Михаил Ломоносов - биография и интересные факты
Знали ли вы, что Михаил Ломоносов подделал документы, чтобы учиться в Москве? Почему русская монархия ненавидела великого учёного? Давайте разбираться в исторических фактах. Из биографии великого русского ученого известно, что когда Михаил Васильевич Ломоносов был маленьким, он жил в поселке, расположенном на берегу широкой реки Двина. Точнее, не на берегу, а на острове, на котором было несколько поселков, а вокруг - еще восемь островков.
Напротив, на берегу, раскинулось большое старинное село Холмогоры. Жители острова землю пахали, хлеб не сеяли, а пищу добывали в море. Поэтому их называли поморами. Отец Михаила Ломоносова был знатным помором, имел собственный корабль, оснащенный парусом, и команду. Он часто бывал в плаваниях, надолго оставляя семью и маленького Михаила.
Детство Михаила Ломоносова
Сначала Михаил считал, что Земля - это только их остров и все человечество живет в его селе Мишанинское и в соседнем - Денисовке. И когда однажды в их берега причалил иностранный корабль, а с него сошли Валерий Воскобойников на берег странно одетые люди, которые говорили на непонятном языке, мальчик очень удивился. От отца Миша узнал, что Земля - большая и круглая, а людей на ней столько, сколько звезд на небе. И тогда мальчик решил посчитать звезды.
Он вглядывался в небесную даль, но каждый раз сбивался. Маленького Ломоносова интересовало все. Откуда на небе берутся облака? Почему Луна меняет свой облик, то превращается в тонкий серпик, то снова становится круглым, и чье это лицо на нем виднеется? Почему звезды в ясную ночь так странно мерцают?
Как-то Михаил принес с реки домой кусок льда и бросил его в огонь печи, а рядом положил обычный камень. Лед, подпрыгивая, зашипел, быстро превратился в лужу и мгновенно испарился. А камень лишь слегка покраснел. Почему же лед, такой же твердый, как и камень, растаял, а камень - нет?
Самообразование Ломоноса
Ответы на вопросы маленького почемучки ни родители, ни соседи дать не могли. Тогда семилетний Михаил взялся изучать грамоту. Первыми его читалками стали церковные книги. Однако и в них Ломоносов не находил ответов на свои вопросы. А вопросов стало еще больше. Почему на морозе снег под ногами скрипит, а в оттепель - нет?
Почему сияние вспыхивает зимними ночами на небе? Откуда берутся гром и молния? Почему солнечный свет теплый, а лунный - холодный? Что находится внутри Земли? Ответы на многочисленные вопросы маленький Ломоносов нашел в книге "Арифметика". Это была настоящая энциклопедия, которую мальчик зачитывал утра до вечера.
Михаилу еще и десяти лет не исполнилось, как умерла мама. Отец привел в дом новую жену. Мачеха была хорошей, заботливой, пасынка не обижала, только и она прожила недолго - простудилась. Отец снова женился. Вторая мачеха оказалась злой и сварливой, не позволяла мальчику читать его любимую «Арифметику». Ему приходилось прятаться от мачехи и читать то в курятнике, то под навесом, где вялилась рыба.
Однажды отец решил взять сына с собой в плавание. Ломоносов узнал: чтобы познать книжные премудрости, следует изучать языки - латынь и греческий. Однако в селе этому никто не мог научить. Но отец не собирался отпускать сына в Москву. Юноша решился уйти из дома.
Путь Ломоносова в Москву
В то время не разрешалось путешествовать без специальной бумаги - паспорта. Поймают без паспорта - отправят в солдаты или на каторжные работы. Паспорт выписывал писарь в канцелярии, а так как фотоаппараты еще не изобрели, в нем перечисляли приметы: рост, цвет волос и глаз, родинки и тому подобное.
Ломоносов хорошо знал местного писаря потому, что неоднократно приходил к нему, чтобы поставить подпись за своих неграмотных соседей. Втайне от отца писарь создал Михаилу паспорт. Теперь можно было отправляться в Москву. Один товарищ дал ему немного денег в долг, другой - пальто. И одной морозной ночью покинул Михаил родительский дом.
Самый старый ученик - Ломоносов
Михаил думал, что в Москве трудности кончатся. На самом деле там они только начались. Детей крестьян ни в школы, ни в училища не принимали. Ломоносов сообразил: подправил запись в паспорте и ... стал дворянином.
Через несколько лет обман был раскрыт, и его чуть не отправили в солдаты. Но в то время Ломоносов уже стал лучшим учеником Славяно-греко-латинской академии. Ему было 19 лет, когда его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет десяти-одиннадцати. За первый год он прошел сразу три класса.
Будущий ученый жил впроголодь, зато сумел выучить языки, прочитать труды греческих и римских писателей и философов. Шел с друзьями на московские пруды выдергивать перья у гусей, чтобы сэкономить средства. Однако на вопросы, какие его мучили, ответа не нашел. Не учили в академии естественным наукам. Обычно после седьмого класса выпускники становились или священниками, или учителями церковно-приходских школ. Такая судьба ожидала и Михаила.
Академик Ломоносов
Но случилось невероятное. 15 октября 1735 из Петербурга прислали указ: двенадцать лучших учеников направить в столицу для обучения в Академии наук. Ломоносов оказался в Петербурге.
В то время в Российской академии наук учились только иностранцы. Многих европейских ученых пригласил еще царь Петр I. Наконец Ломоносов начал изучать науки, о которых так давно мечтал: математику, физику, географию, историю, философию, даже танцы и немецкий язык. Впоследствии он понял, что язык они учат не случайно: из двенадцати студентов профессора должны были избрать трех лучших и через год отправить их для обучения в Германию. Первым среди них снова был Ломоносов.
Пять лет Михаил Ломоносов получал за рубежом новейшие знания о природе. Вернувшись в Россию, молодой ученый стал академиком. Пытаясь ответить на свои детские вопросы, он сделал много важных научных открытий в физике, химии, астрономии, метеорологии и геологии.
По "Грамматике" и "Риторике" Ломоносова учились русские дети. По его правилам поэты учились писать стихи. Он делал все, чтобы в России было больше образованных людей. По его проекту в Петербурге открыли Академию искусств, а в Москве – университет.
Смальта Ломоносова
Открытие Ломоносова обогатили науку, а его идеи опередили время. Ломоносов построил мозаичную лабораторию, маленькую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований.
Работая в химической лаборатории, Ломоносов провел более четырех тысяч опытов, разработал собственную технологию изготовления цветного стекла - смальту. Стекольное производство того времени владело довольно ограниченным ассортиментом реактивов и изделия Санкт-Петербургского стекольного завода были в основном бесцветными или синими и зелеными.
Немецкий стеклодув Иоганн Кункеля еще в XVII веке владел секретом красного стекла - "золотого рубина". Его получали еще в Древнем Риме благодаря примесям золота. Однако и Кункеля унес в могилу свою тайну.
М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Многие оттенки стекла получил Ломоносов при довольно ограниченном наборе элементов, которые использовали в качестве примеси, которые влияли на цвет - свинец, олово, сурьма и некоторые другие вещества.
Элементы, которые сейчас используют с этой целью (хром, уран, селен, кадмий), тогда еще не были открыты. Благодаря добавлению меди получали невероятные оттенки красных смальт, которые мастера мозаики называли "скарцетами" и "лаками".
Их варка была настоящим искусством. Медь использовали также для получения зеленых и бирюзовых оттенков. Знатоки мозаичного искусства высоко ценят разноцветные Ломоносовские смальты и считают их неповторимыми.
В 1753-1754 годах недалеко от Ораниенбаума в селе Усть-Рудицах ученый построил фабрику по производству цветного стекла. Сначала на фабрике выпускали только бисер, стеклярус и смальту. Через год появились разнообразные "галантерейные изделия": граненые камни, подвески, броши и запонки.
С 1757 год фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы - все из разноцветного стекла, преимущественно бирюзового. Постепенно наладили производство дутых фигур, горшков для цветов, украшений для сада.
Астрономические открытия Михаила Ломоносова
В астрономической обсерватории ученый изучал физическую природу Солнца. В то время ученые считали, что оно имеет твердую каменную, хотя и разогретую оболочку. Ломоносов первым высказал гипотезу о том, что Солнце - раскаленный газовый шар.
Одним из важнейших и самых известных достижений Ломоносова является открытие атмосферы Венеры. 24 июня 1761 Венера проходила по солнечному диску. Это явление наблюдали с помощью телескопов десятки астрономов не только в России, но и в других странах. Ученые внимательно вглядывались в небо, стараясь не пропустить тот момент, когда произойдет контакт дисков Солнца и Венеры.
Во время этого исследования астрономы пытались уточнить расстояние от Земли до Солнца. После того как диск планеты четко наметился на фоне солнечного, Ломоносов заметил легкую дымку на краю солнечного диска.
Когда Венера приблизилась к другому краю Солнца, на нем появилась выпуклость, которая быстро исчезла, и некоторое время край диска был как срезанный. Это явление заметили и другие астрономы. Однако только русский ученый смог правильно его объяснить: Венера окружена атмосферой.
Открытие Ломоносова получило признание в научном мире и привлекло внимание ученых к идее существования жизни на других планетах. Ломоносов известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и 1762 предложил свою схему рефлектора.
Теория + практика = истина
Ломоносов знаменит не только тем, что создал такие новые науки, как физическая химия и не только открытиями в астрономии, физике, химии, геологии, географии, истории, кристаллографии, но и подходом к научному творчеству, методами постановки научных задач.
Единство теории и практики - для Ломоносова неоспоримая истина. Его разносторонность и работоспособность создают обманчивое впечатление, что жил и творил он в науке долгие годы. А между тем Ломоносов умер рано, ему не было и 54 лет, а самостоятельное научное творчество продолжалась 24 года.
Сравнения неуместны, когда речь идет о людях масштабов Ломоносова. И в истории мировой науки не много можно найти примеров такого интенсивного творчества. Несмотря на расположение императрицы Елизаветы, этот человек за свой недолгий век пережил бедствия: ему подбрасывали анонимки, его травила церковь, над его трудами насмехались и глумились монархи.
Ложка за ухом Ломоносова
Всю жизнь ученый работал, не жалея себя, экономил на всем. О последних годах его жизни рассказывает племянница Матрена Евсеевна: "Бывало, бедный мой, так зачитается и запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме куска хлеба и масла.
Размышления и живое воображение сделали Ломоносова на старости очень рассеянным. Он часто во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой ел горячее, или вытирался париком, которого снимал с себя, когда брался за щи".
Привычки Ломоносова
Большой, впоследствии располневший, но живой, сильный; характер имел хотя и добрый, веселый, но вспыльчивый. Когда в Германии поссорился с Генкелем, наставником в горном деле, порубил и порвал с ярости все книги, бушевал так, что "все здание вздрагивало".
А на Васильевском острове попытались ограбить его три матроса. Он так разозлился, что один упал без памяти на месте, второй с расквашенным лицом, убежал, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал в узел и принес "добычу" домой. Даже когда пришло к нему признание, и он стал уважаемым человеком, его привычки так и оставались с ним.
Нерадивый относительно одежды, в белой блузке с расстегнутым воротником, в халате, мог принять важного чиновника. Ломоносов рано постарел. Надорванное смолоду здоровье дало о себе знать.
И умер он от легкой весенней простуды. Ошеломленный этим известием, Семен Порошин, воспитатель десятилетнего Павла I, поспешил во дворец, чтобы известить будущего русского царя о таком печальном событии. «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал...», - бросил он в ответ.
Память о Ломоносове
В 2011 году исполняется 300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову и 250 лет открытию атмосферы Венеры. Мы никогда не забудем имя гениального ученого, которого иностранные академии наук с уважением приняли в почетные академики.
И на некоторые свои вопросы он так и не успел ответить. На них не сумели найти ответы и другие ученые. Даже сегодня любой первоклассник может задать ученому академику такой вопрос, на который он не сможет ответить. А если первоклассник захочет сам найти ответ, он сможет стать академиком.
Кто знает, возможно, вас также мучают вопросы о Вселенной и однажды вы сделаете свое открытие. Тогда ваше имя будет произносить с уважением все человечество, так же как имя гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.