Индивидуальный проект "Чегемское ущелье"
Представленная исследовательская работа по краеведению "Чегемское ущелье" посвящена сбору сведений и глубокому изучению истории Чегемского ущелья и его памятников, наглядно демонстрирует историю и достопримечательности Чегемского ущелья при помощи фотографий и подробного описания самых красивых мест этого уголка.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по краеведению "Чегемское ущелье" изложены теоретические сведения об истории Чегемского ущелья, рассказывается о правителях Верхнего Чегема, описывается природа гор и долины реки Чегем, которая за свою многовековую историю пробила путь в известняковых породах гор, и, вырвавшись на равнину, слилась с Баксаном.
В предложенном проекте по краеведению "Чегемское ущелье" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, дается географическая характеристика Чегемского ущелья, на основании анализа теоретических сведений и личных наблюдений утверждается, что
Чегемское ущелье – это этническая и природная «жемчужина» Северного Кавказа.
Оглавление
Введение
1. Историческая справка о Чегемском ущелье.
2. Правители Верхнего Чегема.
3. Известность Чегемского Ущелья.
Заключение
Литература
Введение
В республике Кабардино-Балкария расположено очень много изумительных, красивейших и богатых горными пейзажами мест. Одним из таких является Чегемское ущелье. Местные жители говорят: «Кто в Чегеме не бывал, тот Кавказа не видал».
Чегемское ущелье – ущелье реки Чегем, которое делит Кабардино-Балкарскую горную зону на южную и северную части. Здесь протекает глубокая и извилистая река.
Вдоль горной узкой дороги, тянущейся по дну ущелья, то справа, то слева ревет река Чегем, которая за свою многовековую историю пробила путь в известняковых породах гор, и, вырвавшись на равнину, слилась с Баксаном. У этой горной реки очень бурный нрав, из-за быстрого течения по покрытому острыми камнями дну, она бурлит и пенится, и создается такое ощущение, что в стремительный ярко-голубой поток вылили мыльную воду.
Ущелье вначале кажется довольно-таки мрачным: над головами нависают огромные каменные глыбы, а расстояние от одной скалы до другой, между которыми проходила дорога, прорубленная в скалах, было метров 15- 20. Такое ощущение, что мы попали в мрачный каменный мешок, а горы вот-вот рухнут на голову.
Цели:
- Глубокое изучение истории Чегемского ущелья, его памятников.
- Наглядная демонстрация истории и достопримечательностей Чегемского ущелья.
Задачи:
- Знакомство с дополнительной литературой по теме.
- Более подробное знакомство с историей Чегемского ущелья, его достопримечательностями, этническими памятниками.
- Анализ и сравнение полученной информации.
Гипотеза: Чегемское ущелье – этническая и природная «жемчужина» Северного Кавказа.
Над ее водами возвышаются высокие скалы, как будто искусственно украшенные зеленью кустарников и деревьев. Со скал обрушиваются вниз шумные водопады. Все это создает уникальный колорит Чегемского ущелья. Говорят, что слово «Чегем» («сломанная земля»), произнес богатырь Карашауай. Богатырь Карашауай решил проверить силу своего коня и заставил его бить копытом о скалу.
Тот сильно ударил о камень и пробил в нем дыру, откуда потекла вода. На радостях богатырь выкрикнул слово «чегем», которым по сей день называется ущелье и река. Со временем количество таких дыр в горе увеличилось, и образовались Чегемские водопады. Перед человеком, который подходит к теснине, открывается узкий каньон с 300-метровыми скалистыми стенами, словно распиленными потоком горной реки.
Ущелье протянулось неподалеку от трассы А 158 и населенных пунктов Былым, Жанхотеко и Нижний Чегем. От каждого из них нужно будет пройти несколько километров пешком, чтобы оказаться в самом ущелье или на его вершине. Следует заметить, что горные тропы достаточно извилисты, поэтому опытные туристы рекомендуют взять с собой проводника, роль которого может сыграть любой из местных жителей.
В зимнее время года ущелье заполняется ледяными колоннами и столбами, которые напоминают сталактиты. Стены состоят из нескольких пород разной толщины, которые на протяжении многих лет формировали сие горное образование. Дно ущелья находится здесь на высоте 1000 - 1300 м над уровнем моря, а высота хребта достигает 3000 м.
Так что ущелье представляет собой каменный мешок. По легенде многие ущелья этих мест образовались от того, что дьявол, которому прижгли раскаленными щипцами лицо, хлестал по земле хвостом. Не случайно, эти ущелья называют «дьявольскими». Действительно, трудно поверить в естественное образование этих скал, нагромождений камней, расщелин и речек …
Историческая справка о Чегемском ущелье
Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке.
В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет.
В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавицы — кумычки Кериме.
Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.
Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников). Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)...
Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.
Занимались чегемцы разведением овец и коз, выращиванием ячменя и овса. Топограф И. Бларамберг в середине 19 века писал о том, что чегемцы изготавливали превосходное пиво, получали селитру и производили порох, а также добывали свинец в недрах горы Коргашинли-Тау, отливали пули и продавали их соседним народам.
Добывали чегемцы в горах также железный купорос, который использовался при выделке кож. Важную роль играло скотоводство. Причем, разводили здесь особых мулов или лошаков («каракатыр»), которых получали от скрещивания лошадей и ослов мелкой грузинской породы. Здешний мед славился качеством, но иногда обладал опьяняющим действием, если пчелы собрали пыльцу рододендрона или понтийской азалии.
Несмотря на начало исламизации в конце XVII в., у местного населения долго сохранялись христианские и дохристианские пережитки. В 1736 г. кизлярский дворянин Алексей Тузов видел в Чегеме две целые каменные церкви (только без глав) и остатки часовен с фресками, а также отмечал, что жители местные соблюдали пост в течение семи недель весной и двух недель летом, не ели в пост ничего мясного и молочного.
Знать же исповедовала мусульманство. П. С. Паллас в конце XVIII в. раздобыл в церкви ущелья Жилгису несколько листов старинного евангелия на греческом языке. Сама церковь необыкновенно почиталась беременными женщинами, которые молились там о благополучных родах. Еще в 1920-1930-х годах балкарцы Чегемского ущелья почитали священные родники, рощи, отдельные деревья, камень Авсолтуу и др. природные объекты.
Скалы здесь тоже интересны - это не просто каменные глыбы, а изрезанные веками, толщи горных пород, где видны останки Юрского периода в виде морских отложении. Оказывается здесь, когда-то было море. Глаза отказываются в это верить, но факты - вещь упрямая.
Правители Верхнего Чегема
Верхний Чегем имеет историю, уходящую в глубь веков. Здесь находился административный центр Чегемского Горского общества, территория которого охватывала Чегемское и часть Баксанского ущелий.
Согласно преданию, родоначальник последней династии правителей Чегема был родом из фамилии Болотуко из Абадзехии, звали его Анфако. Не ужившись с братьями, Анфако первоначально пришел в Баксанское ущелье.
Во время одного из столкновений с местным населением он погиб, но после него остались двое сыновей – Баймурза и Джанмурза. Оба они со временем перебрались в Чегемское ущелье, где князем у местного населения был Берды-бий.
В ходе междоусобицы потомки Анфако, а именно, Келемет со своими людьми, уничтожили за одну ночь всех 12 сыновей, одного внука и Акмурзу, внука Берды-бия, и никого в этом роду из мужчин не осталось. В итоге правление в Чегемском обществе полностью перешло к потомкам Анфако. От Берды-бия остался чудом уцелевший праправнук Тууду, родившийся в Дигории, и от него пошли Чегемские Туудуевы, которые, впрочем, уже не имели власти в обществе, хотя и относились к сословию таубиев, что подтверждается и архивными документами вплоть до первой трети ХХ века.
Таким образом, вплоть до 1917 года власть принадлежала потомкам Анфако: Балкаруковым, Кучуковым, Келеметовым, Барасбиевым. Но в 1920-х годах они, как представители высшего сословия, подверглись репрессиям и были выселены за пределы Балкарии.
Рядом с местными жителями здесь в разное время селились выходцы из Сванетии, Осетии, Дагестана и других мест. Они приносили сюда свои верования и культурные традиции, ассимилировались с коренным населением.
Известность Чегемского Ущелья
Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема - у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су - происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Самая главная достопримечательность Чегемской теснины — это, конечно же, стена водопадов Су-Аузу («водяное горло»). Потоки воды вырываются прямо из скал и обрушиваются вниз бурлящим потоком с высоты 50–60 м.
Вообще такого количества водопадов как в Кабардино-Балкарии, нет больше нигде. Их в Чегемском ущелье больше 10. Они находятся рядом друг с другом и обладают разными параметрами. Горные разломы уходят высоко вверх и плачут многочисленными водопадами. Из-за этого Чегемские водопады называют еще плачущими (или по-научному воклюзами): как будто скалы выдавливают из себя потоки слез - это вода промыла внутри горных пород себе дорогу на свободу.В некоторых из них вода стекает вниз маленькими струйками из расщелин в скалах,
а в других – падает крупными лентами различной ширины. Днем лучи солнца превращают водяную пыль в яркую радугу, освещающую самые потаенные уголки данного природного объекта.
Красиво ущелье в любое время года. В зной здесь прохладно. Осенью красоту создают «цветные» листья деревьев. Радуга, создаваемая Чегемскими водопадами и освещенная яркими лучами солнца, оживляет это, угрюмое на первый взгляд, место. Таких водопадов здесь очень много. И вот вся эта группа очень маленьких водопадов и представляет жемчужное ожерелье водопадов чегемского каньона.
В зимнее время вся эта стена покрывается огромным ледяным панцирем, но даже под ним вода бьет, пульсирует, стремится вырваться наружу, ежедневно наращивая огромные колоннады льда. Высота чегемского водопада не такая и большая, всего 50 - 60 метров, но красота неописуема, особенно в зимний период. Со скал свисают тысячи сосулек, верхушки гор укрыты снегом. Все это сверкает и переливается миллионами цветов. Кажется, что попал в сказку. И весь этот лед, весь этот панцирь представляет собой «седую бороду». Отсюда произошло второе название стены Чегемских водопадов – «Сакалтуп».
Здесь все пронизано легендами. Самый большой водопад - Адай-Су (Девичья коса) находится в 200 м от дороги и в 5 км от теснины реки Чегем. Вода срывается с отвесной скалы с высоты 30 метров.
С его названием связана другая местная легенда: высоко в горах находилось небольшое горское селение, где жили девушки редкой красоты с чёрными косами до пят. И вот однажды к селу подошли враги, которые захотели увести их в рабство. Девушки предпочли смерть плену - помчались к скалам и, подбежав к пропасти, попрыгали вниз, цепляясь косами за горные выступы. Так и образовалась стена Чегемских водопадов, а струи воды – это волосы непокорённых горянок. И, правда, похоже.
Здесь другой мир, другая природа и другие люди.
Заключение
Чегемское ущелье - одно из самых необычных, противоречивых и контрастных. Знаменито ущельекак своими природными памятниками - великолепными водопадами, нарзанными источниками, пещерами, так и созданными руками человека сторожевыми башнями, мавзолеями, храмами.
Чегемское ущелье - удивительное, непередаваемое зрелище.
Литература
- Батчаев В. М. Балкария. Историко-культурное наследие народов центрального Кавказа. Выпуск 1. – Москва, 2006г. – 240 с.
- История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева: В трех томах. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010г.
- Керефов Б.М. Памятники сарматского времени в Кабардино-Балкарии. – Нальчик, Эльбрус, 1988г. – 216 с.
- Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. – Нальчик, Эльбрус, 1969г.