Индивидуальный проект "Японский пэчворк. Аппликация для ключницы"
Ученический проект по технологии на тему "Японский пэчворк. Аппликация для ключницы" посвящен самостоятельной работе ученицы 8 класса, целью которой было изучить историю техники лоскутного шитья и создать изделие в технике японского пэчворка самостоятельно.
Подробнее о работе:
Подготовленный учащейся 8 класса школы творческий проект по технологии "Японский пэчворк. Аппликация для ключницы" содержит интересные сведения из истории лоскутного шитья и рассматривает варианты пэчворка в разных странах. Особое внимание автор уделяет изучению технологиии создания изделий в технике "японский пэчворк" и применяет ее на практике. В работе предложена разработанная автором технологическая карта, в которой пошагово описаны все этапы работы над созданием аппликации для ключницы в технике "пэчворк".
В учебной творческой работе по технологии для девочек о создании изделия из лоскутков представлена подробная технологическая карта изготовления изделия с иллюстрациями. Данная работа наглядно демонстрирует, что создание картин в лоскутной технике – тонкая и точная работа, которая требует внимания, терпения, умения контролировать свои движения, проявления фантазии, эстетического вкуса. Автор личным примером показывает, что для творчества нет ограничений, и даже с помощью техники лоскутного шитья можно создать настоящее произведение искусства.
Оглавление
Введение
1. Лоскутное шитье – что это?
2. История возникновения лоскутного шитья (пэчворка).
3. Виды техники пэчворка.
4. Японский пэчворк.
5. Применение японского пэчворка.
6. Техника изготовления аппликации для изделия «Ключница».
Заключение
Литература
Введение
Незаслуженно утраченный интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества и особенно к рукоделию в последние годы стал возрождаться и снова становится увлечением многих людей. Лоскутное шитье всегда оказывается востребованным. В чем секрет? Только ли в тяге человека создавать удивительные вещи?
В наше время, когда мы все время куда-то спешим, нет времени сделать паузу, именно мастерская лоскутного шитья может стать местом, где можно побыть наедине с собой, спокойно подумать. Сосредоточенность и работа руками положительно влияет на наши способности, к размышлениям, упорядочению информации, которая постоянно находится в движении, построению планов и соблюдению их очередности в будущем. В общем, сплошные выгоды от занятий рукоделием не ограничиваются прекрасными поделками, изделиями, картинами, которыми можно с удовольствием украсить свой дом.
Лоскутное шитье или пэчворк – прекрасный вид рукоделия, позволяющий любой творческой личности раскрыть свой потенциал и выразить свои мысли и чувства в лоскутках.
Поэтому я выбрала тему проекта «Японский пэчворк».
Чтобы узнать, насколько эта тема изучена, я провела анкетирование среди учащихся ЦВР, одноклассников и родителей. В опросе приняло участие 20 человек.
Утвердительно на первый вопрос (знаете ли вы, что такое лоскутная техника или пэчворк?) ответили 4 человек, что составило 20% опрошенных. Более полные ответы на вопрос: «Какие виды пэчворка вы знаете?» дали 15%. В их числе оказались только взрослые. 100% процентов опрошенных считают, что разбираются в искусстве. И 80% знают, что картины можно создавать с помощью лоскутов ткани.
Обработав результаты анкетирования, я поняла, что мало, кто знает, что видом декоративно-прикладным искусства является и пэчворк. И поэтому я отбросила все сомнения по поводу необходимости изучения этой темы.
Цель проекта: изучив виды и особенности лоскутного искусства, создать работу в технике японского пэчворка.
Задачи:
- узнать историю возникновения лоскутной техники;
- изучить виды и особенности пэчворка;
- выполнить работу в технике японского пэчворка;
- сделать самоанализ проекта.
Лоскутное шитье
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.
История возникновения лоскутного шитья
Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В Музей Ашмола, Оксфордский университет выставлен большой лоскутной фрагмент, состоящий из квадратов в квадратах, все они расположены в алмазных узорах.
В петлице ушко вышивки выполнено в виде цветочного узора, а также четырехлистников и розеток. Фрагмент имеет шов посередине. Радиоуглеродная дата указывает на Османскую дату для лоскутного куска, 1599 года н. э. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э.
В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.
История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Западное название такой техники - пэчворк.
Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.
Англия как родина пэчворка
Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей.
С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него.
С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию. Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.
История лоскутного шитья в России
В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком.
Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере. Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.
История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.
Виды техники пэчворка
По территориальному распространению, особенностям техники создания или в связи с отличиями материалов, из которых изготавливаются вещи, такое направление, как пэчворк, разделяется на несколько видов. Вот основные из них.
Классический пэчворк — это тот же английский — это цельное полотно, сшитое из ситцевых квадратов, чаще всего двух основных цветов, расположенных в строгом порядке, например, в шахматном. Его схемы очень просты и именно с него начинают осваивать лоскутное шитье новички.
Современный английский стиль, разумеется, предполагает гораздо большее разнообразие — это и треугольники, и полосы, и более свободная компоновка деталей, и использование ярких многоцветных элементов. К наиболее распространенным техникам в стиле английской классики можно отнести «шахматку», «акварель» (небольшие элементы с некрупным, чаще цветочным принтом и плавным переходом от светлых цветов к темным), «быстрые квадраты», «полоса к полосе», «волшебные треугольники» (их еще называют «веселые»).
Английская техника пэчворка — самый распространенный вид пэчворка во всем мире. Считается, что зародился он в Англии и потом перекочевал вместе с переселенцами в Америку. Основные характерные черты, присущие классическому английскому стилю, — четкая геометрия и лаконичность и в рисунке, и в элементах. Вещи в английском пэчворке сшиваются из одинаковых по форме и размеру фрагментов.
Вязаный пэчворк — может быть либо комбинированным, сочетающим пряжу и лоскутки ткани, либо полностью трикотажным. В первом случае текстильные фрагменты обвязывают или просто соединяют друг с другом с помощью вязального крючка.
Во втором детали пэчворк-полотна не выкраивают, а вывязывают вручную из пряжи. Для этого вида рукоделия не требуются инструменты для традиционного пэчворка, по сути он является не шитьем, а ручным вязанием.
Пэчворк в технике крейзи – это пэчворк без каких-либо правил и рамок. Слово «крейзи» переводится как «сумасшедший, безумный». Основная идея стиля — экстравагантность и даже эпатаж. Самые невероятные сочетания расцветок, фактур, техник и форм.
И все это обильно сдабривается элементами декора — тесьмой, аппликациями, бусинами, стразами, блестками, кружевами. Но это только кажущаяся вседозволенность — хаотичные на первый взгляд сочетания на самом деле тщательно подобраны и выглядят гармонично, пусть даже это крайне своеобразная гармония. Одной из характерных черт крейзи-пэчворка является декорирование швов — они полностью скрыты под тесьмой, кружевом, бусами или цепочками.
Восточный пэчворк — яркий и красочный стиль. сочетающий в себе классические геометрические и свободные узоры, строгие прямые и плавные линии. В восточном стиле, так же как в современном классическом, создаются не только орнаменты и симметричные рисунки, но и сюжетные картины. В отличие от остальных видов пэчворка, где предпочтение отдается относительно плотным тканям, в восточном пэчворке в качестве основного материала используется дорогой и сложный в работе шелк. Характерная особенность восточного стиля — богатое декорирование вещей кистями, бахромой, бусами, камнями, а также активное использование элементов вышивки.
Японский пэчворк
Японская техника пэчворка — появился благодаря существовавшему давным-давно запрету для простолюдинов носить дорогую яркую одежду (даже если они могли себе это позволить) и крайней бедности, до которой доходили низшие слои в некоторые моменты истории Японии.
Не просто сложить вместе и простегать две-три изношенные куртки для тепла, а сделать стежку красивой и изысканной, украсить темную одежду из дешевого полотна так, чтобы она выглядела нарядно, но сдержанно — из этого и выросло искусство японского пэчворка и квилтинга. Со временем необходимость переросла в самостоятельный вид рукоделия, на который наложили свой отпечаток уникальная японская эстетика и философия.
Японский пэчворк— один из самых сложных стилей, требующий от мастера большого умения, терпения и хорошего вкуса. Для него характерно использование традиционных японских техник «сашико» (стежка швом «вперед иголку») и «йосиги-ре» (составление рисунков и картин из отдельных лоскутков), животных и растительных орнаментов, создание целых сюжетов с помощью выстегивания.
Сейчас мастера пользуются для создания вещей в стиле японского пэчворка современными инструментами, в том числе и швейной машинкой, но настоящий японский пэчворк, выполненный в традициях японской философии творчества, отшивается исключительно вручную.
Основные отличия от других техник печворка
- Используются специальные стежки;
- Применяется техника соединения лоскутного шитья (традиционного) и крепления элементов стежками одновременно;
- Основные картины на изделиях – природные мотивы (цветы и поля);
- Геометрическими фигурами выстраиваются изображения цветов и растений;
- Основные ткани, применяющиеся в работе – шелковые (английский вариант – хлопчатобумажные);
- В процессе работы используется особая техника вышивания, называемая сашико, выполняемая в технике «иголку вперед».
Применение японского пэчворка
Техника изготовления аппликации для изделия «Ключница»
Этапы выполнения | Техника выполнения | Иллюстрация |
1 этап | Рисунок переводится на бумагу (два экземпляра) | |
2 этап | Детали вырезаем, переводим на ткань с припусками 6 мм | |
3 этап | Создаем заготовки для аппликации с использованием клеевого карандаша | |
4 этап | Собираем аппликацию на листе с выкройкой | |
5 этап | Прикалываем булавками первую деталь аппликации и пришиваем нитками в тон верха | |
6 этап | Пришиваем все детали |
Получаем готовое изделие
Заключение
Цель моего проекта достигнута, задачи полностью выполнены. Практическое назначение проекта: использование реферативной и практической частей на занятиях технологии, изобразительного искусства и в виде методических рекомендаций для оформления интерьера, одежды.
Мои работы в технике японского пэчворка выполнены аккуратно, обладают художественными достоинствами и соответствуют эстетическому вкусу.
Пэчворк – это занятие не только для рук, но и для души. Это возможность самому создать шедевр.
Создание картин в лоскутной технике – тонкая и точная работа, которая требует внимания, терпения, умения контролировать свои движения, проявления фантазии, эстетического вкуса. Я научилась экономно и бережно относиться к материалам. Работать вдохновенно и творчески подходить к решению задач. И я горда тем, что продолжаю традиции народного творчества, которое неисчерпаемо, как неисчерпаема душа народа.
Список литературы
- Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.
- Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. М.: Эксмо– пресс, 1998.
- Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.
- Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: Эксмо-пресс, 2000.
- Уцеховская Л. Лоскутная пластика. М.: Легпромбытиздат, 1989.