Исследовательская деятельность в начальной школе
Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.
Также, смотри: исследовательская деятельность учащихся школы
Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.
В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире.
Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения.
Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества.
Материалом для исследовательской работы в начальных классах школы может стать жизненная ситуация, учебные интересы, хобби, личные вопросы и т.п.
Педагог может предложить учащемуся школы интересную тему исследовательской работы в начальной школе, которая, по его мнению, соответствует уровню знаний и интересам ребенка, или предложить ученику самостоятельно выбрать понравившуюся тему из заранее подготовленного списка.
Продуктивная работа над исследованием будет лишь тогда, когда школьнику нравится его тема исследования и вызывает неподдельный интерес.
Исследовательская деятельность в начальных классах школы:
- формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивает исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки
- формирует умения в совокупности с опытом их применения в практической деятельности;
- нацелена на развитие познавательного интереса учащихся;
- формирует представление о взаимодействии жизненных явлений с образование.
В результате исследовательской деятельности у учащихся начальной школы формируется:
- видение проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- наблюдательность;
- опыт проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- навыки анализа и структурирования материала;
- навыки аргументации и защиты своей точки зрения.
Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).
Организация исследовательской работы в начальной школе осуществляется в соответствии с планом:
- Актуальность. Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему своего исследования и обосновывают ее актуальность исследования
- Определение задач и области исследования. Этот этап работы подразумевает формулирование учащимися вопросов, на которые они хотят получить ответы в процессе исследования.
- Выбор темы исследования. Тема должна быть интересной, звучать необычно и соответствовать уровню знаний и интересам ребенка.
- Установление гипотезы исследования. Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.
- Организация проведения исследования и методика его проведения. На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.
- Анализ и обобщение полученных материалов.
- Подготовка к защите исследования.
- определения основных понятий;
- классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;
- сравнения, сопоставления, схемы;
- выводы.
- Доклад. Защита исследовательских работ учащихся начальных классов предполагает собой праздничное мероприятие, в котором дети смогут раскрыть свои таланты и поделиться сферами интересов друг с другом.
В тексте доклада на защите исследования должны быть:
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, так как правильное направление характерных для этого возраста качеств (любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности) формирует в дальнейшем осознанный интерес к исследовательской и экспериментальной учебной деятельности..
Сегодня исследовательская деятельность является самым распространенным и успешным способом развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать свидетелями и участниками образовательного процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.