Что принято понимать под самоуправлением в школе? Самоуправление в школе – это организация взаимодействия учащихся с родителями, педагогами и администрацией общеобразовательной организации, которое регулируется нормативными актами и осуществляется органом самоуправления.
В зону компетентности школьного самоуправления входит:
- Защита интересов и прав учащихся;
- Поддержка учащихся в реализации творческих способностей и удовлетворении их социальных потребностей, помощь в поиске своей жизненной позиции;
- Пропаганда здорового питания и занятий спортом;
- Поддержка инициативы, направленной на достижение общественно значимых целей;
- Рассмотрение вопроса о продолжительности учебной недели;
- Рассмотрение вопросов о введении школьной формы;
- Выбор учебников и профилей в школе;
- Рассмотрение организации досуга и внеурочных мероприятий для школьников.
Все решения, принимаемые органом самоуправления в школе, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Ученическое самоуправление это неотъемлемая часть школьной жизни, играющая важную роль в формировании у учащихся школы коллективных отношений и социальной позиции.
Организация детского самоуправления в школе основана на развитии у детей самостоятельности в принятии решений, их реализации и достижении поставленных коллективом целей.
Учеников, входящих в орган ученического самоуправления школы, выбирают коллективно, принимая во внимание их организаторские способности и умение отстаивать интересы большинства.
Школьники, избранные членами ученического самоуправления, осуществляют следующее:
- Устанавливают правила поведения в школе и осуществляют контроль за их исполнением.
- Организовывают праздники и общешкольные мероприятия, досуговую деятельность в школе.
- Следят за соблюдением прав детей, как участников образовательного процесса.
- Оказывают посильное содействие в разрешении внутришкольных конфликтных ситуаций.
- Организовывают шефство старших над младшими, успевающих учащихся над отстающими.
Приведенный список является примерным. Каждая школа определяет для себя свой круг ответственности органа самоуправления. Таким образом, для работы органа самоуправления в конкретно взятой школе может быть выбрано одно или два-три направления деятельности.
Выполнение полномочий органа самоуправления в образовательной организации может осуществляться как коллективно, так и в виде индивидуальных поручений.
Классическим вариантом школьного самоуправления является педагогический совет. В зону его компетенции включено принятие решений в вопросах, относящихся к воспитательной и педагогической деятельности.
Ученическое самоуправление в школе бывает двух форм: классное и общешкольное.
Общешкольное самоуправление решает задачи, стоящие перед школой и представлено в виде проведения общего собрания учащихся не менее одного раза в год, на котором выбираются органы самоуправления школы (школьный сенат, старостат, секции) и определяются их полномочия.
Общеклассное самоуправление представлено в виде классных собраний учащихся, на которых происходит обсуждение вопросов, касающихся жизни коллектива, деятельности учащихся и их участия в общешкольных делах. В проведении классных собраний принимает участие классный руководитель.
На классных собраниях избирается староста класса, представители других органов ученического коллектива (культмассовый сектор, редколлегия), распределяются поручения, заслушиваются сообщения о текущей деятельности и отчеты о проделанной работе, проводятся консультации по предмету, разбираются инструкции.
Органом самоуправления в классе является ученический совет, который избирается классным собранием в начале учебного года и проводит свои заседания ежемесячно. Работа органа самоуправление предполагает установление коллективом старшеклассников, учителей и родителей тех норм и правил, которые должна соблюдать вся школа, в том числе и ее директор.