В процессе исследовательской работы "История поезда" ученицей 2 класса начальной школы была поставлена цель исследовать историю изобретения поезда, рассмотреть его устройство и виды поездов, выяснить роль поезда в жизни человека.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе "История поезда" автор проекта изучает историю появления первых паровых машин, паровозов и поездов, их роль в развитии торговли и промышленности в государстве, а также какую пользу принесло изобретение поезда для жизнедеятельности человека.
В предложенном проекте в начальной школе "История поезда" автором был собран материал об истории поезда и представлен в виде фотографий. Также в исследовательской работе представлено описание устройства поезда, дано пояснение причин перехода от чугунной дороги к железной.
Оглавление
Введение
1. История изобретения поезда
2. Устройство поезда.
3. Виды поездов.
4. Польза поезда.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Мчат по рельсам поезда.
Всю дорогу тук-тук-тук,
Слышен четкий пересту.
Пассажиру из окна.
Местность новая видна,
А когда наступит ночь,
Пассажир поспать не прочь.
И нисколько не устав,
Машинист ведет состав.
М. Манакова.
Актуальность : Я очень люблю лето. Каждый год с нетерпением его жду, чтобы поехать с родителями на отдых на море! Поедем опять на поезде! Поезд – едва ли не самый комфортный способ передвижения, и точно самый безопасный, количество аварий с участием поездов минимально (чего нельзя сказать об автотранспорте, который наоборот самый опасный). Поезд перевозит как пассажиров, так и грузы на большие расстояния. Работает в любое время года и при любой погоде.
Экологически чище других. А еще поезда просто замечательное место для общения с разными интересными случайными попутчиками, приятно путешествовать поездами веселой дружной компанией, с которой не менее весело проводить время, играть в разные игры, и просто общаться.
Однажды я задумалась, кто же придумал такую замечательную машину, которая приносит столько радости и пользы людям. Решила это выяснить и узнать об этом железнодорожном транспорте, с помощью дополнительной литературы.
Эта тема работы актуальна - мы очень любознательные школьники. Нам обо всём на свете хочется узнать.
Цель проекта: исследовать историю изобретения поезда.
Задачи:
- Познакомиться с историей появления поезда: когда изобретён, кто первым его построил, как он выглядел.
- Познакомиться с разнообразием видов поезда.
- Узнать о пользе езды на этом виде транспорта.
Объект исследования: поезд
Метод исследования: теоретический
Для решения поставленных задач мною использовались теоретический анализ энциклопедической литературы, сбор информации из интернета.
История изобретения поезда
Первые поезда (раньше они назывались паровозами) были основаны на паровых машинах. В 1773 году Джеймс Уатт создал первый паровоз, а спустя девять лет им же была сконструирована универсальная паровая машина, которая стала применяться не только в промышленности, но и при производстве паровозов, пароходов, автомобилей. (Приложение 1.1)
В конце 17-го века, появились первые вагонетки, которые представляли собой открытый маленький вагон, предназначенный для перевозки различных грузов. Вагонетки двигались по специальной деревянной дороге. (Приложение 1.2)
В 1804 году английский изобретатель и инженер Ричард Тревитик конструирует первый в мире поезд и локомотив («локомотив» означает — сдвигать с места).
Вначале это была лишь тележка, которая передвигалась благодаря мощному паровому двигателю. Но эта тележка быстро сломалась, потому что когда она ездила по дорогам, то сильно тряслась. Его предполагали использовать на заводской чугунной дороге. Чугунная дорога уже существовала еще до начала строительства паровоза.
Но, к сожалению, чугунные рельсы не выдерживают вес тяжёлого паровоза. Проект признают неудачным. Для паровоза нужны железные рельсы. Но железо в то время было очень дорого. Никто не берется тратить такие большие деньги на строительство новой железной дороги. И сам первый паровоз не был верхом совершенства.
Это не останавливает Ричарда Тревитика, он продолжает усовершенствовать свои паровоз и строит его новые версии. Второй паровоз Тревитика так же оказывается неудачным. А вот третий паровоз, созданный им в 1808 году, был уже вполне удачным. Для его демонстрации строят небольшой участок железной дороги, на котором он развивает максимальную скорость до 30 км/ч. Но Ричард Тревитик не находит желающих построить настоящую железную дорогу и его паровоз так и остается всего лишь аттракционом. (Приложение 2.1)
В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон проектирует свой первый паровоз. Его основное назначение-буксировка вагонеток с углем на железной дороге рудника. (Приложение 2.2)
Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми. Ещё до постройки паровоза, Ефим Черепанов и его сын Мирон занимались строительством паровых машин. Ефима Черепанова, как опытного механика, неоднократно отправляли в различные страны Европы. Главным образом в Англию, которая была лидером по постройке паровых машин.
Считается, что идея постройки своего первого паровоза, Черепановым пришла именно в Англии после того, как они увидели паровоз Стефенсона. Первый паровоз Черепановых был построен в 1834 году. Это был первый паровоз в истории Российской техники. При его постройке они столкнулись с несколькими техническими проблемами. Во – первых, их паровой котёл не давал достаточного количества пара. Для решения этой проблемы они увеличили количество трубок в котле до 80.
Ещё одной проблемой было решение заднего хода паровоза. Для этого Черепановы применяют механизм, состоящий из эксцентрического колеса, позволяющий подать пар в паровой цилиндр так, чтобы колёса паровоза начали вращаться в обратную сторону.
Первый паровоз Черепановых перемещался по чугунной дороге длиной примерно 900 метров. Он мог перевозить грузы массой 3,5 тонны со скоростью 15 км/ч. (Приложение3.1)
За строительство паровоза, Мирон Черепанов был награждён вольной грамотой (его отец, Ефим Черепанов, получил вольную ещё раньше, за строительство паровых машин.)
Устройство поезда
Виды поездов
Пассажирские — предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты.
Грузовые — предназначены для перевозки грузов. Устаревшее название — товарные.
Хозяйственные — поезда предназначенные для обслуживания нужд дороги: перевозки балласта, развозки строительных материалов, доставки воды, вывозки снега и др.
Воинские — предназначены для перемещения воинских эшелонов (войск (сил), вооружения, военной техники и других воинских грузов).
Санитарные — предназначены для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших,
Польза поезда
С появлением железных дорог жизнь человечества в корне изменилась. Еще не так давно все грузы транспортировались на тележках, которые тащили лошади, а сегодня мы в считанные часы добираемся из одного города в другой, в другую страну, в отпуск или в командировку. На пригородных поездах ездят дачники на свои огороды и садовые участки.
Детям более комфортно в поездах, чем в автобусах, если приходится ехать в ночное время – есть возможность хорошо выспаться. А еще возможность есть в нормальных условиях, в купе есть специальный столик.
В грузовом вагоне или товарняке перевозят все различные виды грузов, от продуктов, животных, ядов, сыпучих грузов - песок, щебень и т.д. С каждым годом поезда становятся быстрее.
Скорость современного поезда достигает до 250 километров в час
Заключение
Проведя своё исследование, я стремилась найти ответы на вопросы: когда и где появились первые поезда и кто их изобрёл.
Подводя итоги своего исследования, я пришла к выводу, что первая страна, которая дала толчок для изобретения паровозов, была Англия, так как она была с более богатой экономикой. Но и в России, несмотря на крепостное право и отсталость в экономике, уделялось внимание развитию технического прогресса.
Эпоха паровозов продлилась чуть более 100 лет. Железные дороги во всём мире стали строить одну за другой. Сейчас уже не встретишь на дорогах первые машины – паровозы. Их заменили мощные тепловозы и электровозы, которые двигаются с помощью дизельного топлива и электричества.
Список использованной литературы
- Большая детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1965.
- Вокзал.ру
- Белибра.ру
- Вкипедия. Поезд
- Мир техники.
Приложение 1.1
Приложение 1.2
Приложение 2.1.
Приложение 2.2
Приложение 3.1.