2.1 Исследование патогенных бактерий
Получив информацию о том, что бактерии бывают вредными и полезными, мне стало интересно на них посмотреть. Для этого я решил провести эксперимент.
Для того чтобы создать питательную среду для размножения бактерий, я взял кастрюлю, поставил ее на плиту, налил стакан воды и довел до кипения. Добавил в воду бульонный кубик и пачку желатина. Прокипятил эту смесь в течение 30 минут. Снял кастрюльку с огня и дал ей немного остыть.
Затем разлил полученную смесь в 3 емкости, предварительно стерилизованные, и оставил остывать на несколько часов. Когда смесь застыла, я потрогал первую емкость пальцем своей руки, после этого я помыл руки с мылом и потрогал пальцем вторую емкость.
В третью емкость я занес бактерии с поручня в подъезде, поводив пальцем по поручню и затем потрогав смесь в третьей емкости. Все емкости я подписал, плотно закрыл крышками и положил каждую емкость в пакет, чтобы исключить попадание бактерий из воздуха. Оставил их при комнатной температуре на несколько дней.
Через 4 дня в одной емкости появились мелкие белые точки, в той, которая заселена бактериями с ручки подъезда. В двух других емкостях изменений пока не было.
Через 6 дней в первой емкости выросла колония бактерий, покрытая плесенью, во второй емкости были еле заметны белые точки – начало роста бактерий, в третьей емкости колония бактерий выросла сильно, гораздо больше, чем в первой емкости, и также покрыта плесенью, что говорит о том, что на поручне в подъезде бактерий гораздо больше, чем на руке.
Через 8 дней колонии бактерий во всех трех емкостях значительно увеличились, их покрывала плесень, и шел неприятный запах.
День 8. Емкость с бактериями с пальцев рук. Колония бактерий черного цвета и сверху выросла плесень. На фото 2 очага колоний, на одной плесени больше, на другой плесень только начинает покрывать колонию бактерий.
День 8. Емкость с бактериями после мытья рук с мылом. На ней виден рост колонии бактерий, но на нем нет плесени. И сама колония меньше, чем в первой емкости.
День 8. Емкость с бактериями с ручки в подъезде. На фото три колонии бактерий, покрытые плесенью, две из них черного цвета и одна – зеленого. Колонии заметно больше, чем в остальных емкостях.
Из проведенного опыта видно, что во всех трех емкостях есть колонии бактерий, во второй емкости их меньше всего. Можно сделать вывод, что на наших руках и на ручках в подъезде обитают бактерии, но в подъезде их больше, различная окраска колоний бактерий позволяет отметить, что они принадлежат к разным видам.
Также помимо бактерий на наших руках и в подъезде присутствуют плесневые грибы. Мыло убило большую часть бактерий и плесневых грибов, а значит, является хорошим дезинфицирующим средством.
2.2 Исследование полезных бактерий
Для того чтобы изучить свойства полезных бактерий, исследуем кисломолочные продукты. Всем известно, что для того, чтобы приготовить кефир, нужно в молоко добавить полезные бактерии – бифидобактерии, лактобактерии.
Для проведения эксперимента я купил в аптеке ампулу с бифидобактериями. Затем взял пол литра молока, нагрел его до 40 градусов, в ампулу с бифидобактериями добавил немного молока, хорошо размешал и вылил раствор в теплое молоко. Эту смесь я поместил в термос на 12 часов. В результате получилась сыворотка для приготовления кефира, по запаху она напоминала кислое молоко.
Для приготовления кефира я нагрел пол литра молока до 40 градусов и добавил 2 чайные ложки сыворотки, после чего поместил в термос, хорошо взболтал и оставил на 12 часов. Через 12 часов молоко загустело, от него исходил приятный кисломолочный запах, у меня получился кефир. На вкус он был кислый, но приятный, консистенция была густая и с комочками.
Итак, на этом опыте я убедился, что с помощью полезных бактерий можно приготовить вкусный кефир. А что будет, если в молоко добавить гнилостные бактерии? Проверим на другом опыте. Для этого я поместил теплое молоко в термос и капнул туда жидкость из гнилого яблока, затем оставил термос на 12 часов.
Через 12 часов я проверил, от молока исходил неприятный кислый запах, а еще через 12 часов запах был очень сильный и противный. Это значит, что гнилостные бактерии развились и испортили молоко. Можно ли предотвратить порчу молока?
Если в молоко вместе с гнилостными бактериями добавить кисломолочные бактерии, то развитие кисломолочных бактерий обеспечивает образование в молоке молочной кислоты, которая подавляет развитие гнилостных бактерий. Проверим это на опыте.
Для этого я поместил теплое молоко в термос и добавил туда гнилостные бактерии из яблока и чайную ложку сыворотки из бифидобактерий. Оставил термос на 12 часов. Через 12 часов проверил, по виду содержимое термоса напоминало кефир, от него исходил приятный запах. Значит, кисломолочные бактерии подавили рост гнилостных бактерий. Точно также кисломолочные бактерии работают в нашем кишечнике, они эффективно борются с патогенными бактериями.
Заключение
Нет такого места на земле, где бы не было бактерий. Повсюду мы окружены бактериями, некоторые из них вредоносные, другие приносят пользу. Человек с ними сталкивается ежедневно, в общественном транспорте, в школе, в магазине, дома.
И только от нас зависит, насколько эффективно мы сосуществуем с этими крошечными живыми организмами. В результате моих наблюдений я определил, что грязные руки при комфортной (комнатной) температуре являются прекрасной средой для роста колоний бактерий.
В то же время, на чистых руках, даже без использования антибактериальных средств и при комнатной температуре, количество бактерий гораздо меньше, и это не несет угрозы для здоровья и жизни человека. Наиболее благоприятным местом для размножения бактерий являются общественные места, например, перила в подъезде, там скапливаются разнообразные виды бактерий в большом количестве.
Также я убедился, что регулярный прием кисломолочной продукции повышает иммунитет и защищает нас от инфекций. Таким образом, мои ислледования доказали, что есть вредные и полезные бактерии. В наших силах получать выгоду от полезных бактерий и держаться подальше от вредных бактерий, предпринимая соответствующие профилактические меры, такие как соблюдение правил личной гигиены.
- Детская Энциклопедия. Микромир, изд-во Росмэн, 2016 г.
- Интернет
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Бактерии: вред или польза?"