Роль этнического воспитания в современном образовании
Культура - «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности. Поэтому так важно включать в современное образование аспекты этнического воспитания.
Этническое воспитание в современном образовании
Шарифуллина В.В.
Эффективность образования на Севере зависит от гармоничного синтеза современных педагогических методик и традиционных приемов воспитания северных этносов. Активное использование традиций этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе – необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера.
Основным типом школы, в котором обучались дети коренных этносов, являлась школа-интернат, что предполагало проживание детей вдали от родителей. Это создавало противоречие между школой-интернатом и нормами традиционной педагогики, поскольку традиционная модель воспитания предполагает постоянное нахождение детей с родителями или родственниками.
Сохранение и развитие малочисленных народов Севера прямо зависит от исторической преемственности между поколениями. Передача накопленного веками этнического опыта выживания и хозяйствования в сложных природных условиях. Воспитание детей велось с учетом традиционного образа жизни, приобщения к охотничьему промыслу, рыболовству, оленеводству. С раннего возраста ребенка готовили к самостоятельной трудовой жизни и продолжению традиций своего народа. Важнейшим фактором социализации ребенка является семья.
Именно в семье закладываются основы его характера, жизненные установки, приобщение к традиционным промыслам и быту. Существовавшая система школ-интернатов предполагала отрыв детей от семьи и их естественной среды. Зачастую обучение и воспитание детей велось без учета этнокультурной специфики жизни северян. Это сформировало поколение не знающее язык, культуру и историю своего народа, а также утратившее хозяйственные навыки промысловой и оленеводческой деятельности.
Обучаясь и воспитываясь большую часть времени в школах-интернатах, дети были оторваны от семейных и национальных традиций, формируя иждивенческие жизненные установки. В связи с эти возникла необходимость реорганизации системы воспитания и образования детей коренных народов Севера, учитывающая специфику традиционного воспитания северных этносов. Перед педагогической наукой и практикой стоит актуальная цель обстоятельного изучения и внедрения в практику всего накопленного народами Севера богатства их воспитательной деятельности.
Традиционная модель воспитания детей у народов Севера, основана на логике взаимодействия человека и природы. Приоритетом традиционного воспитания была подготовка ребенка к самостоятельной трудовой жизни, к продолжению хозяйственно-бытовых традиций своего народа. Необходимые элементы: забота о физическом воспитании детей, прививание им этнических и нравственных норм поведения, передача накопленных знаний о природе и экологии, обучение всем необходимым навыкам хозяйственной деятельности.
Благодаря такому воспитанию человек с детства сознавал свою принадлежность к этносу, чувствовал себя хозяином на своей земле, и труд для него был не тягость, а повседневной потребностью.
Овладение трудовыми навыками начиналось с самого раннего возраста. Постепенно подрастая, ребенок вовлекался в трудовую деятельность семьи. Обучение начиналось в 4-5 летнем возрасте, когда мальчик брал в руки нож, а девочка – иголку. Происходило знакомство с основными орудиями труда. В 6-7 лет девочки учились вышивать бисером узоры; наблюдая за взрослыми женщинами, выделывать шкуры, шить из маленьких кусочков меха. Все это способствовало развитию навыков мехового и прочего шитья. С возрастом мастерство становилось все совершеннее.
Мальчик с 5-6 лет выезжал с отцом и старшими братьями на охоту, рыбалку. Выполняя посильную для него работу, он стремился достигнуть более высокого уровня. Обучение охотничьему промыслу начиналось со знакомства с повадками зверей и птиц, изготовления и установки силков на куропаток, удочек для ловли рыбы.
В этот период в трудовом воспитании еще преобладали игровые моменты: у мальчиков это стрельба из самодельных луков, соревнования по набрасыванию чаутов, у девочек – игры в куклы, сооружение миниатюрных яранг. Постепенно, с взрослением ребенка расширялся круг его занятий, игра уступала место трудовым обязанностям. С 10-12 летнего возраста происходило систематическое вовлечение детей в хозяйственную деятельность.
Девочки участвовали в разборке и постановке яранги, мальчики имели опыт в охоте, рыболовстве и оленеводстве. Постоянное вращение ребенка в кругу родителей и родственников стойбища, а также среди старших братьев и сестер, оказывали влияние на формирование его характера и привычек, исключали возможность замкнутости и отчужденности от людей. Такое общение способствовало как физическому, так и умственному развитию ребенка.
Основным принципом воспитания здесь являлось развитие самостоятельности у детей и отношение к ребенку, как к равному. Также одним из принципов традиционной педагогики было четкое разделение ролей и норм поведения мальчиков и девочек.
Необходимо отметить еще один важный момент в трудовом воспитании: взрослые не считали нужным предостерегать детей от возможных ошибок и никогда их не наказывали за неумение или неловко выполненную работу. Физическое наказание детей у северных народов не применялось. Поощряя способных, но не уничижая отстающих сверстников, родители давали ребенку широкую возможность совершенствовать те или иные навыки. Для традиционной педагогики характерны ненасильственные методы воспитания.
Основа - не навязывать ребенку свое мнение, а способствовать развитию его собственного. Процесс трудовой социализации заканчивался к 14-15 годам, когда подростки приобретали весь комплекс умений и навыков, необходимый для самостоятельной хозяйственной деятельности.
Одним из существенных средств воспитания являлся фольклор. Легенды и песни о жизни предков, знакомили ребенка с историей своего народа, способствовали формированию его этнического самосознания.
Рассказывая поучительные сказки детям, родители формировали положительные черты в характере ребенка, правила поведения, моральные нормы. В традиционных сказаниях и песнях родители рассказывали детям о своей жизни, природе, мироздании. У каждого человека была своя песня, отражающая его чувства, мысли, мироощущение. И ребенок знакомясь с различными вариантами, складывал свою оценку окружающему миру, свою песню.
Особое внимание уделялось экологическому воспитанию, бережному отношению к природе, рациональным способам промысла. Детей ориентировали на восприятие природы как живого существа, у которого можно взять лишь столько, сколько необходимо для жизни.
Традиционная модель воспитания отличалась стабильностью и эффективностью и предполагала развитие у детей индивидуальных способностей, знаний, опыта, исключая существование каких-либо средств принуждения.
Преодоление противоречий между современными стандартами школы и нормами традиционной педагогики стало бы важным шагом в гармонизации взаимоотношений цивилизации и национальной самобытности северян.