Данный методический материал на тему "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста" был создан с целью облегчения работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Подробнее о материале:
В работе представлены методические разработки и планы проведения занятий по развитию связной речи дошкольников с применением мнемотехник, рассчитанных на определенный возраст ребенка. Методические приемы работы с младшими и старшими дошкольниками незначительно отличаются, но одинаково продуктивно влияют на обогащение речи ребенка и обеспечивают его понимание окружающего мира.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на:
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Работая с детьми средней группы, я столкнулась с множеством проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция. (рис. 1. Составление рассказа на тему «Осень»).
Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. (рис.2. Описание внешнего вида насекомых)
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету». (рис.3. Работа с мнемотаблицей. Заучивание стихотворения «Елочка»)
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.
Л. С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. (рис. 4. Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа на тему «Зима»).
Данные факторы реализуются в технологии мнемотехника. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. (рис.5. Работа с таблицами).
Цель обучения мнемотехнике:развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;
- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнение заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте или явлении;
- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
- развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
- Как и любую работу, выстроила от простого к сложному. Начала с использования простейших мнемоквадратов.
Последовательно перешла к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы было понятно детям. (рис. 6. Мнемотаблица на тему «Зима»)
Образовательная деятельность с использованием приемов мнемотехники выстраивалась по трем этапам:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по теме образовательной ситуации. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети самостоятельно «открывают» символ.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.
Применяю их для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для формирования представлений детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому совместно с детьми мы их дополняем. Например, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». (рис. 7. Цветная мнемотаблица).
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность и насыщенность рассказа.
Для детей младшего и среднего возраста даются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная, солнышко – желтое. Позже – необходимо усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. (рис. 8. Цветная мнемотаблица).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Требования к мнемотаблицам :
- модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели нужно обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Работа с использованием приемов мнемотехники выстраиваем в следующей последовательности:
- Введение элементов символов (формы, величины, действия).
- Использование опорных схем в различных видах деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален).
- Введение отрицаний.
- Сочетание символов, чтение цепочки их.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
- Творческое создание детьми опорных схем. (рис.9 Творческое создание детьми опорных схем).
Таким образом, в процессе работы у детей произошел существенный рост в познавательно-речевом развитии:
- увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории,
- появился интерес к заучиванию стихотворений, загадок, потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети научились самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, работать по алгоритму, преодолевать робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.
Список использованной литературы
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.
3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.
5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6.
6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
7. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10