Долгосрочный проект «Мир вокруг нас»
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для старшей группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России ДОУ являются просветительскими центрами для родителей.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Подробнее о работе:
В долгосрочном проекте для старшей группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".
Данная работа (проект) для старшей группы детского сада «Мир вокруг нас» будет полезна для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада, а также для родителей детей дошкольного возраста.
Оглавление
Введение
1. Этапы реализации проекта «Мир вокруг нас»
Заключение
Литература
Приложения.
Введение
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Цель и задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
с сентября по март учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Совмесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие №1
«Наша Земля» Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. |
«Что есть на нашей Земле»
Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах |
Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
Оформление альбомов о водных ресурсах |
Экскурсия в рощу.
Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус» Мониторинг |
2 неделя | Занятие №2
«Как хлеб на стол пришёл» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Беседа «Виды хлеба»
Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав. |
Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.
Оформление уголка «Хлеб» |
Экскурсия на поле.
Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал» |
3 неделя | Занятие №3
«Свойства некоторых вещей» Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас. Учить пользоваться журналом научных наблюдений. |
«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» | В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) | |
4 неделя | Занятие №4
«Наши помощники - органы чувств» Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ |
Беседа «Мы такие разные»
Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). |
Предложить детям дома наблюдать за домашними животными
(особенности их органов чувств) |
Рисование: «Мой портрет» |
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
- Создание проблемной ситуации.
- Поиск возможных решений.
- Прогноз результата эксперимента.
- Проверка возможных решений, исходя из данных.
- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
- Обобщение
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Перспективный план работы с детьми Сентябрь
Октябрь
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие №5
«Волшебница соль» Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор. |
Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.
Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. |
Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) | |
2 неделя | Занятие №6
Занятие «Бумага – наша помощница» Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением |
Беседы:
«Берегите бумагу» «Где изобрели бумагу» «Почему бумага разная?» |
||
3 неделя | Занятие №7
«Свойства песка» Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. |
Беседа «Горы»
Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. |
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Оформить выставку изделий из стекла |
Постройки из песка на участке |
4 неделя | Занятие №8
«Сердце» Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца Прививать навыки ЗОЖ |
Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.
Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей. |
Плакат с изображением сердца, муляж сердца. | Экскурсия в детскую консультацию |
Ноябрь
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие №9
«Вулканы» Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов |
«Цунами»
Беседа с показом видеофильма «Торнадо. Ветер» Беседа с показом видеофильма Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы |
Просмотр открытого занятия «Вулканы». | |
2 неделя | Занятие №10
«Магнит. Как достать скрепку?» Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. Учить рисовать схемы. |
Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы | ||
3 неделя | Занятие №11
«Удивительные камни» Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. |
«Где применяются камни?» | В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). | |
4 неделя | Занятие №12
«Наше здоровье» Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением. Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье. |
В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания
(воздушные, водные). |
Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья. | Экскурсия в рощу |
Декабрь
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие №13
«Зачем нужна вода» Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. |
Беседы с показом опытов «Солёная вода»
Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. |
Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)
Изготовление цветного льда. |
Экскурсия на реку Нерль |
2 неделя | Занятие №14
«Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация. Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества. |
«Где применяется вода» | На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?» | Просмотр открытого занятия «Свойства воды» |
3 неделя | Занятие №15
«Свойства снега и льда» Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. |
Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»
Цель: Учить сравнивать снег и лёд. |
Рисуем снежные постройки | |
4 неделя | Занятие №16
«Опорно-двигательный аппарат» Цель: Расширять представления детей о строении нашего тела. Дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле. Показать позвоночник, его значение. Учить детей анализировать, делать выводы. Расширять знания о пользе физкультуры, спорта. Прививать навыки ЗОЖ |
Беседа «Что полезно есть для укрепления костей». | Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре) |
Январь
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Каникулы | Каникулы | Каникулы | Каникулы |
2 неделя | Занятие №17
«Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность. |
В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. | ||
3 неделя | Занятие № 18
«Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер). На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия |
Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев | Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный) | Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)
Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха" |
4 неделя | Занятие № 19
Цель: «Градусник. Термометр» Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела. |
Беседы о назначении приборов для измерения температуры | Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры | Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр» |
Февраль
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие № 20 «Волшебное электричество? Живые волосы»
Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!!!). Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения. Использовать проектор для наглядности (показ презентации). |
«О звёздах»
Беседа с показом презентации. Беседовать о применении электричества в современном мире. |
Оформить альбом «Главные ГЭС в России»
Выставка бытовых электроприборов. |
Экскурсия к Петровской ГЭС, по возможности посетить подстанцию |
2 неделя | Занятие № 21 «Огонь наш друг и враг»
Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём. |
Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.
Показ презентации «Как добывали огонь наши предки» |
Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей» | Экскурсия к ППЧ №50 |
3 неделя | Занятие № 22 «Виды масла, его применение и свойства»
Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. |
Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла» | Оформить альбомы о разных странах.
Показать детям разные виды аромамасел |
Экскурсия в химическую лабораторию Петровской СОШ |
4 неделя | Занятие № 23 «Пищеварение»
Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания, прививать навыки ЗОЖ |
Беседовать о вкусовых предпочтениях детей.
Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать. |
Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом» |
Март
Неделя | Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 неделя | Занятие № 24 «Посадка лука»
Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал. Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность. |
Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.
Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) |
Наблюдаем за ростом лука.
Посадить лук в тени и на солнце. |
Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава) |
2 неделя | Занятие № 25 «Свет и тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
|||
3 неделя | Занятие № 26
«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?» Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. |
Показ презентации о солнечной системе.
Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей» «Что такое загар» |
Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце | |
4 неделя | Занятие № 27
Итоговое (занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину) |
Мониторинг |
Мониторинг
- Анализ результатов проекта.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Анкетирование.
Перспективный план работы с родителями
Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
Консультации для родительского уголка.
Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Список литературы
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.