В ученической исследовательской работе по начальной школе на тему «Редкие растения и животные нашего края» автором была поставлена цель, сформировать у учащихся 3 класса МБОУ «Фёдоровская СОШ № 5» представление о Красной книге ХМАО-Югра и воспитать у них стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Подробнее о проекте:
В рамках детского исследовательского проекта по окружающему миру на тему «Редкие растения и животные нашего края» ученик 3 класса дает лаконичную справочную информацию об истории создания Красной книги и ее предназначении, а также описывает, какие растения, птицы и животные занесены в Красную книгу ХМАО-Югра.
В исследовательской работе (проекте) на тему «Редкие растения и животные нашего края» предложены загадки обо всех растениях и животных, занесенных в Красную книгу Югры, а также представлены их фотографии. Проект направлен на воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе своего края.
Оглавление
Введение
1. История создания Красной книги.
2. Красная книга ХМАО-Югры.
3. Растения и животные, занесенные в Красную книгу ХМАО-Югры.
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы.Для того чтобы растения не исчезли из нашей жизни, каждому человеку необходимо научиться бережному отношению к миру растений, а для этого надо знать, что ему угрожает. При создании данного проекта я изучил историю создания Красной книги ХМАО-Югры. Изучил редкие растения и животные нашего края и основные причины их исчезновения. Познакомился с растениями, нуждающимися в охране. Изготовил памятки по охране природы и представил свой проект учащимся своего класса.
Проблемные вопросы:
- Что произойдет, если не беречь природу?
- Как мы можем спасти природу?
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить и приумножить редкие растения нашего края?
Цель проекта: формирование у детей представления о Красной книге ХМАО-Югры и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- Познакомить детей с редкими видами растений и животных ХМАО-Югры.
- Развивать природоохранную деятельность детей.
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Тип проекта: информационный, творческий.
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный.
Перед началом работы над проектом на уроках окружающего мира мы говорили о растениях и животных, которые находятся на грани исчезновения и поэтому занесены в Красную книгу. Эта тема меня заинтересовала и мне захотелось больше узнать о Красной книге нашего края. Определил цель проекта, задачи и план действий.
2 этап – информационно-операционный.
- Сбор материала
- Работа с литературой и интернет-ресурсами
- Подбор стихов и загадок
- Выполнение проекта.
3 этап – итоговый.
Обобщение опыта и представление результата своей деятельности в классе; формулировка выводов.
История создания Красной книги
1948 год ученые всего мира создали международный союз охраны природы- МСОП. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. Эта книга советует, какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении.
Что такое Красная книга?
Красная книга — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Книга имеет красный переплёт, отсюда она и получила своё название.
Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения. Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу - КРАСНУЮ КНИГУ. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой книге: Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает.
Красная книга ХМАО-Югры
Красная книга ХМАО-Югры — официальный документ, содержащий аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Ханты-Мансийского автономного округа, сведения о их состоянии и распространении, а также необходимых мерах охраны. Первое издание опубликовано в 2003 году.
Растения и животные, занесенные в Красную книгу ХМАО-Югры
Есть на речках лесорубы, В серебристо- бурых шубах, Из деревьев, веток, глины, Строят прочные плотины. (Бобры)
Над лесами стелется туман, Сопки обволок идёт к болотам. Над рекою кружится Орлан - Белохвост, охотничьим полётом.
Белая куропатка
Цвел вереск, и сено собрали в стога.
С рассвета обшарили парни луга,
Низины, болота вблизи и вдали,
Пока, наконец, куропатку нашли.
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар и мушка. (лягушка)
Тело, как веретено,
Вся спина в зубцах его,
Острый хвост и голова,
Есть хрящи, костей нема!
Ответ: Осётр
Альпийская горка - сплошная поломка, на ней поселились цветы "камнеломка", они появились из-под камней, сразу нашли своё место на ней.
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я ... (Подосиновик)
Вереск - вечнозеленый многолетний низкорослый цветущий кустарник. Один вид насчитывает несколько сотен сортов с разными оттенками мелких цветков – от белого до фиолетового
Заключение
Я изучил литературу о Красной книге и познакомил учащихся своего класса с тем, что в Красную книгу нашего края занесены растения и животные, которых осталось мало. Если ничего не делать они могут исчезнуть совсем, и люди, которые будут жить после нас, их не увидят.
Правила поведения в природе.
Десять «НЕ»:
- Не загрязняй природу
- Не разрушай природу
- Не бери лишнего у природы
- Не разоряй муравейники
- Не рубить живые деревья и кустарники
- Не разводить костры под деревьями
- Не оставлять банки и пластик
- Не рвать цветы
- Не разорять гнёзда птиц
- Не брать домой детёнышей зверей
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.