Проект "Круги событий и их значение в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
В процессе исследовательской работы по литературе "Круги событий и их значение в повести Н.В. Гоголя «Шинель»" учеником 8 класса была поставлена цель определить влияние жизненных событий, рассмотренных в повести Н.В. Гоголя «Шинель», на внутренний мир главного героя.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по литературе "Круги событий и их значение в повести Н.В. Гоголя «Шинель»" автором проводится анализ событий в жизни главного героя повести "Шинель" Акакия Акакиевича, начиная с самого его рождения и заканчивая его смертью, и их отражение на самоощущении и мировоззрении главного героя.
В предложенном проекте по литературе "Круги событий и их значение в повести Н.В. Гоголя «Шинель»" автор исследует жизнь и роль в социальной среде "маленького человека", анализирует образ главного героя и взаимосвязь его личных характеристик с событиями, произошедшими с ним в жизни.
Результаты исследовательской работы "Круги событий и их значение в повести Н.В. Гоголя «Шинель»" могут быть использованы обучающимися на уроках литературы и при подготовке к экзаменам и контрольным работам.
Оглавление
Введение
1. Круги событий в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
1.1. Круг первый – рождение главного героя.
1.2. Круг второй – становление Акакия Акакиевича
1.3. Круг третий – трудности главного героя
1.4. Круг четвертый - мечта сбылась
1.5. Круг пятый – крушение надежд
1.6. Круг шестой – «отмщение аз воздам»
Заключение
Введение
Среди деятелей русской и мировой культуры почетное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер поэтического слова создал произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством.
Изображение жизненной судьбы героев у Гоголя неразрывно сливается с раскрытием постоянного гнета, который обрекает «маленького» человека на страдания, безжалостно уродует его, стирая живую человеческую индивидуальность.
Важное место в творчестве Гоголя занимает цикл «Петербургские повести». Особое значение в нем имеет повесть «Шинель» (1841 год), в которой он размышляет о духовно-нравственных ценностях и социальном устройстве общества на примере жизни «маленького человека».
Современное состояние нашего общества характеризуется резким социальным расслоением, снижением интереса к вопросам поиска духовно-нравственных смыслов жизни в пользу потребительства и коммерциализации.
Проблема исследования: насколькоактуальны сегодня вопросы, поднятые в повестиН.В. Гоголя «Шинель», в том числе «маленькие люди» и отношение общества к ним, духовное воспитание человека и поиск своего внутреннего мира?
Объектом исследования явилась повесть Н.В. Гоголя «Шинель», предметом исследования – круги жизненных событий и их влияние на внутренний мир главного героя.
Была выдвинута следующая гипотеза: круги событий, как художественная деталь повести, способствуют раскрытию основного ее конфликта – внутренний мир человека и его общественное бытие.
Цель исследования: определить влияние жизненных (кругов) событий, рассмотренных в повести Н.В. Гоголя «Шинель» на внутренний мир главного героя.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Познакомиться с содержанием повести Гоголя «Шинель»;
- Проанализировать особенности изображения кругов событий главного героя как художественной детали в повести;
- Выявить актуальность общечеловеческих ценностей в жизни героев повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Круги событий в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Н.В. Гоголю был дан толчок для замысла, который разросся до художественных обобщений огромного масштаба. Известны слова: «все мы вышли из гоголевской «Шинели» - речь идет обо всем последующем развитии русской литературы. Слова эти приписывают Ф.М. Достоевскому, хотя их так и не нашли в архивах писателя.
У Достоевского есть другая мысль, высказанная в 1861 году – о том, что Гоголь «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужасную трагедию». В чем же смысл, в чем «ужас» этой трагедии? Со времен издания повести и по сей день делаются разнообразные попытки ответить на этот вопрос. Но глубина гоголевского шедевра остается неисчерпаемой. Попробуем и мы заглянуть в нее.1
Рождение главного героя повести «Шинель»
Начнем первого круга событий - с рождения главного героя повести Акакия Акакиевича. Родился он 23 марта, год значения не имеет, так как не год, а именно день определяет выбор имени при крещении ребенка. «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата.
«Нет», подумала покойница: «имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание», проговорила старуха: «какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких.
Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу», сказала старуха: «что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом, и произошел Акакий Акакиевич»2.
С этого все и началось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на свет, не подарив ничего, что бы лично ему принадлежало. Имя - отца. Фамилия - отца. Никто даже не предполагал, что Акакий Акакиевич окажется последней ветвью своего фамильного древа.
Мать Акакия Акакиевича не молодая, то есть старая. «Вот это наказание», проговорила старуха: «какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких». «Ну, уж я вижу», сказала старуха: «что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его.3
Родители главного героя, вероятно, долго тянули с рождением ребёнка, однако они слишком затянули, и получилось, что его мать совсем уже старуха, а отец умер, не дождавшись появления первенца. Возможно, что его родители совсем не хотели иметь ребёнка на старости лет.
Акакий Акакиевич обижен уже с самого рождения – даже выбор имени словно свидетельствует о его будущем жалкого неудачника: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник»4.
Предполагаем, что детство у Акакия Акакиевича было трудным, т.к. мать с ребенком жили в нищете, пробиваясь на ничтожную пенсию по потере кормильца. Н.В.Гоголь ничего об этом не пишет, но можно себе представит картину трудного и нищенского детства.
Говоря о первом круге событий жизни человека – его рождении, подчеркнем, что и в современной жизни может не состояться духовная связь между родителем (мамой) и ребенком, т.к. родители заняты на работе или заняты своими личными делами, и не уделяют ребенку должного внимания. Он растет «недолюбленным», духовным сиротой.
Становление личности Акакия Акакиевича
Второй круг – становление. Взросление Акакия Акакиевича в повести мы не видим, но перед глазами рисуется картина, как однокашники издеваются над ним всеми доступными способами. Но у Акакия Акакиевича нет решимости ответить своим обидчикам. Вероятно, даже его имя вызывало насмешки, и у него было много обидных прозвищ. Несчастный Акакий Акакиевич замкнулся в себе, у него не было друзей – приятелей. Вся его юность прошла в унижениях и насмешках.
«Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости… даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»4.
Таким образом, ребенок становится отверженным сверстниками, теряет непосредственность, доверие к миру, замыкается в себе.
Трудности главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Третий круг жизни главного героя. Кажется, что служил Акакий Акакиевич всегда, даже родился в вицмундире. На службе он занимал самое незаметное место. «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха.
Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически». Молодые чиновники издевались над ним, чувствуя свою безнаказанность. Друзей у него на службе не было, т.к. все его считали ничтожеством, никчемным человеком.
Рассматривая третий круг жизни Башмачкина, возникают вопросы: ощущает ли Акакий Акакиевич себя в полной мере сильной личностью? Есть ли у него внутренний стержень? «Но ни одного слова не отвечал … Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме.
Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены.»6
Богатства человеческого духа не уничтожены в нем, а лишь глубоко спрятались в самой глубине существования. Я думаю, Гоголь руководствовался мыслью о том, что эти ценности духа, забитые пошлостью, могут, а, следовательно, и должны воскреснуть и расцвести, пусть в каких-то неопределенных обстоятельствах.
Мечта главного героя в повести «Шинель»
Четвертый круг. Мы подходим к основной части повести, когда шинель или так называемый капот у Акакия Акакиевича приходит в негодность. Он проявляет чудеса экономии: «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его»7.
Акакий Акакиевич проявляет положительные черты характера: воля, аскетизм, стремление к цели. Он терпит, собирает в кулак свою волю, настраивается на положительный результат, хотя ему это очень нелегко. Самая скромная, самая ничтожная «улыбка судьбы» приводит к тому, что в полуживом Акакии Акакиевиче начинает шевелиться и пробуждаться человеческое.
У него еще нет шинели, а есть только мечта о ней. Но в Башмачкине уже что-то изменилось, потому что перед ним событие, несущее радость. В кои то веки что-то происходит для него, тогда как годами этот герой существовал не для себя, а для лишенного смысла труда, поглощавшего его бытие.
Ради шинели Башмачкин идет на жертвы. Акакию Акакиевичу не так трудно их нести, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Очень любопытно, что у этого героя обнаруживается идея, да еще и вечная! Гоголь замечает: «С этих пор как будто бы он женился…».
И далее автор описывает состояние Башмачкина: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник»8.
Для нас важно, что смелая мысль изменившегося Акакия Акакиевича не идет далее «куницы на воротник». Куница недоступна средствам Акакия Акакиевича; мечтать о ней – это значит мечтать о чем-то свойственном «значительным лицам», с которыми ранее Акакию Акакиевичу и в голову не приходило равнять себя. Он хочет казаться значительнее, чем есть на самом деле. Возникает вопрос на все времена: быть или казаться?
Крушение надежд Акакия Акакиевича в повести Гоголя «Шинель»
Пятый круг жизненных событий. Поразмышляем над поставленным выше вопросом. Переломный момент мы видим тогда, когда Акакий Акакиевич ограблен, унижен, уничтожен. Итак, Акакий Акакиевич – у края гроба, в бреду. И вот тут-то оказывается, что в этом «маленьком человеке» таились действительно неожиданные вещи. Он знает, кто его убийца, и от его робкой покорности мало что осталось9.
Акакий Акакиевич, всю жизнь испытывавший страх и умерший, скорее всего от страха, внушенного ему значительным лицом, теперь, после смерти, сам стал внушать страх другим. Он – привидение - пугает множество людей, особенно носителей шинелей на бобрах, енотовых и медвежьих шуб, то есть именно значительных лиц. Все возмущение этого героя против той жизни, которой он жил, проявилось после его смерти.
Желание показать себя значимым в глазах других людей затмевает голос совести. Призрак чиновника, ищущего свою шинель – совесть, которая жжет людей, совершивших дурные поступки, которая догонит человека в какой-либо момент его жизни. Рано или поздно наступает раскаяние.
Месть в повести Н. Гоголя «Шинель»
Шестой круг событий. А как же «значительное лицо», так жестоко обошедшееся с нашим героем? «Прежде всего, долг справедливости требует сказать, что одно значительное лицо скоро по уходе бедного, распеченного в пух Акакия Акакиевича почувствовал что-то вроде сожаления.
Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться». «Повествование о грабеже шинели.., несмотря на то, что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло»10.
Потеря человеческих ценностей и растрата их ведет к распаду человеческой личности, неважно, «маленького» или «большого» человека. Остается только оболочка, желание «казаться», а не «быть», (речь идет не только о значительном лице, но и о людях, которые не замечают человека в другом, а почитают только видимость (новую шинель, чин, богатство),
Заключение
Проблемы «маленького человека» и отношение общества к нему, духовное воспитание человека и поиск своего внутреннего мира не теряют своей актуальности и сегодня. Жизненные события оказывают большое влияние на внутренний мир человека, при этом надо помнить, что важно при любых обстоятельства оставаться человеком, а не казаться им.
Я отношу себя к современным читателям, для которых родная история, родной язык и (в особенности) родная культура – не пустой звук. А что касается актуальности произведений Н.В.Гоголя, то об этом и говорить нечего. Практически все его герои живут среди нас.
Литература
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 129.
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 131.
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 130.
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 130.
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 141.
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 141
- Сочинения › Гоголь Н.В. › Шинель
- Н.В.Гоголь. Собрание в 6 томах. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. Москва ,1959 г. Повесть «Шинель» стр. 158.