В процессе создания индивидуальной исследовательской работы на тему «Путешествие в прошлое» автором была поставлена цель, узнать, как проводили свободное время дети - жители нашего города в начале ХХ века. Для этого он изучает и анализирует «Хроники Новосибирска» за 1893-1916 гг., изучает фотографии родного города, датированные началом ХХ века.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по окружающему миру «Путешествие в прошлое» автор выясняет, где проводили свой досуг его ровесники в начале прошлого столетия, узнает, в какие игры они играли, чем увлекались, находит информацию о детских праздниках в г. Новосибирске в начале ХХ века.
В ученическом проекте по окружающему миру на тему «Путешествие в прошлое» учеником 4 класса начальной школы, собрана и изучена информация о досуге детей, живших в г. Новосибирске в 1900-е годы. Автор выясняет игры праздники и другие занятия детей в свободное время более ста лет назад.
Оглавление
Введение
1. Путешествие во времени.
Заключение
Список ресурсов
Приложение
Введение
Актуальность темы: Детство – неотъемлемый период в жизни любого человека. Как правило, оно связано с семьей, играми, учебой в школе, мечтами, познанием стремительно меняющегося мира. В 1900 году в поселке Александровский (так раньше назывался будущий Новониколаевск-Новосибирск) родилось 562 новых жителя, из них 298 - мальчики. Мне захотелось представить себя одним из них.
Каким бы я был, если бы жил сто с лишним лет назад?
Чтобы представить себя ребенком того далекого времени, мне пришлось познакомиться с историей своего города, просмотреть множество фотографий, прочитать странички воспоминаний людей о своем детстве в Новониколаевске начала ХХ века.
Объектом моего исследования стал досуг моих сверстников, проживавших в Новониколаевске в то время.
Предметами изучения стали игры, праздники и другие занятия детей в свободное время более ста лет назад.
Цель работы - узнать, как проводили свободное время дети - жители нашего города в начале ХХ века.
Задачи работы:
- Выяснить, где проводили свой досуг мои ровесники в начале прошлого столетия.
- Узнать, в какие игры они играли, чем увлекались.
- Найти информацию о детских праздниках в нашем городе в начале ХХ века.
Методы исследования:
- Изучение и анализ «Хроники Новосибирска 1893-1916 гг.»
- Изучение фотографий начала ХХ века.
Значимость работы: теоретическая и практическая значимость моей работы заключается в том, что она помогла составить представление о жизни детей нашего города в начале ХХ века и добавляет страничку в историю нашего города.
Путешествие в прошлое
Семьи в то время были большими. В них было много детей. Меня могли назвать при крещении Василием или Григорием, а может быть Иваном, Кириллом, Николаем, Петром. А мои сестры наверняка носили бы имена Анастасия, Анна, Евдокия, Елена, Ксения, Мария, Татьяна. Эти имена в то время были самыми популярными в нашем городе.
Где бы я учился?
Скорее всего, я сначала посещал бы одну из начальных школ. А потом продолжил учиться в реальном училище. А сестрички ходили бы в городскую женскую гимназию.
Где бы я проводил свободное время?
Ходил бы в воскресную школу.
Зимой катался бы на коньках – «снегурках» и на санках с большой горки у железнодорожного моста.
Летом играл бы с друзьями в лапту, городки, мяч, «чижик», бабки, дубинку, запускал бумажного змея, катал колесо, купался в реке Обь.
А может быть, родители купили бы мне какой-нибудь из этих велосипедов, и я принял бы участие в соревнованиях на площади, где сейчас располагается Центральный рынок.
Настоящим праздником для меня и моих сестер было бы посещение 2-3 раза в год синематографа (так тогда называли кинотеатры). Для этого пришлось бы попросить у родителей по 20 копеек на билеты на самые дешевые места.
И еще мы часто ходили бы в цирк. Один раз нам просто повезло увидеть известный «цирк зверей» дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова.
И еще мы любили бы гулять в садах и парках города. Например, в «Александровском» или в «Альгамбре». Там мы могли потанцевать, купить что-нибудь вкусное в буфете, прогуляться возле фонтана, посмотреть выступления приезжих артистов, послушать духовой оркестр.
А длинными осенними и зимними вечерами, когда на улице были непогода и мороз, в большой комнате нашего уютного дома, собравшись всей семьей, мы играли бы в настольное лото, «Гуська», собирали бы архитектурный конструктор или устроили бы настоящий настольный театр.
Как все дети, я с нетерпением ждал бы Нового года, чтобы сходить на организованную городской управой новогоднюю елку. Вместе с другими детьми мы бы там пели, танцевали, играли и получали в подарок сладости, книжки и игрушки.
Сестрам, скорее всего, подарили бы куклу и шоколад. А что бы подарили мне? Скорей всего, интересную книгу.
Заключение
В отличие от современных, дети начала ХХ века больше времени проводили на свежем воздухе, у них были разнообразные подвижные игры. Многие игрушки они мастерили своими руками, любили читать, заниматься спортом.
Но у них и современных детей также много общего: развлечения, тяга к новому, ожидание новогоднего чуда.
Литература
- Хроника Новосибирска 1893-1916.
- Путешествие во времени: из купеческого Новониколаевска в советский Новосибирск.
- Толстовская, бывшая Будаговская, первая Новониколаевская библиотека.