Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.
Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.
Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.
После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.
На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.
Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».
Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».
Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда».
Имя.
Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии», «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным».[13]
Портрет.
Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное».
Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому».
Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе», и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.
Интерьер.
Описание квартиры учительницы: «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо».
Лидия Михайловна живет в городе, в «учительских домах». Она содержит свою квартиру в чистоте и порядке.
Поступки.
Учительница внимательная и заботливая, она присматривает за своими учениками и, по возможности старается помочь им в трудных ситуациях: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."
Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.
«— Это вы сделали, — сказал я дрожащим, срывающимся голосом.
— Что я сделала? О чем ты?
— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…
— Почему ты решил, что это я?
— Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
— Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
— Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.
— Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек».
Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой , за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.
Она решила найти другой способ помочь ему: научила его играть в «пристенок». Сначала играли «на интерес», потом, увидев его уверенность, Лидия Михайловна предложила мальчику играть на деньги.
Первое время она поддавалась ему, но мальчик заметил это, и ей пришлось перестать. Вскоре он научился хорошо играть, стал выигрывать, зарабатывая себе на пропитание. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно».
Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Заключение
В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.
Эти образы авторы произведений создали на основе реальных событий из жизни людей того времени, используя основные литературные приемы создания художественного образа.
Литература
- Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести : пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
- Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
- Интернет
Перейти к содержанию
проекта "Образ учителя в русской литературе 20 века"