Проект "Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования"

В готовой исследовательской работе по психологии «Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования» автор рассматривает ключевые открытия в области изучения межличностных конфликтов среди подростков, а также проблему конфликтных ситуаций между подростками и родителями, подростками и педагогами.
Подробнее о работе:
В процессе исследовательского проекта по психологии «Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования» было изучено понятие "межличностный конфликт", рассмотрены основные причины возникновения межличностных конфликтов, определены методы их урегулирования и способы, как избежать конфликтных ситуаций.
В исследовательском проекте по психологии о межличностных конфликтах было проведено исследование, направленное на выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11б класса. В ходе исследования, пользуясь методикой Томаса был установлен характер поведения подростков в конфликтной ситуации.
Межличностные конфликты среди школьников, к сожалению, происходят нередко. Проблема состоит в том, что далеко не всегда им удается проявить необходимые коммуникативные умения для их урегулирования. Ребята далеко не всегда обладают необходимой информацией. Как же правильно разрешать конфликты без психических и физических последствий?Как следует реагировать на агрессию со стороны одноклассников? Как родители могут помочь ребенку в конфликтной ситуации? Если же конфликт переходит на более сложную стадию, куда можно обратиться за помощью?
На эти и другие вопросы можно получить ответ в ходе работы над проектом по данной теме.
Оглавление
Введение
1.Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка.
1.1. Причины межличностных конфликтов.
1.2. Способы урегулирования межличностных конфликтов.
1.3. Роль учителя в конфликте.
1.4. Действенные методы воспитания.
2. Практическое исследование стратегий поведения в конфликте.
2.1. Методика Томаса.
3. Выявление стратегий поведения в конфликте.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.
Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.
Как избежать конфликтной ситуации? Как научиться управлять конфликтом? На эти и многие другие вопросы следует ответить в ходе работы над проектом.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.
Для этого необходимо решить ряд задач, которыми определяются этапы проекта:
- изучить литературу по теме«межличностные конфликты»:
- причины их возникновения
- как их избежать
- способы урегулирования таких конфликтов
- провести исследование «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11б класса»
- произвести анализ полученных результатов, сделать выводы
- создать продукт проекта - буклет (пакет рекомендаций по урегулированию конфликтных ситуаций)
- создать презентацию для выступления на защите.
Вопросы проекта:
- Влияет ли воспитание в семье на конфликтность ребенка?
- Следует ли родителям и учителям вмешиваться в конфликты? В каком случае?
- Как конфликты в подростковом возрасте влияют на формирование личности?
- Какие стратегии могут использоваться для урегулирования конфликтов?
Оборудование: компьютер, интернет
Продукт проекта: пакет рекомендаций школьникам и их родителям по урегулированию межличностных конфликтов (буклет).
Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка
Первый социум, в который попадает новорожденный ребенок – это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, эталоном поведения, не терпящим альтернативы. Здесь он осваивает навыки межличностного взаимодействия по примеру подражания родителям, в том числе и способы поведения в конфликтных ситуациях.
Мировая практика педагогической и психологической помощи детям и их родителям показывает, насколько велико влияние взрослых на развитие ребенка. Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Важно отметить, что на результаты воспитания оказывают непосредственное влияние личностные качества родителей.
Важно знать, когда:
- ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
- ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;
- ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
- ребенка хвалят – он учится быть благородным:
- ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
- ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
- ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
Причины межличностных конфликтов
Существует множество причин межличностных конфликтов, вот некоторые из них:
- отсутствие гибкости и следование сомнительным стереотипам в воспитании детей
- особенности возраста
- несовпадение взглядов на жизнь
- различия в целях
- различия в ценностях
- различия в манере поведения и жизненном опыте
- личностные особенности участников столкновений
Способы урегулирования межличностных конфликтов
Существуют определенные методы по урегулированию межличностных конфликтов, их следует использовать:
- не отвечать агрессией на агрессию
- не оскорблять и не унижать оппонента
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию
Роль учителя в конфликте
- Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.
- Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт?
- В некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.
- В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.
- Однозначно можно утверждать следующее: если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.
- Также учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.
Действенные методы воспитания
Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых:
- поощрение (словесное, материальное)
- одобрение
- похвала
- награда (поездка на отдых, развлечение и т.д.)
- требование (указ, приказ, намек, совет, просьба)
- показ перспективы (близкая, средняя, дальняя)
- наказание (словесное суждение,наложение дополнительных обязанностей, оценка действия и поведения ребенка, выражение своего отношения по поводу совершенного ребенком поступка)
- конструктивная критика
Практическое изучение стратегий поведения в конфликте
Для выявления стратегий поведения в конфликте, был проведен опрос среди учеников 11 Б класса. Данный опрос выявит, какую стратегию используют чаще всего, а к какой прибегают реже.
Было проведено исследование «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11б класса» с использованием методики «Тест Томаса». В опросе приняли участие 24 человека. Результаты были проанализированы, что позволило сделать выводы.
Методика Томаса
1) Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса показывает типичную реакцию на конфликт, а также дает информацию о способах разрешения конфликтной ситуации.
2) Существует 5 типов поведения в конфликте:соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Соперничество
Соперничество состоит в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Тот,кто выбирает эту стратегию поведения, оценивает свои интересы в конфликте как высокие, а интересы соперника — как низкие. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Избегание
Стратегия избегания отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Избегая, участник находится в ситуации конфликта, но не пытается его разрешить.
Приспособление
Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
Сотрудничество
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
Выявление стратегий поведения в конфликте
Результаты опроса:
Выводы:
- В 11б классе преобладающим типом поведения является приспособление (33%)
- Пятая часть опрошенных (22%) способны к сотрудничеству
- Порядка трети опрошенных прибегают к наименее эффективным методам урегулирования конфликтов: соперничество (11%) и избегание (17%)
- Исходя из этого, можно предположить, что в классе конфликтные ситуации возникают нечасто, но достаточно большая группа ребят могут испытывать трудности при урегулировании межличностных конфликтов и нуждаются в совершенствовании своих коммуникативных навыков.
Выявление стратегий поведения в конфликте
Продукт проекта: продуктом проекта является букле тдля школьников, родителей и учителей, в котором содержится следующая информация:
Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений:
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении
- Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»
- Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми
- Будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей
- Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни
- Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию
- Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Рекомендации учителям:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу (например, пропускать вперёд девочек в двери)
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми
- Учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.
Рекомендации школьникам:
- не отвечать агрессией на агрессию
- не оскорблять и не унижать оппонента
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию
Заключение
В заключении хочется отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество). Родителям следует придерживаться норм и правил при воспитании ребенка, а учителя помогать в формировании коммуникативных навыков. При этом главное - это забота и взаимопонимание для дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
Личность ребенка формируется с ранних лет, родители играют важную роль в воспитании ребёнка. Ещё в дошкольном возрасте закладываются те качества, которые ребенок будет развивать в себе на пути дальнейшего развития.
Чаще всего неправильное воспитание закладывает в ребенке негативные черты характера, что способствует возникновению конфликтов среди сверстников.
В конфликте ребенок выбирает ту стратегию, которая соответствует его взглядам.
Родители должны использовать действенные методы воспитания.
Учителя должны создавать условия для благополучного развития детей и помогать им в урегулировании конфликтов.
Для написания работы были использованы ресурсы Сети Интернет
Приложение 1
Можете ли вы найти выход из конфликтной ситуации?
1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. А) Обычно я стремлюсь добиться своего. Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. Б) Я стараюсь добиться своего.
7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. А)Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. Б) Я отстаиваю свою позицию.
23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А) Зачастую стремлюсь избежать споров. Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. А) Я пытаюсь щадить чувства другого. Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.