Полезные свойства борща
Определение полезных свойств борща
Соберем продукты, необходимые для варки борща. В каждой семье есть свои рецепты, но мы взяли такой набор – картофель, капуста, свекла, морковь, репчатый лук, томатная паста, зелень укропа, петрушки и лука. Нам понадобился кусочек мяса с косточкой, немного растительного масла и сметана.
Часть овощей для приготовления борща, выращены на нашем огороде, а мясо и зелень мы купили с мамой в магазине. При покупке записали стоимость каждого продукта за килограмм и сумму, которую мы заплатили за каждый из них. Это потом нам понадобится для экономических расчетов.
Для начала мы решилиразобраться, какими органами растений являются овощи, взятые нами для приготовления домашнего борща. В этом нам поможет эксперимент.
Опыт 1. «Определение органов растений у овощей по их внешнему и внутреннему строению»
Цель: выяснить, по внешним признакам, какими органами растений являются овощи; определить различия побега и корня по внутреннему строению.
Оборудование: картофель, морковь, свёкла, петрушка корневая, нож.
Проведение опыта:
1).Взяли в руки клубень картофеля, корнеплод моркови, свёклы, петрушки корневой.
2). Вспомнили из уроков «Окружающего мира» главные внешние отличия корня и побега.
3). Сравнили клубень и корнеплод.
4). Определили - кто произошел от стебля, а кто - от корня. 2). Разрезали овощи поперёк.
3). Рассмотрели полученные срезы. 4). Сравнили их внешний вид визуально.
5). Отрезали небольшие кусочки картофеля, моркови и свёклы; попробовали их пожевать и определить их вкусовые качества в сыром виде.
6). Результаты своих наблюдений оформили в таблицу №1.
Таблица №1
№ п/п | Название овоща | Внешние признаки | Внутренние признаки | Орган растения |
1 | картофель | имеет почки (глазки) и остатки листьев (бровки); форма овальная. | видно в центре что-то похожее на
неправильную звезду с несколькими лучами. |
Клубень – видоизмененный побег стебля |
2 | морковь | утолщенная, мясистая, сочная часть корня; форма конусовидная. | на срезе четко видны две окружности – внутренняя и наружная; у них немного различается цвет. | Корнеплод- видоизменение корня. |
3 | свекла | утолщенная, мясистая, сочная часть корня; шаровидно-овальной формы. | имеет кольцевое (6-12 колец) строение. | Корнеплод- видоизменение корня. |
4 | петрушка корневая | утолщенная, мясистая, сочная часть корня, имеет коническую форму.. | Корнеплод- видоизменение корня. |
Результат: Пожевав кусочки картофеля, моркови, свёклы и корневой петрушки по отдельности, ощутили отличии по плотность (жесткости), и вкусу. Морковь, свёкла и корневая петрушка более жесткие, чем картофель и слаще.
Вывод:
Исследовав внешние (в первом опыте) и внутренние (во втором опыте) особенности овощей, мы определили, к каким ботаническим семействам относятся перечисленные растения. А это значит, что в борще спряталась такая наука как ботаника.
Все уже знают, что крахмал – это запасной углевод растений. При реакции с йодной настойкой крахмал дает темно-синюю окраску. Контрольным экземпляром у нас будет картофель, потому что в нем много крахмала.
Опыт 2. «Определение крахмала в овощах»
Цель: определить наличие крахмала в овощах.
Оборудование: картофель, морковь, свёкла, лук, капуста, йод, нож, пипетка.
Проведение опыта:
1). Разрезали картофель, морковь, свёклу, лук и капусту поперёк.
2). Сначала капнули 3 капли йода на контрольный экземпляр, то есть – картофель.
3). Затем капнули по 3 капли йода на свёклу, морковь, лук и капусту. 4). Сравнили их внешний вид визуально.
5). Результаты наблюдений занесли в таблицу №2.
Таблица №2
№ п/п | Овощи | Изменение окраски | Наличие крахмала |
1 | картофель | насыщенный темно-фиолетовый цвет | большое содержание крахмала |
2 | морковь | незначительное изменение цвета йода | небольшое содержание крахмала |
3 | свёкла | цвет йода не изменился | нет крахмала |
4 | лук | цвет йода не изменился | нет крахмала |
5 | капуста | незначительное изменение цвета йода | небольшое содержание крахмала |
Вывод: Исследовав наличие крахмала в овощах, и химические процессы мы делаем вывод, что в борще спряталась такая наука как химия.
Опыт 3. «К какой науке относится закипание воды?»
А теперь начнем варить борщ. В кастрюлю налейте воду и поставьте на плиту. Через некоторое время вода начнет закипать. Мы это видим по появляющимся пузырькам. А что это за пузырьки и почему они свидетельствуют о закипании воды?
Цель: определить при каких условиях вода быстрее закипает.
Оборудование: кастрюля с крышкой, 1 литр холодной воды, газовая печь, секундомер.
Проведение опыта:
1).В кастрюлю без крышки налили 1 литр холодной воды, зажгли максимальный огонь и включили секундомер. При появлении больших пузырьков зафиксировали время закипания воды.
2). Второй раз налили 1 литр воды в кастрюлю без крышки, добавил 1 чайную ложку соли, поставили на максимальный огонь. При закипании воды зафиксировали время.
3). Повторили опыт снова, только теперь кастрюлю накрыли крышкой. При закипании воды зафиксировали время.
4). Результаты наблюдений занесли в таблицу №3.
Таблица 3.
Кастрюля без крышки | Кастрюля без крышки с добавлением 1 ч.л. соли | Кастрюля с накрытой крышкой | |
Время | 7 мин. 20 сек. | 6 мин. 10 сек. | 5 мин. 30 сек. |
Вывод: При проведении данного опыта мы обнаружили, что вода быстрее закипает в закрытой крышкой кастрюле. А так как кипение воды это физический процесс и изучают его на уроках физики, то делаем вывод, что в борще спряталась такая наука как физика.
Опыт № 4. Расчет стоимости 1 порции борща
Наверно, каждый человек в нашей стране, услышав слово «борщ», представляет себе тарелку ярко-красного густого супа со сметаной. Борщ готовят и дома, и в ресторанах. Он считается традиционным блюдом русской кухни и нравится многим иностранцам. Существует множество рецептов приготовления борща. При расчетах стоимости 1 порции борща мы рассмотрели два рецепта: борщ домашний и борщ кубанский. Полученные данные занесли в таблицу №4.
Таблица 4.
Продукты | Цена за 1 кг р. | Домашний борщ | Борщ кубанский (школьная столовая) | ||
Расчет продуктов в г. на 1/п. | Расчет на 1 порцию (р.) | Расчет продуктов в г. на 1/п. | Расчет на 1 порцию (р.) | ||
Говядина с косточкой | 350 | 25 | 8,75 | - | - |
Морковь (1шт) | 30 | 9,38 | 0,28 | 15 | 0,45 |
Свекла (1шт) | 25 | 9,38 | 0,23 | 30 | 0,75 |
Картофель (4шт) | 40 | 18,75 | 0,75 | 40 | 1,6 |
Лук репчатый (2шт) | 25 | 9,38 | 0,23 | 12 | 0,3 |
Капуста (0,25 кочана) | 28 | 12,5 | 0,35 | 40 | 1,12 |
Томат 2 стакана (дом) | - | 25 | - | - | - |
Томатная паста | 80 | - | - | 6 | 0,48 |
Чеснок (2 зубчика) | 170 | 0,56 | 0,09 | - | - |
Сахар (1ч.ложка) | 45 | 0,43 | 0,02 | - | - |
Соль поваренная (1ст.ложка) | 25 | 2 | 0,12 | 2 | 0,12 |
Укроп и петрушка по ½ пучка | 40 -100 г (20 р за 1 пучок) | 3,125 | 1,25 | - | - |
Перец душистый | 48 (15грамм) | 0,06 | 0,19 | - | - |
Перец молотый | 56 (20грамм) | 0,06 | 0,17 | - | - |
Масло подсолнечное (3ст.ложки) | 95 | 3,25 | 0,31 | - | - |
Масло сливочное | 170 | - | - | 5 | 0,85 |
Сметана на 1 порцию 1ч ложка | 200 г 60 р | 15 | 4,5 | 5 | 1 |
Вода | - | 187,5 | - | - | - |
Цена за 1/п. 17 р. 42 коп | Цена за 1/п. 6 р. 67 коп. |
Выводы: Из данной таблицы видно, что стоимость 1 порции борща в школьной столовой стоит 6 р.67 коп, а в домашних условиях – 17р. 42 коп., что на 10 р. 75 коп больше. Домашний борщ дороже, так как он сварен с мясом говядины, зеленью петрушки, укропа, чесноком, душистым перцем, что делает его вкусней и дороже.
Выполнив расчеты приготовления борща, мы делаем вывод, что хозяйкам и поварам необходимы знаний такой науки как математика и экономика.
Заключение
В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:
- Изучив научную литературу и информацию из сети «Интернет» о борще, узнала, в каком веке и на территории какого государства впервые появился борщ.
- Выяснила, в результате опытов, с какими науками мы имели дело при приготовлении борща, и тем самым подтвердила свою гипотезу.
- Освоила рецепт приготовления домашнего борща, чем порадовала своих близких и родных.
- Научилась выполнять математические расчеты одной порции борща.
- Приобрела навыки экспериментальной работы.
Сейчас в разных странах, у каждой хозяйки есть свои рецепты борща. Но главное правило — готовить его с удовольствием и хорошим настроением! А мы при приготовлении домашнего борща постарались одновременно коснуться и вопросов самых разных наук.
Список литературы
1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ – ПРЕСС, 1998. – 432 с.
2. Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. М.: Белый город, 2014 г.
3. Аксёнова М. Д. Физика. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 2007 г.
4. Классика кулинарного жанра. – М: ОЛМА -ПРЕСС 2006. – 319 с
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Польза борща"