Родовой москвич А.С. Пушкин
1. Родовой москвич А.С. Пушкин
В одной из черновых рукописей романа «Евгений Онегин» сохранились такие строки:
Москва! как я любил тебя,
Святая родина моя!
Москва помнит многое о великом поэте. Ведь именно здесь, произошли главные события в жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин был родовой москвич. Москва - это город, где Пушкин родился и провел свое детство, где навсегда подружился с книгами и стал писать свои первые стихи. Именно с Москвой связаны детские впечатления великого русского поэта.
Хорошо знавший Пушкина поэт Пётр Андреевич Вяземский заметил по этому поводу:
«Пушкин был родовой москвич. Нет сомнений, что первым зародышем дарования своего <...> он обязан был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнью».
Именно с Москвой были связаны у Пушкина самые первые, самые живые и яркие впечатления. Это и сказки крепостной няни Арины Родионовны Яковлевой, и прогулки по Москве с крепостным дядькой Никитой Козловым, и рассказы бабушки Марии Алексеевны Ганнибал о прошлом страны и предков. Это и встречи в родительском доме и у дядюшки - поэта Василия Львовича с корифеями нашей словесности Карамзиным, Жуковским, Дмитриевым, Батюшковым, и пользование замечательной библиотекой графа Бутурлина, с которым поддерживало дружеские отношения семейство Пушкиных.
В Москве поэт встретил свою будущую супругу – Наталью Николаевну Гончарову, в Москве венчался с ней и прожил первые три месяца счастливой семейной жизни.
Став известным поэтом, Александр Сергеевич не прерывал связей с родным городом, часто навещая его в своих странствиях.
В нашей столице имеется несколько десятков объектов (зданий, памятных мест), связанных с А.С. Пушкиных. Большей частью это дома, в которых великий русский поэт гостил у своих друзей и знакомых, общественные места, которые он посещал; церковь, в которой венчался. Однако из домов, в которых Александр Сергеевич непосредственно жил, до наших дней сохранились в Москве всего два.
Это дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке (в западном крыле которых маленький А.С Пушкин жил со своими родителями с 1801 по 1803 гг. – в 2-4-летнем возрасте) и дом на Старом Арбате, где поэт снимал в течении трех месяцев квартиру после своей женитьбы (ныне – музей-квартира А.С. Пушкина).
Исследователи жизни и творчества Пушкина насчитывают три московских периода жизни поэта:
Первый московский период жизни поэта (1799-1811) связан с его детством.
Родословная Пушкина необычайна: в его жилах текла славянская и африканская кровь...
Отец Пушкина, Сергей Львович, принадлежал к древнему, постепенно обедневшему дворянскому роду служилых людей, воинов и государственных деятелей, сподвижников Александра Невского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, Козьмы Минина.
В конце XVIII века, когда родился Александр Пушкин, отец его уже отошел от военной и государственной службы. Он жил светской жизнью, участвовал во всяких празднествах и собраниях. Был прекрасным актером в домашних спектаклях, очень любил и мастерски читал Мольера. Дружил с Карамзиным, поэтом Дмитриевым, а много позднее - с Батюшковым и Жуковским. Сам тоже писал стихи по-французски и по-русски.
Тяга к литературе и поэзии вообще отличала Пушкиных. Довольно известным поэтом своего времени был дядя Пушкина, Василий Львович. Стихами «баловались» старшая сестра поэта, Ольга, и младший брат, Лев.
В доме Пушкиных французский язык был обиходным. Библиотека заполнена была произведениями французских классиков, трудами философов-просветителей и поэтическими сборниками XVII и XVIII веков.
Рядом с великолепной французской библиотекой, с французской речью в гостиной особый дух царил в детской комнате. Здесь пестовала внука бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, владевшая сильной и образной русской речью. Она была первая наставница маленького Александра, она выучила его грамоте. Мальчик жадно впитывал в себя ее русские сказки, предания и рассказы о прадеде Абраме Петровиче Ганнибале и о его сыне, Осипе Абрамовиче, за которым была замужем.
Пушкин гордился древним происхождением своего рода. Гордился и «черным прадедом», знаменитым «арапом Петра Великого», Ибрагимом, замеченным и великодушно пригретым великим Петром I.
Сын владетельного абиссинского князька, Ибрагим восьмилетним мальчиком был привезен в Россию, в подарок Петру I. В 1707 году, девятнадцатилетним юношей, он был крещен в сохранившейся до наших дней старинной церкви Вильнюса. Восприемниками Ибрагима были - супруга польского короля Августа и Петр I. Ему дали имя Абрама Петровича Ганнибала.
Абрам Петрович дослужился до чина генерал-аншефа. В 1745 году ему пожаловано было за большие заслуги село Михайловское под Псковом. Впоследствии в Михайловском, ставшем имением Пушкиных, поэт вспоминал в одном из своих стихотворных посланий прадеда:
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей...
Летом 1811 года Пушкин с дядей Василием Львовичем уехал поступать в Царскосельский лицей и вернулся в Москву через 15 лет.
Второй московский период жизни поэта (1826-1831).
Московский период в творчестве Пушкина (после подавления восстания декабристов и вызова поэта в Москву Николаем I из Михайловской ссылки).
С радостным узнаванием встречал Пушкин любимый город.
Воспоминания далекого московского детства и радость возвращения в «края родные» охватили поэта - он взволнованно излил эти чувства в седьмой главе «Евгения Онегина»:
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Пребывание Пушкина в Москве в 1826-1827 годах было длительным - около семи месяцев.
Осенью 1826 года в Москве Пушкин оказался свидетелем коронационных торжеств. Устраивая пышные празднества, царь хотел внести оживление в московскую жизнь, заглушить гнетущие воспоминания о недавней расправе над декабристами, о казнях. Здесь, в дни коронации и после нее Пушкин снова и снова мысленно возвращается к судьбам «друзей, братьев, товарищей», казненных и сосланных.
Через несколько дней после годовщины восстания декабристов, он создает «Стансы», стихотворение, в котором призывает Николая I вернуть из ссылки декабристов. В то время любое сочувствие декабристам жестоко преследуется, Пушкин участвует в проводах М.Н. Волконской, уезжающей в Сибирь к сосланному туда мужу.
Он разыскивает в Москве А.Г. Муравьеву, которая по пути в Сибирь к мужу-декабристу ненадолго остановилась у родителей в Большом Спасском переулке. Пушкин передает ей послание И.И. Пущину и только что написанное стихотворение «Во глубине сибирских руд», обращенное к сосланным декабристам.
Литературная жизнь Москвы заметно оживилась с приездом Пушкина. Он встречает здесь давних своих друзей-литераторов П.А. Вяземского, П.Я. Чаадаева, Е.А. Баратынского, Дениса Давыдова. Быстро завязываются новые знакомства. И прежде всего с теми из москвичей, кто причастен к рождению новых журналов. Уже в сентябре 1826 года друзья знакомят Пушкина с редактором основанного в 1825 году «Московского телеграфа» Николаем Полевым и его братом Ксенофонтом.
Основанный ими журнал «Московский вестник», редактором которого стал М.П. Погодин, привлекает пристальное внимание Пушкина. По письмам и мемуарам москвичей - поэтов, писателей, журналистов - можно судить о том, как ценили они присутствие в Москве Пушкина, как дорожили возможностью общения с ним.
Приехав в Москву вновь в декабре 1828 года, он познакомился с юной Натальей Гончаровой; весной 1830 года она стала его невестой.
В этот второй московский период, временами подолгу живя в Москве, Пушкин вращается в литературной среде. Бывает у поэтов П.А. Вяземского, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского. Посещает салон З.А. Волконской.
Третий московский период жизни поэта (1831-1836).
В эти годы Пушкин в церкви Вознесения Христова Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. Их первой квартирой стал дом на Арбате, где молодые прожили около трех месяцев. Теперь в этом доме расположен музей Пушкина.
Приехав в Москву 3 мая 1836 года, Пушкин останавливается «…у Нащокина - противу Старого Пимена, дом г-жи Ивановой» (Воротниковский пер., 12, дом несколько перестроен). Пушкин почти всегда останавливался у Нащокина. Эта поездка в Москву, ставшая последней в жизни поэта, была вызвана главным образом необходимостью архивных разысканий в ходе работы над «Историей Петра» и делами по изданию журнала «Современник».
Уезжая из Москвы 20 мая 1836, Пушкин предполагал вновь сюда вернуться: здесь жили его ближайшие друзья, здесь ему легче дышалось, чем в холодной, чиновной северной столице. В начале февраля следующего 1837 года в Москву приходит трагическое известие о гибели Пушкина. Ему так больше и не удалось вернуться в так горячо любимый им город.