Вятский лапоть
Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.
Плетение из лыка
Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».
Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (носки).
Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.
Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол.
Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб.
Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.
О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.
Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках.
С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести.
В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 – 2 см.
В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей.
Фестиваль "Вятский лапоть"
В наши дни лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый – практический – интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.
Приобретает лапоть и символическое значение – представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть».
Кто же плетет современные лапти? Прежде всего кильмезские мастера, сотрудничающие с благотворительым фондом «Народный дом», – Екатерина Ивановна Рухлядьева, Михаил Васильевич Медведев, Герман Михайлович Анисимов. Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение.
Сама идея этого праздника принадлежит благотворительному фонду «Народный дом», и, в частности, президенту этого фонда, народному мастеру и умельцу Магсуму Габдулхакову. Он сам занимается плетением из лыка, и, конечно же, делает лапти. География участников праздника расширяется с каждым годом. Здесь всегда можно увидеть русских, татар, удмуртов, марийцев, приезжают также и чуваши.
Не будем забывать то, что и сам Кильмезский район многонационален. На этой гостеприимной земле мирно сосуществуют представители самых различных народов, каждый из которых поддерживает свою культуру, обычаи и традиции. Народное творчество во многом способствует стиранию межнациональных границ между представителями разных культур, создает основу для совместного творчества и взаимопонимания.
На празднике все гости носят лапти и носят народные костюмы, говорят исключительно и только про лапти. Веселые конкурсы немыслимы без лаптей. Для всех желающих познакомиться с искусством плетения изделий из бересты, лыка, соломы и лозы проводятся специальные мастер-классы. Проводятся конкурсы частушек, демонстрация одежды в народном стиле, аукцион эксклюзивных работ умельцев, выставка самоваров, выступают различные творческие коллективы со всей области. И это еще далеко не все развлечения…
Всегда во время этого фестиваля проходит оживленная торговля всевозможными вкусностями, которые также имеют форму лаптя. Ничего не скажешь, лапоть здесь, лапоть там, и кругом одни только лапти… И, действительно, для тех, кто побывал на этом празднике в Кильмези, лапоть становится не пережитком далекого прошлого, а самодостаточный арт-объект, символ поселка и всего Кильмезского района.
На фестивале «Вятский лапоть» мастера народных промыслов выставляют на ярмарке свои работы, Вы всегда сможете приобрести любую вещи кустарного производства, их здесь много, все они красивые и разнообразные. Кстати, свои изделия на «Вятский лапоть» привозят и народные умельцы из Удмуртии, Татарстана, Пермского края и Нижегородской области.
Достижением организаторов данного фестиваля является создание комфортной инфраструктуры для гостей. На берегу реки разбивают палаточный городок, оборудуют камеры хранения, работают столовая и бесплатный Wi-Fi. Неслучайно, в ноябре 2012 года фестиваль «Вятский лапоть» удостоился первой национальной премии в области событийного туризма в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиции и промыслов».
Источники
- М.С.Судовиков. Кника о Вятке и для Вятки
- И.К.Ярополов.Вятские сказы
- В.А.Старостина.Книга Вятских родов
ученица 3Г класса
МБОУ СОШ с УИОП №47
города Кирова
Учитель:
Игнатьева Галина Николаевна