Проект "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
Педагогический проект в детском саду (ДОУ) "В детский сад - радостью" рассчитан на долгосрочный период проведения в 1 младшей группе ДОУ. Для самых маленьких воспитанников детского сада необходимо продумать план преодоления адаптационного периода к условиям детского сада, учитывая при этом, что у каждого воспитанника есть свои особенности поведения. Авторы проекта расскажут, как организовать успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Подробнее о работе:
Авторы педагогического проекта в ДОУ "В детский сад - с радостью" разработали план организации адаптационного периода детей в детском саду, привлекая к активному участию не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников, которых в первую очередь необходимо подробно проконсультировать об особенностях периода и роли самих родителей в данном процессе.
Паспорт проекта
Срок выполнения проекта: с августа 2016 г. - по декабрь 2016 г.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация ДОУ: организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта;
- педагоги группы раннего возраста и 1-ой младшей группы; специалисты ДОУ: взаимодействуют с родителями в рамках реализации проекта;
- родители: повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях;
- дети: участвуют в совместных мероприятиях.
Содержательная часть проекта
1. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области, связанной с тематикой проекта.
Каждое дошкольное образовательное учреждение реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей.
Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Поступление ребёнка раннего возраста в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро каждой Основной общеобразовательной программы.
В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
2. Цель и задачи проекта
Цель: оптимизация адаптационного периода детей раннего возраста к условиям ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
- Вовлечение родителей в единое образовательное пространство для взаимодействия детского сада и семьи.
- Повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Описание ожидаемых результатов проекта:
- Благоприятный адаптационный период детей от 1,5 лет до 3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психологопедагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ;
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Ресурсы:
- кадровый потенциал;
- программно- методическое обеспечение;
- материально-техническое оснащение ДОУ;
- родительское сообщество.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Проект - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практические участие родителей, детей.
Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.
Концепция решения проблемы:
Взаимодействие семьи и ДОУ базируется на следующих принципах:
- добровольность сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе.
Реализация проекта представлена тремя этапами: организационный, основным и заключительным.
Цель первого этапа организационного: создать нормативное, научнометодическое и информационное обеспечение работы проекта.
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп раннего и младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «В детский сад с радостью!»;
- разработка анкет для родителей.
Цель второго (основного) этапа вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство ДОУ с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы, а также на совершенствование развивающей среды в рамках проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
Цель третьего этапа заключительного - анализ и обобщение результатов реализации проекта.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями в детском саду (ДОУ)
- Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Семинары-практикумы - способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами ДОУ
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Семинары-практикумы - повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Сроки | Содержание | Ответственные |
Август | - Заключение договора с родителями; | Заведующий ДОУ |
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; | Зам.зав. по ВМР | |
- Индивидуальные консультации для | специалисты ДОУ | |
родителей вновь поступающих детей в ДОУ - Анкета «Давайте познакомимся!»; | воспитатели, педагог-психолог | |
- Анкета для родителей (социальный паспорт семьи); | воспитатели | |
- Памятка для родителей «Помогите своему ребенку»; | педагог-психолог | |
- Заочный лекторий для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» | педагог-психолог | |
- Консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» | Зам.зав. по ВМР, педагог-психолог | |
- Диагностика «Адаптация детей к ДОУ» | воспитатели, педагог-психолог | |
Сентябрь | - Родительское собрание «Адаптация ребенка к | администрация ДОУ |
условиям ДОУ» | воспитатели | |
специалисты | ||
- Консультация «Значение режима для развития ребенка раннего возраста» | мед.работник | |
- Семинар-практикум для педагогов «Игры в период адаптации детей к ДОУ» | педагог-психолог | |
- Заочный лекторий «Возрастные и | воспитатели, | |
индивидуальные особенности детей раннего | педагог-психолог | |
возраста» | воспитатели, | |
- Диагностика «Адаптация детей к ДОУ» | педагог-психолог | |
Октябрь | - Стендовая информация «Профилактика простудных заболеваний» | мед. работник |
- Консультация «Ладушки-ладошки» | учитель-логопед | |
- Диагностика «Адаптация детей к ДОУ» | воспитатели, | |
педагог-психолог |
Сроки | Содержание | Ответственные |
Ноябрь | - Консультация «Растим малыша здоровым» | инструктор по ФИЗО |
- Заочный лекторий «Как организовать игровой уголок дома» | воспитатели | |
- Диагностика «Адаптация детей к ДОУ» | воспитатели, педагог-психолог | |
Декабрь | Семинар-практикум для родителей «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего возраста» | воспитатели, педагог-психолог |
- Стендовая информация «Почитайте детям» | воспитатели | |
- Заочный лекторий «Питание - залог здоровья» | мед.работник | |
- Анкетирование родителей «Адаптация ребенка к ДОУ» | воспитатели, педагог-психолог |
Список литературы
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2004.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». - Учебно-методическое пособие. - М.:
- Педагогическое общество России, 2010. - 80с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. - 72с.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 56с.