шедевры искусства начал «портить» французский художник Марсель Дюшан. В 1919 году он пририсовал мужские усы к репродукции картины «Джоконда» Леонардо Да Винчи. (илл. 1) Этот художественный акт прославил Дюшана. Он сделал банальную иронию над каноническим произведением искусства, и многие, кто пытались повторить его «подвиг» просто меняли подлинные картины.
Творческое наследие Марселя относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей он считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве ХХ века. Марсель Дюшан парадоксален: он одновременно и вандал, и художник, который «разрушил» искусство, выставляя в галереях предметы повседневного обихода — велосипедное колесо, сушилку для бутылок, расческу или даже писсуар.
Он превращал их в искусство благодаря контексту. Признание реди-мэйдов Дюшана в качестве произведений искусства навсегда изменило традиционную систему «оценивания», на которую в былые времена опирались в случае необходимости оценить профессионализм работ, выполненных хорошо обученными художниками.
Это новшество возвестило новый этап истории искусства , когда всё — от чистого холста до консервных банок с фасолью, заспиртованных акул и неубранных кроватей — стало рассматриваться как потенциальное искусство.
В середине 1970 молодой художник Тони Шафрази нанёс на знаменитую картину «Герника» Пабло Пикасо огромную надпись. (илл. 2) Позже Шафрази заявил, что сделал это, чтобы вернуть к жизни это произведение искусства и сделать его абсолютно современным. На данный момент 65-летний арт-диллер Тони Шафрази не ворочает миллионами, зато вполне может считаться домашним советником по искусству всей Нью-Йоркской богемы. Имеет свою собственную галлерею в центре Нью-Йорка, снабжает искусством весь бомонд, и при этом сама скромность.
Знаменитого китайского художника Ай Вэйвэйа тоже можно обвинить в вандализме. В начале 90-х он приобрёл международную известность, благодаря серии работ «роняя вазу династии Хань», на которой он изобразил, как художник кидает древний сосуд на землю.
Кроме того в 1994 в знак презрения к историческому наследию Китая, он нанёс на одну из старинных ваз логотип компании «Coca-Cola». (илл. 3) Существует так же несколько десятков ваз с тысячелетней историей, которые Ай Вэйвэй просто покрасил яркой строительной краской, для того чтобы «насмехаться» над династией Хань и историей Китая.
Неизвестно, как изменилась стоимость древних ваз после таких преобразований, однако их автор с тех пор стал одним из самых влиятельных современных мировых художников.
Русский художник и политический активист Александр Бренер в 1997 нарисовал на картине Малевича, выставленной в амстердамском музее современного искусства, огромный знак доллара (илл. 4), за это художник отбыл пять месяцев тюремного заключения.
Подобным неоднозначным жестом Бренер выступил против безудержной коммерциализации искусства, когда произведения искусства превращаются исключительно в эквиваленты различных сумм денег и теряют своё историческое значение. К Малевичу сам Александр Бренер никаких претензий не имел, а выбрал его потому что сам Казимир Северинович был бескорыстным человеком и думал о своих произведениях, лишь как об искусстве.
В 2006 году 77-ми летний итальянский художник-перформансист Пьер Пеначелли ворвался с молотком в зал центра Помпиду, в котором находился знаменитый фонтан Марселя Дюшана (илл. 5) и ударил несколько раз по писсуару так, что на нем появилась довольно большая трещина. Пожилого художника арестовали, однако в полиции он отрицал свою вину и утверждал, что Дюшан оценил бы его поступок.
В 2010 году скандально известных современных художников Джейк и Динос Чепмены, начинавшие вместе с Дэмиеном Хёрстом в составе группы «Молодые Британские Художники», купили картину «Голгофа» Питера Брейгеля младшего, написанную в 1606 году, за 220 000 фунтов стерлингов. Художники решили преобразовать это произведение искусства и дорисовали фигурам на полотне узнаваемые свиные рыла, вместо лиц и червей, вместо глаз. (илл. 6) Подобные черты имеют и многие другие их скульптуры, знаменитые своей провокативностью. Получившееся полотно художники выставили на продажу уже за 750 000 фунтов.
Современное отношение к вандализму
Чтобы понять, что именно люди понимают под понятием «вандализм», следует опросить некоторое количество человек. Анализ полученных ответов помог выявить восприятие опрошенными людьми такого понятия, как вандализм.
Прежде всего выяснилось, что вандализм как таковой воспринимается молодыми людьми, как скорее негативное явление, социальная патология.
Наиболее выраженные спонтанные ассоциации опрошенных с понятием «вандализм» - преимущественно негативные: разрушение, злость, ярость, преступление. Таким образом, первичное, стереотипное восприятие вандализма у опрошенных сводится, в основном, к негативным оценочным суждениям.
Здесь также важно учитывать, что статистический анализ показал отсутствие значимых расхождений в интерпретациях вандализма между респондентами как мужского и женского пола, так и между людьми разных возрастов, и разной оценкой уровня жизни. Иными словами, отмеченное негативное восприятие вандализма фактически универсально и в практически равной степени характерно для самых разных категорий опрошенных.
Таким образом, по результатам работы над проектом по ИЗО "Вандализм в искусстве" мы можем сделать вывод, что вандализм в наше время большинство людей не могут приравнять и оценить как произведение искусства, а лишь как осквернение чужого труда.
Список литературы
- Елена Цветкова «Вандализм несовершеннолетних» OmniScriptum Publishing KS, Russian Edition, 2015.
- Интернет-ресурсы
Приложение