Брынь и её окрестности в творчестве М.М. Пришвина по рассказам «Крутоярский зверь» и «Птичье кладбище»
История создания рассказов Пришвина
В 1912 году рассказы «Крутоярский зверь» и «Птичье кладбище» были опубликованы под общим названием «Озеро Крутоярое». Позже Пришвин дал этому циклу название «Старые рассказы».
Эти рассказы были написаны по поверьям, собранным в Брыни и её окрестностях. Об этом свидетельствует сам автор: «Вот хотя бы рассказ „Птичье кладбище“ <…>. Для этого рассказа я собирал слова и поверья в районе Брыни, записывал все на клочках». [8]
Село Брынь и брынская земля на страницах рассказов Пришвина
Внимательное прочтение рассказов и сопоставление с реальными фактами дают возможность доказать, что действие рассказов действительно происходит в Брыни и его окрестностях.
В первом рассказе – «Крутоярский зверь» верхнебродский барин Павлик едет в город Безверск. «Не от безверия жителей получил город свое название, а от зверя. В старых книгах так и написано: бе зверь». Нельзя не согласиться с мнением тульского краеведа Егорова: «В частности М. М. Пришвин переработал легенду об основании г. Белева.
Та легенда гласит, что на месте основания этого древнерусского города жил «был» некий «лев»: «бе лев». Однако это предание писатель переработал, изменив наименование на «бе зверь», и объединил с поверьем о некоем звере, обитавшем в озере Крутоярском». [9]
Но следующее предположение В.Егорова явно необоснованно: «Что собой представляет искомое озеро – это, по-видимому, старица (часть древнего русла Оки), вытянуто вдоль течения Оки, недалеко от нынешнего русла реки». [10]
Мы готовы доказать, что озеро Крутоярое находится в нашей Брыни.
Предположим, что барин Павлик едет из села Брынь Думиничского района Калужской области в г. Белев Тульской области. Это возможно, поскольку расстояние составляет всего 70 километров. (Приложение III. Карта). Значит, село Верхний Брод, изображаемое в рассказах, – это и есть село Брынь.
Описание расположения села Верхний Брод совпадает с расположением села Брынь. Имеются в наличии четыре холма. «Тот холм, где стоит Верхний Брод, самый высокий и сверху донизу лыс. Второй весь покрыт светлым березняком. Тут родится великое множество белых грибов. Третий холм покрыт старым, запущенным парком, и наверху его большая полянка с домом, где некогда жили господа Верхне-Бродские». [11] В настоящее время на месте старинного парка построена наша школа.
Главное доказательство, разумеется, должно быть связано с озером. « Когда-то здесь были леса и Соловей-разбойник будто бы жил в них, но господа Верхне-Бродские запрудили речку, протекавшую этими лесами; стало озеро». [12]
Рассмотрим факты, упоминаемые Пришвиным, как доказательства того, что речь идет об окрестностях Брыни.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» читаем: «Ой, ты, гой еси, Илья Муромец! // Пряма дорожка не проста стоит:// Заросла дорога лесами Брынскими,// Протекла тут речка Смородина;//Еще на дороге Соловейко-разбойничек// Сидит на тридевяти дубах». [13] Брынские леса произрастают по берегам реки Брыни, от которой и получили свое название. В старину здесь были непроходимые дебри, богатые дичью. В лесу промышляли охотники и разбойники, а народное воображение заселяло его чащи лешими, оборотнями и кикиморами. Именно в Брынском лесу обитал Соловей-разбойник, покоренный Ильей Муромцем.
Теперь об озере. У брынского водоема славная история. Краевед Львов А.И. утверждает, что «брынскому водохранилищу уже триста лет и возник он еще в начале 18 века, когда сельцо Толстошеево (так ранее называлось село Брынь) принадлежало отставному стольному капитану В.Л. Обухову. К 1721 году плотина была построена, пруд заполнили водой. Зеркало пруда составляло около 700 квадратных десятин». [14]
Пруд или озеро? Если вспомнить о том, что пруд создан руками людей и трудился на их благо (лил воду на колеса суконной фабрики, железоделательного завода), т.е. имел промышленное назначение, то естественно называть его именно так. А если представить красоту и великолепие водной глади и его берегов, то хочется назвать его более поэтично – озером.
М.Загоскин в романе «Брынский лес» (1845г., действие происходит в 17 веке) описывает озеро, которое его герой Левшин увидел из окна: « Вид из терема на окрестности озера был в высочайшей степени живописен. … Луг спускался пологим скатом до самого озера, которого спокойные воды, блестящие и прозрачные, как чистый хрусталь, разливались версты на две кругом». [15]
Прошло почти два века, а брынское озеро было все таким же прекрасным. (Приложение IV. Фотография брынского озера). И именно таким увидел его в 1910 году М.М. Пришвин. А красоту его описал в анализируемых рассказах. Назвал его – озеро Крутоярое. «Крутоя́р» на местном диалекте обозначает «крутой, обрывистый берег», а крутоярый — «обрывистый; текущий, расположенный между обрывистыми берегами».
Водился ли когда-нибудь зверь в брынском озере? Народная фантазия могла за зверя «с телячьими губами» принять сома, водившегося ранее в озере. А вот русалки, по утверждению местных жителей, и сейчас водятся в нем. В 2015 году школьная картинная галерея пополнилась новой картиной, на которой изображены русалки возле берега. (Приложение V. Фотография картины)<
Еще одну историю записал М.Пришвин в окрестностях Брыни: как сидел в дупле дуба отшельник. У Загоскина в романе «Брынский лес» путники встретились с таким человеком, со старцем Пафнутием. «Посмотри-ка, вон на сосне... видишь, он сидит, как сыч, в дупле!..» [16] В рассказе «Птичье кладбище» отрок Алексей также живет в дупле. « Сидит он часто в своем дубу, не шелохнется; только видно, что из дуба два глаза, как два гостя, глядят». [17] Сидит, разговаривает с природой, такой кроткий, тихий.
Есть еще одно памятное место в Брыни, которое подтвердит нашу гипотезу о том, что озеро Крутоярое находится в Брыни – святой источник, или, как называют его местные жители, «святой колодец». В рассказе «Крутоярский зверь» читаем: «Тропинка к Темной Пятнице веревочкой вьется по берегу озера Крутоярого.
Весной … идут богомольцы и зажигают лампаду в часовне. На высоком холме, в темном лесу горит святой огонь все лето до глубокой осени. И все лето крещеные люди прикладываются к темному лику и купаются в святом колодце». [18]
А.И. Львов в книге «Веси брынских лесов» приводит следующий факт: «В трех верстах от храма в лесу Толстых в 1896 году была построена деревянная часовня». [19]
В книге местного поэта Шароновой Н.Д. есть стихотворение «Святой колодец»: «За четвертым за бугром// За лесной избушкой, // Есть чудесный ключ святой // С родниковою водой». [20]