Проект "Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина"
В готовой исследовательской работе по литературе "Любовная лирика Пушкина" ученицей 9 класса была поставлена цель, показать, что к теме любви Пушкин обращался постоянно на протяжении всей своей жизни, и раскрыть пушкинское понимание любви, как важнейшей жизненной ценности.
Подробнее о работе:
В ученической исследовательской работе по литературе на тему "Любовная лирика Пушкина" автор выясняет, что каждый раз вдохновляло поэта на создание произведений о любви, изучает факты из биографии Александра Сергеевича и сопоставляет даты интересных событий со временем написания того или иного стихотворения. Более детально рассмотрены стихотворения "Я вас любил...","Я помню чудное мгновенье...","На холмах Грузии...".
В индивидуальном детском проекте "Любовная лирика Пушкина" автор дает определение понятию "лирика", выясняет основные направления в творчестве А.С. Пушкина, характеризует понятия "любовная лирика" и "дружеская лирика", определяет, кто из реальных женщин стал прототипом лирических героинь в самых известных стихотворениях автора о любви.
Оглавление
Вступление
1. Любовь в жизни А.С. Пушкина и её отражение в его творчестве.
2. Пушкин - поэт-лирик.
3. "Я помню чудноемнгновенье" как гимн любви. История создания этого стихотворения.
4. Отражение любовных переживаний Пушкина и его представлений о женщине в стихотворении "Признание".
5. Любовь - воспоминание в стихотворении Пушкина "Я вас любил ."Образ поэта и его возлюбленной.
6. "Чистейшей прелести чистейший образец..."(сто тридцатая любовь А.С. Пушкина)
Заключение
Литература
Введение
Александр Сергеевич Пушкин - центральная фигура не только литературы 19-го века,но и всей русской культуры. Прошло уже более двухсот лет со дня его рождения, а великие творения поэта продолжают находить всё новых и новых поклонников как в нашей стране,так и за рубежом.
В наше сознание Пушкин приходит не только через поэзию,но и через обыденную жизнь. Действительно,в каждом крупном городе есть Пушкинская улица стоит памятник Пушкину.В нашем городе имя поэта присвоено Центру Культуры и Духовности.
Наверное, для одних из нас Пушкин-это символ русской культуры,символ борьбы и надежд,веры в великое предназначение России, для других же он-часть души. Этот человек вошёл в духовную биографию каждого человека, стал постоянным собеседником, его стихи помогают находить ответы на сложные вопросы бытия, помогают выстоять в самых трудных ситуациях
Читая А.С.Пушкина, слышишь его голос, он был первым,разрушивший условность авторского образа: в своих произведениях он разговаривает с читателям и,как с близкими людьми,понимающими его с полуслова("друзья мои","братья", "мой читатель.")
Уходили одни поколения,приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым,необходимый народу, каждому человеку,к его поэзии обращались и в дни тяжких испытаний.Имя Пушкина соединяет невидимой нитью поколение людей,объединяет нас с прошлым.
В историю русской литературы Александр Сергеевич вошёл как крупный представитель романтизма и классической школы реализма,как создатель русского литературного языка. Жизнь поэта,как известно была недолгой(не дожил и до сорока лет). Но то, что он успел сделать,составило целую эпоху русской культуры,которая и получила название пушкинской,а также" золотого века" русской литературы.
В я ставила перед собой следующие цели и задачи:
- показать,что к теме любви Пушкин обращался постоянно на протяжении всей своей жизни;
- раскрыть пушкинское понимание любви,как важнейшей жизненной ценности;
- попробовать выяснить,что каждый раз вдохновляло поэта на создание произведений о любви.
Для этого попытаюсь проанализировать ряд любовных стихотворений Пушкина("я вас любил...","я помню чудное мгновенье...","На хомах Грузии...", опираясь не только на сами тексты, но и на некоторые факты биографии поэта.
Пушкин - поэт-лирик
Итак, мы знаем Пушкина прежде всего,как поэта-лирика. Лиризм-это удивительная способность поэта всякий раз,в неповторимости мгновенья пережить мир как бы заново, почувствовать его свежесть,изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. Лиризм-это способность воплотить в стихотворной строке пережитое и передать волнение души так проницательно остро,так эмоционально тонко и таким точным словом,что читатель испытывает потрясения:это написано о нём.
Лирическая поэзия вся устремлена к человеку. И читатель должен принять её с открытой душой. "Прочесть как следует произведение лирические-вовсе не безделица",-заметил когда-то Гоголь. Для этого "нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение,наполнявшее его душу; можно душой и сердцем почувствовать всякое слово его".
Соотношение лирической поэзии и этнических жанров в творчестве Пушкина менялось,но именно лирика-наиболее яркое и глубокое выражение пушкинсого гения-даёт полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта.
Дружеская и любовная лирика - заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвящённых друзьям и возлюбленным,раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностях,созданы яркие образы друзей и любимых женщин.Дружба и любовь для Пушкина-спутники юности,они возникают в"вихре жизни молодой"и сопровождают человека всю жизнь.
Потребность Пушкина в дружеском общении в понимании и поддержки друзей была столь же неизменной,как и потребность любить и быть любимым. Почти всегда эти чувства обладали поэтом и были непосредственными источниками счастья и горя всей его жизни.Ведь,как отмечают исследователи (Б.С.Мейлак,Ю.М.лотман): "Пушкину ,были присущи такие черты характера,как впечатлительность, пылкость,способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви,способность привязываться к человеку, горячий темперамент,влечение к жизни,жизненным удовольствиям и тревогам".
В отличие от дружбы,в которой Пушкин ценил постоянство, верность,любовь рассматривается как чувство переходящее. Оно, подобно буре,властно захватывало поэта,давало ему мощный источник вдохновения,лишало его свободы:
Но вас я вижу,вам внимаю,
И что же?...Слабый человек.
Свободу потеряв навек ,
Невольно сердцем обожаю...
(К.Н. Голициной)
Но,как всякая буря,чувства угасали,превращаясь в "угасший пепел"," цветок засохщий, безуханный". Пушкин не искал вечной любви,вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе"науки страсти нежной", ему хорошо знакомо всё,что составляет круг любовных отношений: признание и клеветы,разуверения и измены, "могучая страсть" и мягкая нежность "Пушкинская влюбчивость - именно в силу широты и восполняемости этого чувства - принимает размеры жизни, отданной одному занятию,практикуемому круглосуточно виде вечного вращения посреди женских прелестей.
А вот со следующим высказыванием я не совсем согластна: "Но многочисленность собрания и любвиобилие героя не позволяют ему вполне сосредоточиться на объекте и пойти дальше флирта,которым по существу исчерпываются его отношение с волшебницами".
Да, Пушкин был человеком,жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. "Отметим,что в шедеврах Пушкинской любовной лирике ("К..."( 1825),"Я вас любил"(1829),"На холмах Грузии..."(1829)и др,) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения "Я вас любил..."или "На холмах Грузии...", искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт,признаваясь в искренней нежной любви или повторяя, как заклинание,"печаль моя полна тобою,/ Тобой,одной тобой..."
Нам всем хорошо известно стихотворение,изучающееся в программе средней школы "Я помню чудное мгновенье..." "Как известно, оно посвящено одной из возлюбленных поэта - Анне Петровне Керн. В нём отразились две встречи с Анной: 1819 и 1825гг. Если бы А.П.Керн не пересекла жизненного пути Пушкина, не был бы создан этот дивный гимн любви.
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье ,
Как гений чистой красоты.
Сохранились свидетельства необычайного возбуждения, необычайной страсти, которую переживал поэт во время первой встречи с Керн в Тригорском.
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
История этого романа весьма показательна для того, как в это время преломлялось общее становление личности Пушкина в зеркале его любовных переживаний. А.П.Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. Её подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего она, в конце концов и добилась, выйдя уже после сорока лет, вторично и весьма удачно замуж.
Но в тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным,это - женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией. Пушкин полюбил её. Стихотворение поэт писал в зените: любовь к Керн и самый её образ вознесены до высот недосягаемых. Но чувство не смогло удержаться на этих высотах,и обыденная жизнь вступила в свои права,когда началась борьба за обладание.
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Письма Пушкина к Керн 1825 года - памятник этой борьбы: "Снова берусь за перо, ибо умираю с тоски и могу думать только о вас. Надеюсь, вы письмо тайком спрячете ли вы его у себя на груди. Ответите ли мне длинным посланием? Пишите мне обо всем,что придет вам в голову - заклинаю вас. Если вы опасаетесь моей нескромности, если не хотите компрометировать себя, измените почерк, подпишитесь вымышленным
именем, сердце мое сумеет вас угадать. Знаете что? пишите мне и так, и этак - это очень мило."
Небесный образ Керн теряет свою прозрачность, и проступает образ земной, по-земному очаровательный и притягательный. Пушкин и Керн расстанутся, но он продолжит относится к ней с великим уважением и любовью. Мы можем увидеть это в трёх произведениях "Я помню чудное мгновенье".
Тянулись тихо дни мои
Без божества без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Души настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Пушкин вновь встретится с Керн в 1825г. после деревенской ссылки в Михайловском,и может быть на одну минуту в нем вспыхивает забытое чувство.
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, ислёзы, и любовь.
Но ни одна А.Т. Керн была для Пушкина предметом любви, вожделения и обладания.
В доме П.А. Осиповой, тёти Керн, вместе с ёё детьми жила и росла ёё падчерица дочь её второго мужа И.С. Осипова, Александра Ивановна. В семье ёё звали Алиной и Сашенькой В годы появления Пушкина в Михайловском ей было лет под двадцать.
Она произвела довольно сильное впечатление на Пушкина, и в Михайловском жизнь поэта был период влюбленного ухаживания за Алиной. Память об этой привязанности Пушкина сохранилось в его поэзии. Осиповой посвящено одно из самых прекрасных, на мой взгляд, стихотворений - "Признание".
Хоть это труд и стыд напрасный
И в этой глупости несчастной,
У ваших ног я признаюсь.
Поэт шутливо сознается, что любовь ему не к лицу, не полетам,
Что ему надо быть умней, но по всем предметам он узнаёт болезнь любви. Мне не к лицу и не по летам...
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю;
Мой ангел, как я вас люблю!
Пушкин передаёт читателю чувства,пережитые рядом с Алиной.
Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнётесь,- мне отрада;
Вы отвернётесь,- мне тоска;
Задень мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно.
Глаза и кудри опустя,
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!...
Тайного,интимного значения исполнены стихи, в которых поэт вспоминает
и её "слёзы в одиночку, и речи в уголку вдвоём, и в Опочку, фортепьяно вечерком".
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествие в Опочку.
И фортепьяно вечерком?...
Поэт не смеет требовать любви,он просит её лишь притвориться:
Не смею требовать любви,
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел,я любви не стою!
Но притворитесь!Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад !
Трудно по одному этому стихотворению составить отчётливое представление о самой Алине и о её характере отношений её к Пушкину.Она внушала поэту,восхищавшемуся её первым девственным расцветом, нежную дружбу, которая если и сопровождалась другими чувствами, то слабыми и мимолётными.
Вообще любовь для Пушкина - предмет высокой поэзии.Она словно выведена за пределы быта житейской "прозы".
"Стихотворение, коих цель горячит воображение люстранными описаниями,-подчеркивал Пушкин,-
унижают поэзию". Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое"разыскание", касающееся любовных увлечений поэта.
В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления о женщине, как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил Женщин, он воспевал Женщину!
Всё выше мира и страстей ;
Она покоиться стыдливо В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
(гр.Е.М.Заводской)
Часто любовная лирика Пушкина- это воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний "Я вас любил ...''много психологических деталей. Пик чуства пройден, поэта не мучает "болезнь" любви .Он пишет о том моменте, когда чувство уже "угасло не совсем."
В душе моей угасла не совсем...
В его душе оживает любовь-воспоминание.Это была любовь невысказанная, "безмолвная", несвязанная с надеждами на взаимность. В стихотворении говорится о том,что автор ещё не распрощался со своей привязан - ностью. Не случайно слово "любил"в восьми строках стихотворения повторяется трижды. Мы как бы ощущаем неугасшую любовь героя. Разве человек, растерявший свои былые чувства, смог бы сказать:
При всём благородстве героя он не смог спытать обиды от равнодушия любимой. Ведь женщина с её тонкой интуицией должна была почувствовать, что творится в его душе. И только подлинная любовь помогает ему пренебречь оскорблённым самолюбием. Первая строфа спокойно-сдержанна. Но во второй сдержанность уступает накалу переживаний. В стофе дважды повторяется "Я вас любил". Уже в первых двух строках переданы все оттенки душевных переживаний героя:
То робостью,то нежностью томил...
Он вспоминает грустные мговенья своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.Здесь выражены чувства подлинно влюблённого человека, который прячет их от других.
В третьей строке в повторяющемся слове так ощутима вся глубина его сердечной привязанности:
Если автор разлюбил бы эту женщину, то в прощальном своём слове не смог бы ей пожелать счастья с другим. Прощаясь с возлюбленной, в последний раз думая о своих чувствах, поэт подчёркивает силу прошедшей любви. Он делает это тонко, деликатно, желая, что бы"другой" любил женщину так же искренно и нежно, как и он. Пожелать обожаемой женщине "любимой быть другим" - как это не просто ПЗ стихотворении нет не упрёков, ни обид, ни безнадёжности.
Поэт благодарен женщине даже за безответную любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима.
В стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х гг.,нет
портрета возлюбленной.Черты любимых женщин Пушкин видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Одно из таких произведений Пушкина "На холмах Грузии..."
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит-оттого,
Что не любить оно не может.
Здесь мы видим психологический образ состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Эпическое начало, в котором грусть и лёгкость,светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию ночной, засыпающей природы, сменяется "моментальной фотографией" пробуждения бурного чувства-чувства любви.
Не умиротворённость ночи, а немощный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихотворении, созвучен любовному порыву, выражено ему во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти любви - воспоминание о далёкой возлюбленной, от которой его, возможно, отделяет не только пространство, но и время.
Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение "Мадонна".Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене.Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложения Н.Н.Гочаровой) выразились в строках:
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Да, сколько прекрасных девушек, женщин встречались на протяжении его жизни. Волконская, Воронцова, Ризнич, Бакунина, Керн, Осипова. Но навеки связать свою судьбу Пушкин захотел с Натальей Гончаровой. По шутливому признанию самого поэта, Наталья Гончарова была его сто сто тридцатой любовью: одними женщинами он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой других.
Но те увлеченья, те порывы страстей, что волновали его в молодости, не стоили той любовью, которой на склоне короткой его жизни одарила судьба. Чувство поэта к юной красавице пришло к нему вместе с наступившей зрелостью, жаждой личного семейного счастья, стремления быть любимым.И 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения, в Москве, Пушкин и Наталья были обвенчаны. "Я женат- и счастлив,- писал поэт,- одно желанье моё, чтоб ничего не изменилось- лучшего не дождусь.Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился".
Заключение
Итак, подводя этот, я могу с уверенностью сказать:"Что в душе поэта всегда жил идеал любви самозабвенной, преданной ". Он воспевал любовь, как величайшую жизненную ценность.В зрелой лирике Пушкина раскрывается со всеми её радостями и "безумием", горечью и скорбью, и с новой для поэзии того времени диалектикой противоречивых чувств.
Пушкин открыл для себя и воплотил в своих произведениях апофеозий любви как идеал самоотверженного чувства, как могучий импульс жизни, как возрождение к творчеству, обновление взглядов на мир.
Литература
- Любовный быт пушкинской эпохи/И.С.Зильбермтейна- М. Современник,! 999 г.
- Талисман: Книга о Пушкине.-2-е изд.-М.Современник,] 984. Борис Мейлах.
- Борис Мейлах.ТворчествоА.С.Пушкина: Развитие художественной системы. К н. для учителя.-М.: Просвящение, 1984г.
- Ю.М.Лотман .Александр Сергеевич Пушкин.Биография писателя :Пособие для учащихся.-Л.: Просвящение,1983 г.
- В.Г. Белинский.Избранные статьи . Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: "Детская литература",- 1979 г.
- И.Г. Подсвиров.Писатель и время Сборник документальной прозы.-М.: Писатель и время- 1988 гю
- Николай Скатов.Роман-газета.- "Пушкин".-М.: Народный журнал,-1994 г.
- И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики : Школьный курс. :
- Книга для учителя.-М.: Н.Шк.-1997 г.